DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Утро на Кейп-Коде

На солнце или в тени / In Sunlight or in Shadow: Stories Inspired by the Paintings of Edward Hopper (сборник рассказов)

Составитель: Лоренс Блок

Жанр: триллер, реализм, мистика, магический реализм

Издательство: АСТ

Серия: Темная башня

Год издания: 2017 (в оригинале — 2016)

Перевод: Т. Покидаева, А. Соколов.

Похожие произведения:

«На солнце или в тени» — сборник рассказов, на написание которых авторов вдохновили картины американского художника Эдварда Хоппера (1882 — 1976). Довольно интересная и необычная концепция.

В проекте Лоренса Блока приняло участие семнадцать авторов (сам составитель в том числе), почитателей творчества Хоппера. Писателей вдохновляли «сокрытые» в полотнах художника истории. И вот что интересно: картины Хоппера, если верить предисловию к книге, ни о чем не рассказывают, они — остановленные мгновения, кадры без прошлого и будущего. Прошлое и будущее отдано на откуп зрителю — фантазируйте! Или — в нашем случае — известным мастерам слова.

В типичных тематических антологиях рассказы слишком тесно прижаты друг к другу единой темой, жанром. Рассказы же сборника «На солнце или в тени» — россыпь жанров. Произведения, как уже говорилось, объединяют только полотна Эдварда Хоппера (книга дополнена цветной вклейкой с репродукциями картин).

«Стриптиз» Меган Эббот (рассказ вдохновлен одноименной картиной). Драма, боль и момент триумфа одной женщины, супруги художника. Из кухни, в центре которой стоит мольберт, а у дровяной печи — натурщица, читатель попадает в театр, слышит стук золотистых каблучков и грохот музыки, видит свет прожектора, движение бедер, распускающиеся завязки пелерины… Это стриптиз не только внешний, но и внутренний, освобождающий от всей вульгарности, грязи чужих взглядов — и сколько же в нем правильной неспешности, пьянящей горечи и талой шоколадной сладости.

«История Кэролайн» Джилл Д. Блок (вдохновлен картиной «Летний вечер»). Грустный и проникновенный рассказ, камерный (кухня, окно на улицу, тяжелое дыхание из гостиной), построенный по схеме «читатель знает, что под кроватью тикает бомба». Бомба прошлого. Сорок лет назад в Доме Святой Марии для матерей-одиночек родилась девочка, Кэролайн, ее сразу забрали у матери, даже не дав подержать на руках — таков был план. И вот, спустя сорок лет Кэролайн решает отыскать маму. И находит.

«Soir Bleu» Роберт Олен Батлер (вдохновлен одноименной картиной). Вечер на открытой веранде гостиницы, мим, подсевший за ресторанный столик… и снова прошлое, которое определяет настоящее, на этот раз в мрачных тонах. Любители хоррора должны оценить клоуна, снимающего лицо, обнажая кости и красный нос.

«Правда о том, что случилось» Ли Чайлд (вдохновлен картиной «Вестибюль гостиницы»). Допрос специального агента ФБР, прикомандированного до окончания войны к Манхэттенскому проекту. Правда для внутренних дел. Довольно пресная история, оставляющая не самое лучшее послевкусие: и что? Самая интересная часть рассказа — история о деревянной ноге, на один абзац.

«Комнаты с видом на море» Николас Кристофер (вдохновлен одноименной картиной). Подоспело немного магического реализма и мистики. Дом, который из года в год приращивает комнаты; вряд ли вам захочется изучать их, после первой попытки. Легенда о происхождении басков: «некоторые баски умирают дважды». Соленый воздух и близость моря. Александр Беляев наверняка одобрил бы.

«Полуночники» Майкл Коннелли (вдохновлен одноименной картиной). Одно из первых расследований детектива Гарри Босха. Простенько, но со вкусом. В рассказе герои любуются картиной Хоппера, ищут себя.

«Инцидент 10 ноября» Джеффри Дивер (вдохновлен картиной «Отель у железной дороги»). Рассказ в форме письма полковника военной разведки ГРУ, из Лубянской тюрьмы. Уже довольно необычно (зная, кто автор), верно? Герой курирует ученого Генриха Дитера, после войны переправленного в СССР на работу в главный атомоград страны. Живопись в рассказе играет роль шифра — гениальный план общения с Западом.

«Стезя» Крэйг Фергюсон (вдохновлен картиной «Церковь в Южном Труро»). Пропитанная ожиданием история, ожиданием без веры в чудо — во всяком случае, так обстоят дела у главного героя, пожилого священника, проводящего вечера в компании друга и марихуаны, с видом на разлагающуюся на берегу тушу кита. Священник делится с другом двумя главными секретами. Хороший рассказ с ложкой — нет, не дегтя — мистики в конце. Или все дело в марихуане?

«Музыкальная комната» Стивен Кинг (вдохновлен одноименной картиной). Король превратил полную уютной скуки и умиротворения картину — мужчина с газетой в кресле, женщина в пол-оборота к пианино — в очередной, кто бы сомневался, кошмар. Кошмар гнетущего ожидания для героев, супругов Эндерби, кошмар их тайны — для читателя. Рассказ Кинга привязан к источнику вдохновения так сильно, как ни одно другое произведение сборника. Вот он, застывший кадр, и вот он оживает, и оборачивается негативом.

«Киномеханик» Джо Р. Лансдейл (вдохновлен одноименной картиной). Самый длинный рассказ сборника, который читается влет — как иначе, когда в очень личной истории героя фигурирует стройная белокурая красотка в красном платье и криминальные типы в шляпах. Сквозящий одиночеством и усталостью рассказ об обманчивой внешности. И ожиданиях.

«Коллекция проповедника» Гейл Левин (вдохновлен картиной «Городские крыши»). Сплав вымысла и реальной биографии Хоппера (надо заметить, не лестной для семьи художника) от Гейл Левин, профессора истории и признанного авторитета по творчеству Эдварда Хоппера. Левин также появляется на страницах собственного рассказа.

«Вечер в офисе» Уоррен Мур (вдохновлен одноименной картиной). Рассказ о робком стуке в дверь большого города — история девушки, желающей превратиться в кого-то еще в другом месте. Так почему бы не в Нью-Йорке? В последней трети рассказ делает резкий поворот, открывая дверь с табличкой «мистика», чтобы с грустными мыслями потечь к финалу. Думается, не каждый примет и одобрит этот переход.

«Женщина в окне» Джойс Кэрол Оутс (вдохновлен картиной «Одиннадцать утра»). Одиннадцать утра. Она ждет его. Он опаздывает, впрочем, как всегда. У читателя есть время, чтобы побывать в мыслях обоих. В двух несущихся навстречу потоках, гадая, что произойдет после столкновения.

«Натюрморт, 1931» Крис Нелкотт (вдохновлен картиной «Номер в отеле»). Путешествие героини по Югу Штатов после того, как рухнула банковская система, в разгар судов Линча. История о поиске искупления, заменившем жизнь. Изнанка Добрых Дел.

«Ночные окна» Джонатан Сантлоуфер (вдохновлен одноименной картиной). Триллер о маньяке-киномане, наблюдающем за девушкой в окне. И жертве, которая не хочет играть по правилам. Налетай, любители хоррора.

«Женщина на солнце» Джастин Скотт (вдохновлен одноименной картиной). Коротенькая история о двух неудачниках. Суицидальный гимн в солнечной обертке под закадровый рев мотоциклетного двигателя.

«Осень в кафе-автомате» Лоренс Блок (вдохновлен картиной «Кафе-автомат»). Обнищавшая аристократка в кафетерии: мысленные разговоры с покойным супругом, наблюдение краем глаза за посетителями и персоналом… и маленькая симпатичная афера; а что делать — тяжелые времена, приходится приспосабливаться.

В рассказах сборника «На солнце или в тени» много окон, одиночества, печали, тревоги. Рассказы небольшие: даже если заскучаешь — следующий уже на подходе. Произведения сборника — сами по себе недосказанные картины, художественные зарисовки, в которых больше вопросов, чем ответов. Они заставляют думать, фантазировать. И это хорошо.

Одна картина, восемнадцатая, репродукция которой есть в книге, осталась без рассказа. Это «Утро на Кейп-Коде». Писатель, выбравший картину, не сдюжил — бывает. Но составитель прав: читатель может сочинить историю сам.

За дело.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)