DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Тень остается

Хоксмур / Hawksmoor (роман)

Автор: Питер Акройд

Жанр: исторический детектив, постмодернизм

Издательство: Астрель, Corpus

Серия: Corpus [roman]

Год: 2011

Похожие произведения:

  • Питер Акройд «Чаттертон», «Дом доктора Ди» и другие романы
  • Йен Пирс «Перст указующий», «Сон Сципиона» и другие романы
  • Умберто Эко «Имя розы» (роман)

В начале XVIII века архитектор Николас Дайер (прототип знаменитого зодчего, Николаса Хоксмура) возводит в Лондоне шесть церквей взамен пострадавших от Великого пожара. Он, последователь религиозного культа, в основания этих построек кладет обязательную жертву – невинного ребенка. Двести пятьдесят лет спустя детектив Скотланд-ярда Н. Хоксмур расследует серию убийств, совершенных в церквах Дайера. Между Дайером и Хоксмуром существует определенная связь, но в чем она состоит? Автор заставляет читателя самостоятельно искать разгадку этой тайны.

Книга удостоилась упоминания в сборнике «Horror: Another 100 Best Books» под редакцией Стивена Джонса и Кима Ньюмана.

Хоксмур, обложка
Будь я ныне писателем, я бы желал сделать водицу моих речей погуще, чтобы те перестали быть легкими и понятными. Я бы избрал стиль великой, пышный! Я бы использовал фразы диковинныя, выражения необычайныя…

Питер Акройд – это своеобразный знак качества. Беря в руки его книгу, читатель уже примерно знает, чего ожидать. «Хоксмур», с одной стороны, эти ожидания оправдывает, с другой – обманывает.

Будьте, впрочем, покойны: в этом романе, как и во многих других, Акройд традиционно использует образ (или, по крайней мере, имя и окружение) известной личности, на который накладывает затем свои фантазии, богато сдобренные аллюзиями на легенды, тексты и философии самых разных эпох; сюда же примыкает непременная таинственная связь между прошлым и настоящим, создающая фантасмагорические выверты сюжетной линии. Но при этом «Хоксмур» похож скорее на упражнение ума и стиля, чем на полноценное произведение. Литературная игра, эксперимент длинной в четыре сотни страниц. Черновики, которые кому-то пришло в голову опубликовать.

И, как бы ни притворялась получившаяся книга мистическим детективом со сложным сюжетом, разворачивающимся в двух разных эпохах, главный герой в ней – архитектор, а детектив остается лишь бледным, вялым, немощным к нему придатком. Книга создана, чтобы проиллюстрировать болезненную – сатанинскую, манихейскую ли – веру Дайера. А между делом, среди тяжелых монологов архитектора о «великой Тени» и мерзостности живых, автор со средневековой простотой повествует о том, как его герой «садится на стул», чтобы «опростаться», пьянствует и блюет. При этом любому из современных «магов», чьи громкие «титулы» еще недавно смущали наш мир, остается лишь мечтать о столь тонком воплощении своих идей, столь полном слиянии тайных значений и реальных форм! В церквях Дайера Тень сочетается со Светом, каждая деталь имеет смысл – и подсмысл, цель явную – и иную, скрытую причину своего существования.

В итоге получается не детектив и не триллер, даже не мистика – скорее мистицизм, визионерство, что-то из области оккультного. Если вам нужен захватывающий детектив, в котором полиция пытается распутать таинственные и страшные загадки, ответы на которые можно найти лишь в прошлом, – обходите эту книгу стороной. Вместо загадок прошлого вы получите параноидальный бред тяжело больного Ника Дайера. Вместо головокружительной детективной линии – бестолковые метания съезжающего с ума Николаса Хоксмура. И лишь дойдя до крайней точки, оказавшись уже за гранью разума, эти двое обнаруживают, что они, по сути, – одно. И тогда все заканчивается. Без объяснений, без прощаний – разбирайтесь теперь сами с этой мешаниной грязи, страха, смерти и отвращения к самому себе.

Если вам требуется чтиво без особых заморочек, средство убить время – не стоит браться за Акройда. Не потому, что это «не для всех» и «вам не понять», нет. Любое его произведение – это в первую очередь эксперимент. И если вам нравится быть подопытным – дерзайте! Вы получите прекрасный стиль, умопомрачительные загадки и живых, пусть и не всегда симпатичных персонажей. Но не забудьте потом свериться со всякого рода энциклопедиями и прочими источниками, проверьте, сколько (очень вкусной, тонко выделанной и питательной) лапши висит на ваших ушах. И, поглощая ее, помните: Акройду ни в чем нельзя верить.

Но если вы хотите – действительно хотите – приобщиться к тонкой стилистической игре, попробуйте прочитать «Хоксмур» в оригинале. Сам Акройд признавал, что роман был для него литературным упражнением. Русскому читателю вряд ли удалось бы насладиться результатами этого несомненно блестяще завершенного эксперимента, если бы не дотошная работа переводчика. Трудно сказать, действительно ли именно так писали и говорили в начале XVIII века, но, по крайней мере, разные части книги отличаются друг от друга не только шрифтом.

В целом же «самый загадочный роман» не дотягивает до других «исторических детективов» Акройда. С другой стороны, он и не отбивает желания знакомиться с творчеством писателя дальше: есть впечатление, что автор способен на много большее, и его произведения стоят времени и денег. Не следует, впрочем, забывать и о том, что это одна из первых попыток Акройда написать крупное художественное произведение. И хотя до этого был создан блестящий «Дневник Оскара Уайльда», фантазия о Лондонском пожаре в духе Диккенса, а также множество публицистических произведений самых разных направлений, в «Хоксмуре» автор, кажется, все еще пробует себя, находит и оттачивает какие-то приемы, которые доведет до совершенства лишь гораздо позднее.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)