DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Уроки истории в мальтийской темнице

Сегодня выставки орудий пыток — это один из популярных аттракционов для туристов, любящих ходить по музеям и ездить на экскурсии. Есть подобные заведения и в Праге, и в Амстердаме, и в Санкт-Петербурге, и почти в любом так называемом «старом городе». Как правило, основу их экспозиции составляют, собственно, орудия пыток, дополненные будто бы скопированными с одного и того же сайта иллюстрациями, стилизованными под старинные гравюры и оттого выглядящими крайне ненатурально; если в таких музеях и есть восковые манекены, то, что называется, для антуража, и изображают они в большинстве случаев или брутальных палачей, или томящихся, аки молодой орел в сырой темнице, узников. Но музей «MdinaDungeons» в этом смысле — приятное исключение, однако давайте не будем забегать вперед.

Что мы знаем о Мальте? Что там можно изучать английский дешевле, чем на Туманном Альбионе? Что там когда-то базировался Мальтийский рыцарский орден, магистром которого успел побывать император Павел I? Или, может быть, что мальтийцы — один из самых религиозных народов на просторах старушки Европы? Все это можно прочесть в любом туристическом путеводителе, а вот тот факт, что именно на Мальте расположен уникальный в своем роде музей пыток, туристические проспекты почему-то замалчивают, упоминая музей «Mdina Dungeons», что называется, в числе прочего.

Как следует из названия, расположен музей в городе Мдина. Это сейчас Мдина — самый маленький город и без того карликовой Мальты. До основания рыцарями нынешней столицы Мальты, города Валлетта, именно Мдина была столицей Мальтийского архипелага. Сегодня Мдина — это прекрасно сохранившийся средневековый город, окруженный глубоким рвом и массивными стенами. Наряду с другими старинными зданиями, сохранилась и городская тюрьма, в подвале которой сегодня расположен музей «Mdina Dungeons».

Прежде чем спуститься в тюремный подвал, любой желающий может почувствовать себя в роли жертвы, примерив установленные на небольшой площади колодки, которые заботливо зафиксирует на запястьях и шее бородатый палач.

Ну а затем, попутно уплатив пять евро за взрослый билет, мы спускаемся в подземелья.

На входе нас встречает сам великий магистр Маноэль, по указу которого в 1730 году и была воздвигнута темница с прилегающим к ней дворцом. Тут-то и выясняется первая любопытная особенность музея «Mdina Dungeons»: это в некотором роде и исторический музей, позволяющий проследить историю Мальты через страдания отдельных личностей.

Вот, например, святая Агата со страдальческим выражением лица стоит в одной лишь исподней рубашке, залитой кровью из вырванных сосков, — прежде чем подвергнуться жестокой экзекуции, она скрывалась именно на Мальте, которая в те времена находилась под римским владычеством. А ведь всего-то и нужно было, что наступить на горло собственной гордости и раздвинуть ноги перед влиятельным патрицием — эх…

А вот на холодном полу за решеткой лежит Феодор, племянник уже византийского императора Ираклия. Вместо носа у него зияет кровоточащая рана, а правая ступня у бедолаги отрублена и стоит там же в камере — все это плата за неудачную попытку свергнуть дядюшку с трона.

Основу экспозиции «Mdina Dungeons» действительно составляют манекены, причем манекены эти сделаны очень натурально. Ну а мы движемся дальше, и становится немного обидно, что арабский период истории Мальты представлен довольно скупо. Впрочем, в Средние века именно европейцы, суть вчерашние варвары, смотрелись настоящими отморозками на фоне просвещенных мавров, ну а процесс превращения мужчины в евнуха создатели экспозиции не стали изображать, очевидно, по причине на удивление мягких возрастных ограничений на посещение музея. Так, сегодня посещать музей без сопровождения взрослых могут… дети от 12 лет. Но если вам не повезло, и вы моложе — что ж, ничего не поделаешь, придется идти с мамой за ручку.

Дальнейшая экспозиция продолжает историю Мальты и посвящена времени господства сначала норманнов, затем испанцев и, наконец, рыцарей-госпитальеров. Тут-то становится понятно, что «Mdina Dungeons» — это музей не только пыток, но и просто человеческих страданий. Так, отдельная скульптурная группа посвящена эпидемиям чумы, и здесь нельзя не отметить великолепно выполненное изъязвленное лицо взрослого больного.

Вообще лица манекенов очень здорово передают эмоции. Например, гримаса боли на лице человека, которому только что выжгли рабское клеймо, или остервенелое лицо палача, с ненавистью выбивающего кнутом из несчастной девушки признание в ведовстве.

Несмотря на то, что возрастные ограничения на посещение музея достаточно мягкие, на кровь создатели экспозиции не поскупились. Здесь и отрубленные конечности, и сцена с вырыванием языка — все это выглядит на редкость натурально.

Не менее натурально смотрится удавленник, пятна на штанах которого свидетельствуют об опорожненном перед самой смертью кишечнике, — любопытно, но даже в самых достоверных фильмах ужасов эта деталь чаще всего игнорируется.

Не менее натуральны и выпученные глаза жертвы, подвешенной за ноги вниз головой, — это уже экспозиция большого зала, который раньше был внутренним двором.

Этот зал единственный, куда проникает дневной свет, но масштабы экспозиции, расположенной там, компенсируют этот недостаток. В результате перед дверью в туалет, которая располагается там же, вы наверняка задумаетесь, не подложили ли там вместо туалетной бумаги наждак или чего похуже…

Испанский и рыцарский периоды на Мальте, в первую очередь, были связаны со зверствами инквизиции. Помимо упомянутой охоты на ведьм, здесь нашли отражение и такие популярные виды пытки, как испанский сапог, прокатка тела осужденного по шипованному валику и многое другое.

Нет ничего удивительного, что в просвещенном XVIII веке мальтийцы с куда меньшим энтузиазмом терпели беспредел власти рыцарей-госпитальеров. В результате в 1798 году Мальта без боя сдалась войскам Наполеона, понадеявшись, что он принесет туда демократию и гуманизм. Однако у французов были насчет Мальты иные планы. Начав вывозить ценные христианские святыни из многочисленных мальтийских соборов, они немедленно настроили население против себя и спровоцировали восстание. В музее «Mdina Dungeons» этому периоду посвящены сразу несколько сцен, причем если поначалу французские солдаты легко и с удовольствием расстреливали или закалывали восставших штыками, в конце мы видим все того же французского солдата, на полном серьезе собирающегося съесть крысу — это уже эпизод, относящийся к 1800 году, когда французский гарнизон вынужден был скрываться от народного гнева за стенами Валлетты, фактически, оказавшись в положении осажденных.

Заканчивается экспозиция табличкой, возвещающей о том, что в 1813 году по приказу государственного секретаря Великобритании, лорда Батерста, пытки на Мальте были официально упразднены. Наверное, именно поэтому мальтийцы до сих пор очень подвержены английскому влиянию, несмотря на разногласия между католической и англиканской церковью.

Что же касается музея «Mdina Dungeons», то его экспозиция действительно производит очень сильное впечатление — как натуральностью и историческими справками, так и масштабами, и, конечно же, атмосферой старой тюрьмы.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)