DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Стас Якимов: «Если вносишь вклад в развитие комикс-индустрии, то заслуживаешь уважения»

Стать комиксистом мечтают многие, однако даже поверхностное ознакомление с профессией вскоре даёт понять — мало уметь рисовать и сочинять графические истории, гораздо сложнее быть востребованным и зарабатывать на этом деньги. История Стаса Якимова — яркий пример сбывшейся мечты и мотивации. Стоит упомянуть, что в число его многочисленных работ входит как разнообразный мейнстрим, так и комиксы на остросоциальную тематику. В данном интервью мы узнаем, насколько тернист путь автора комиксов, какие есть подводные камни и тёмные стороны индустрии, да и есть ли индустрия как таковая в России.

Расскажи немного о себе.

Меня зовут Стас. Я художник комиксов. Живу в России, работаю в основном на авторов зарубежных инди-комиксов.

Ты художник, ставший комиксистом, или наоборот?

Ну, если б было наоборот, то я бы картины сейчас рисовал, а не комиксы, наверное. Да и чисто художником я особо никогда не был. Меня отовсюду, где я пытался учиться рисовать, отчисляли за то, что я «не художник» и «рисовать не умею».

Что подвигло тебя заняться комиксами?

Скудность советского и постсоветского медиапространства. Комиксов не было (кроме «Веселых картинок»), а по телевизору — только бесконечные повторы «Ну, погоди!» и фильмы про войну. Я начал рисовать комиксы, чтоб младшего брата развлекать. Так, кстати, «Скелет-Инспектор» появился. Рисовал для себя, для друзей. «В стол», как говорится. А потом «произошел» интернет, и оказалось, что многим людям такое рисование интересно.

Сколько в среднем времени тратишь на создание страницы?

От часа до 5 дней. Все ж зависит от количества деталей, от количества кадров; разворот это или сплэш; от действия, которое на странице происходит. Если на странице 2 кадра и на обоих говорящие головы, то понятное дело, что это работа на час максимум. А, например, когда экшн с кучей персонажей на фоне разрушающегося готического собора, то тут уже сутки или двое. В «Бабе Яге» и «Скелете» страницы обычно за день-два вырисовывались.

Баба Яга

Сколько зарабатывает востребованный комиксист?

Не знаю. Смотря о каком заработке мы говорим. Зарабатывает на чем? На заказе, который сразу оплачивается, или на роялти от проданного количества тиража, или на краудфандинге? Разные же вещи.

Например, за участие в инстаграм-проекте Three Panel Crimes я получил обговоренную сумму, потому что это проект разовый. Он больше имиджевый, на прибыль не нацелен. В общем, за комикс можно получить 3000-4000$, но это тоже от вашего ценника зависит.

Если брать роялти — там разброс огромный. Продажи низкие, комикс неинтересный — получай раз в квартал долларов по 50 в лучшем случае. Комикс выстрелил, на этапе рисования уже получил фан-базу и у тиража допечатка за допечаткой — можешь и 10 000$ заработать.

А если делаешь комикс под Kickstarter, то тут уже надо смотреть договор с автором. Не собрал комикс нужной суммы — получишь ноль. А собрал твой проект в 10 раз больше, чем надо было... внимательно смотри договор и обговаривай проценты.

Каких авторов комиксов считаешь эталоном, на который нужно равняться?

Авторов, в смысле художников? Или авторов-сценаристов? Ну, их слишком много — и тех, и других, и каждый по-своему крут. Джим Ли, Альберто Варанда, Френк Миллер, Эд Бенес, Марк Сильвестри, Грег Капулло, Рафаель Альбукерке, Зак Ховард, Шон Мерфи, Тони Мур... Много. Очень.

Баба Яга

Как относишься к негативной критике?

Она крайне редко бывает. И если уж бывает, то по делу. И от людей, которые гораздо дольше меня комиксами занимаются. Правда, часто это бывает тогда, когда я сам замечу, где накосячил — это если мы про иностранцев говорим. Если про Россию, то здесь отклик минимальный. Нет критики негативной. Есть просто негатив, без критики. Ругань какая-то и агрессия... но это ж в личке все. Забанил дурака и живешь спокойно дальше.

Комиксы — это основная твоя работа или есть ещё что-то?

Нет, ничего больше нет. Только комиксы.

Расскажи про обратную сторону профессии комиксиста.

Обратная сторона профессии... да вроде нет никакой обратной стороны. Ты рисуешь, создаешь что-то свое или помогаешь кому-то что-то свое создать. Накапливаешь связи, зарабатываешь репутацию и прочие блага. У тебя появляются фанаты, за ними — хейтеры. Или наоборот. И все.

Скелет-Инспектор

Какова разница в отношении к комиксистам в России и за её пределами?

А как здесь к комиксистам относятся? Я не знаю. Единственное, что там, когда узнают, что ты рисуешь комиксы, то реакция исключительно положительная. Никто не считает комиксы просто детскими книжками с картинками. Для запада — это огромный пласт литературы и культуры. И если ты как художник вносишь хотя б малейший вклад в её развитие, то заслуживаешь уважения.

А что думаешь про комикс-индустрию в России?

Мы говорим сейчас о русских комиксах, да? Исключая переводные DC, Marvel и прочее. Ну, так вот. Думаю, что человек, который придумал назвать то, что в России сейчас, — «комикс-индустрией» — находился в тот момент в крайне искаженном состоянии сознания.

Это малюсенькая ниша в индустрии книгопечати, с мизерными тиражами, которые зачастую даже не дотягивают до тиражей западных самиздатов, в которой напрочь отсутствует и конкуренция, и возможность конкурировать вообще. Все завязано на одном издательстве, которое взяло себе право диктовать вам, что читать, что для вас актуально для ознакомления, кого пускать на фестивали, на аллеи авторов, кого раскручивать, а на кого по заказу вылить грязь на своих медиаресурсах.

Провинция Зомби

Алан Мур, рассказывая о комиксе «Swamp Thing», вспоминал, что до того, как он занял место автора, комикс был на самом дне американской комикс-индустрии, продаваясь тиражом в 17 000 (!!!) копий. У нас тираж местных комиксов увеличивается только на словах, с помощью вранья главных редакторов некоторых издательств в интервью на сервильных сайтах. На деле же многие русские комиксы тиражом в 500 шт. пылятся на складах.

Хозяин продуктового ларька в селе тоже может назвать себя владельцем гипермаркета, но он им от этого не станет же. Но сельчане довольны и радуются. И звонят родственникам в город, рассказывая, что у них есть свой гипермаркет.

Хотя, называют же у нас теперь персонажей комиксов супергероями, при том, что никаких сверхспособностей у этих персонажей нет, и по сравнению с ними даже Микки Маус гораздо больше «супер», потому что у него-то как раз способность есть. Он же говорящая мышь.

Понятие «комикс-индустрия» подменили и перевернули точно так же, как в свое время сделали с термином «супергерой». Ничего общего с оригиналом, и весь смысл такого «нейминга» — потешить свое эго.

Какие комиксы ты уже издал?

Не издал, наверно, а нарисовал. Потом их издали, но это уже не я сделал. Примерно 60–70 тайтлов. Есть мини-серии типа «Aeonian» или «En Somnium», есть комиксы для антологий на 3–5 страниц, есть большие работы «Go West», «The Boxmasters», «The Korova». Ваншоты «Salvagers: Contagion», «The Roamer», «The Last Heist». Есть работы, чисто для самиздата нарисованные, например, «Drop Bears» — комикс про коал-убийц. Его заказывали австралийцы, чисто для себя. Ни о каких продажах речи вообще не шло. Просто книжка для своих. Многие работы я вообще не помню. Все ж на потоке большом. Некоторые комиксы забываются. Как-то встреча у меня была с Михаилом Шприцем, сценаристом аниме «Первый отряд», он показывает мне мою же страницу... а я в упор не помню, откуда она и что это за комикс вообще.

Некоторые комиксисты открывают курсы или сами ходят на курсы. А как у тебя с этим?

Один мой друг сказал: «Когда я полностью исчерпаю себя как художник, и у меня не останется идей как у автора, я пойду читать лекции про комиксы». Вот у меня с этим примерно так же. Не очень представляю себе, как я могу вести курсы. Научить-то я смогу, но бродить перед людьми, чего-то рассказывать... какая-то малорадостная перспектива.

А чтоб самому ходить на курсы, нужно время. А у меня его нет. Да и курсов интересных я не встречал. Эти же все курсы — они как русские видео о давно выпущенных комиксах Марвел или ДиСи на ютубе. Варианта два — или автор говорит полную чушь, и ты его не смотришь, потому что он говорит не пойми что. Или автор рассказывает то, что ты и так уже знаешь, и смысла тратить на это время — ноль.

Основной состав

Что насчёт спортивных историй? У тебя же есть несколько работ в сотрудничестве с спорт-клубами. Это ведь не так, наверное, просто, как кажется: нужно изучать биографии игроков, вероятно, есть и другие нюансы в данном жанре.

На самом-то деле историй всего две. Это комикс «Основной Состав» про супергероев, прототипами которых были игроки баскетбольной команды «Локомотив». 50 страниц классического экшна, герои против злодеев и все такое. Изучать биографии, чтоб нарисовать персонажа, не надо. Чтоб правильно прописать его характер — тут нужно, наверно, но это работа сценариста, не моя. У меня нюанс был один — запомнить, кто из них кто. И все.

А другая работа — это моушн-комикс, для хоккейной команды Philadelphia Flyers. Его проецировали на поле, как интро перед выходом команды на лед. Но это разовый заказ же. Референсы для игроков есть. Сценарий всего действия полностью прописан и утвержден. Бюджет есть. Дедлайн есть. Никаких дополнительных нюансов.

Как мы знаем, комикс про Бабу Ягу стал в некотором роде успешным. Расскажи про него поподробнее: о создании, процессе. И будут ли комиксы про других русских народных персонажей?

Да, Яга как-то резко стартанула, даже удивительно немного. «Monstrous: Baba Yaga» — комикс Грега Райта, американского сценариста. Его серия «Monstrous» насчитывает порядка 10 книжек. Я, к сожалению, читал пока только две из них. Так вот, Яга должна была стать просто дополнением к основной вот этой вселенной Monstrous, обычным ван-шотом без какого-то продолжения. Грег прислал мне сценарий, сказал «Я хочу историю про Джона Уика, только чтоб там была реальная Баба Яга». В итоге за неделю я полностью переделал весь экшн, который был в сценарии. Добавил пасхалки, гостевых персонажей. Комикс увеличился на 10 страниц в итоге. Я начал рисовать, но никто не был уверен, что издатель одобрит 32-хстраничный комикс. Решено было рисовать, как задумали, но оставить возможность сократить до первоначального объема. И когда работа была почти доделана, мы выслали эти самые 10 доп. страниц главному редактору. На что он нам ответил: а не хотим ли мы сделать из Бабы Яги мини-серию из 4-х 32-хстраничных комиксов? Все, естественно, согласились.

Что про остальных персонажей... в продолжении «Бабы Яги» будут Кощей и Горыныч. Может, кого-нибудь еще туда добавлю. В «Скелете-Инспекторе» у меня есть Три Богатыря, они там большую роль играют тоже. Персонажей русских сказок много, и все они очень яркие. Там такой простор в работе над ними, и я никак не могу понять, почему никто этим не пользуется.

Оскорбленные верующие

Были ли такие работы, которые, к твоей досаде, не издавались или имели трудную судьбу?

Да. Несколько было. Мы с братом делали комикс на заказ. «Мото-Family» назывался вроде, он по всей своей концепции был очень крутой. Там антропоморфные животные-байкеры ездят по необъятной нашей родине, и в итоге это должно было стать этаким роад-муви, с приключениями, юмором, злодеями, гонками и прочим интересным действом. На деле же заказчик обрезал на корню все интересное, что было в сценарии. Пистолеты и ножи показывать нельзя. Агрессивных персонажей нельзя. Драки свести к минимуму. А когда я нарисовал на куртке злодея значок с маленьким Бафометом как отсылку на Тони Мура, художника «Ходячих мертвецов», мне было сказано срочно это убрать, потому что «это сатанизм» или что-то вроде того. Ну, и после этого всем стало ясно, чем это все закончится. А мог получиться интересный комикс.

Самая печальная судьба, конечно, у комикса «Оскорбленные верующие». Про православного ниндзю Еремея Иконостаса, который пошел священной войной против так называемой Великой Церкви и её служителей. Там и пьяные попы на золотых внедорожниках, и депутаты, отмывающие деньги через храмы, и проблемы угнетения ЛГБТ, и вопросы о кризисе веры. Практически все конфессии в комиксе присутствуют, есть даже Гора, которая ходит в поисках пророка Мухаммеда. Комикс придумывался незадолго до того как появилась статья за оскорбление верующих. Никто ж тогда не думал, что подобное шизо можно узаконить... Ну, а потом, когда страну накрыло мракобесие, и черносотенцы в футболках «Православие или смерть» стали частью нашей действительности, а пьяные попы на дорогущих суперкарах — рутиной и обыденностью, а гигантский храм с лестницами, которые выплавлены из захваченных во время Второй мировой танков — нашей реальностью... И все это при поддержке государства и силовых структур. В общем, стало ясно, что никто не решится у нас это издать. Сидеть минимум два года в тюрьме за комикс — не самое удачное решение, по-моему.

Go West

Что ты считаешь своим самым большим достижением?

Считаю, что пока у меня такого не было. Наверно. Кроме того, что я работаю в сфере, о которой с детства мечтал... Это считается достижением? Я не знаю.

А на чьи работы среди российских комиксистов ты бы сам обратил внимание?

С ходу вот так и не скажу. А если скажу и кого-то забуду, то обидятся на меня. Ну вот первые три имени, которые сразу могу назвать — обратите внимание на работы Димы Феоктистова, Фили Братухина, Алекса Макарова. У всех стили разные и мощные очень.

Как относишься к манге, БД и другим формам рисованных историй? И не хотелось бы самому попробовать себя в подобных видах?

Ко всему хорошо отношусь. Попробовать, конечно, интересно. Был бы сценарий интересный и время на него.

Охарактеризуй российский комикс? Есть ли у него свои особенности, является ли он чем-то цельным и сформировавшимся, подобно манге/БД/американскому комиксу?

Вот вообще не того человека вы об этом спросили, конечно. Большинство из того, что я видел — это или вторичность на грани плагиата, или этакий симбиоз пошлятины и дурновкусия. И, к сожалению, вот это все подминает под себя те немногочисленные проекты, которые действительно достойны внимания как по арту, так и по сценарию. У некоторых местных «комиксистов» просто в голове сидит мысль: «А не сделать ли мне по приколу комикс?». Вот и делают они книжки, где всё «по приколу». У них самих нет серьезного отношения ни к тому, что они делают, ни к финальному продукту, ни к читателю. Говорят, мнение о том, что «комиксы — это книжки для слабоумных», ушло. Никуда оно не ушло. Просто люди, которые этого мнения придерживаются, сами теперь делают комиксы. И если так будет и дальше, то единственное, во что сможет сформироваться так называемый русский комикс — это вот такая «по приколу» слепленная из воды и ходулей муть, где автор хочет показать читателю, что в его понимании считается смешным и оригинальным.

Рано говорить пока о чем-то сформировавшемся и цельном. Пройдет время — вся эта халтура сама по себе отвалится, тогда уже и надо будет смотреть. А может, и не будет ничего. Пройдет мода на комиксы. Не приживется у нас эта культура, и всё. Такое же тоже возможно.

Стоит ли от тебя ожидать более документальных историй, а не только художественных? И как ты относишься к документалистике в комиксах, есть ли любимые работы?

Комикс «The Korova», который я рисовал год или полтора назад, был вполне себе документалистикой. Про заключенных ГУЛага. Ну, мне скучно от этого, если честно. Неприятно заставлять себя вырисовывать страницу за страницей через силу, хочется, чтоб интересно было. А из прочтенных комиксов таких... были комиксы про Sex Pistols, Nirvana и про Андрэ Гиганта — икону рестлинга. Насколько помню, все понравилось. Опять же, если рисовать что-то документальное, я всегда за. Тему только интересную дайте.

Мото-Family

Почему большинство твоих работ выполнено в мрачных жанрах? Чем обусловлена такая привязанность? Будут ли более лайтовые работы? И какие произведения и авторы тебе нравятся в изо/литературе/музыке/кино/играх?

Ну, для меня они совсем не мрачные, вполне себе жизнерадостные и жизнеутверждающие полотна. (смеётся) Можно было б, конечно, рисовать комиксы о том, как хомячок и поросенок рассказывают друг другу про дружбу, но как-то малоинтересно мне это. Согласитесь, что мало кто спешил домой, чтоб посмотреть новую серию диснеевского Винни Пуха. Зато дворы пустели, когда показывали Черного плаща. Более лайтовые работы будут тогда, когда будут более лайтовые сценарии.

Из авторов... В литературе — Чак Паланик «Призраки», Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», Антон Соя «Эмобой». В изо — ну, я не из тех людей, кто ходит на выставки и часами смотрит на одну картину, находя в каждом мазке кисти мастера тайну мироздания. Не могу я тут кого-то конкретного назвать. Из музыки — рок, панк и все, что с этим рядом. Motorhead, Ghost, Quenn, Prodigy, «Бригадный Подряд».

Кино — много что люблю у Тарантино, терпеть не могу Шьямалана. Трилогия Бэтмена, «Однажды в Америке», «Звездные Войны» (не все) и еще куча-куча всего. Из сериалов — «Ходячие мертвецы», «Во все тяжкие»... Особо впечатлил сериал «Холлистическое Агенство Дирка Джентли». Из игр — каждый год перепрохожу всю серию игр Arkham про Бэтмена, Injustice2 люблю, Mortal Kombat. Сейчас много игр заточены на совместные прохождения или просто чтоб толпой бегать. Я это не люблю. Если играю, то только один, чтоб никого не было.

Какие планы на ближайшее будущее?

Старая панк мудрость гласит: будущего нет, есть настоящее и не настоящее. Нет никаких особых планов. Ну... запустить свой сайт или хотя бы страницу на Patreon. Закончить комиксы-«долгострои», начать работу над чем-то новым. Ничего особенного.

The Korova

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)