ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Ужасные страсти прекрасных дев в зловещем доме тайных дел

Багровый пик / Crimson Peak

США, 2015

Жанр: ужасы, триллер, мелодрама

Режиссер: Гильермо дель Торо

Сценарий: Гильермо дель Торо, Мэттью Роббинс

В ролях: Миа Васиковска, Джессика Честейн, Том Хиддлстон, Чарли Ханнэм, Джим Бивер, Берн Горман

Похожие фильмы:

  • «Сонная лощина» (1999)
  • «Призрак дома на холме» (1999)
  • «Лабиринт Фавна» (2006)

Новая и долгожданная работа Гильермо дель Торо прикасается к очень тонким и многозначным граням. Словно аристократические пальцы английского джентльмена вертят хитрую головоломку. Сложишь одним образом — откроется одна картинка, другим — иная. Так героиня Джессики Честейн в минутном эпизоде раскрывает тайну живописи на обрезе: благочинная книга может скрывать порочное содержание.

Мир в котором живут герои «Багрового пика» — рубежный. Это и о явном — мире живых и мёртвых. Это верно и о контексте — рубеж века XIX и XX, традиция и технология, разум и чувства. Недаром миленькая эмансипе Эдит Кашинг (главную роль исполнила Миа Васиковска) подмечает в будущем возлюбленном (Том Хиддлстон в роли Томаса Шарпа) именно старомодное очарование; он для неё романтик из прошлого, заблудившийся в не своём времени.

Молодая Эдит Кашинг, дочь состоятельного застройщика, предпочитает уединение своей комнаты выходам в свет. Тактично уклоняется от ухаживаний друга детства, но оказывается падкой на лесть английского баронета, который хвалит её рукопись. А ещё Эдит с детства знает точно: призраки реальны. Ведь после похорон матери та явилась к ней в чёрной вуали и предупредила: «Остерегайся багрового пика!» Баронет Томас Шарп (Том Хиддлстон) , который с первого взгяла вызывает подозрения, наконец, увозит Эдит законной женой в своё поместье «Аллердэйл», которое местные зовут «Багровый пик».

Театральность и буквальность — основные инструменты новинки от дель Торо. Даже своеобразные затемнения кадра здесь, словно дань уважения театральному занавесу между действиями. А каждый персонаж всем своим видом оправдывает приписанную ему роль. Так что первое впечатление здесь никого не обманывает.

«Багровый пик» прикидывается викторианской историей о призраках. Но рассказывает, в первую очередь, историю о любви, и, во вторую, о том, как прошлое привязывается к местам и людям, словно, въедается кислотой. И никто не в силах избавиться от проклятия прошлого. Впрочем, дель Торо уже рассказывал нам это в замечательном «Хребте Дьявола». После киносеанса некто в толпе обронил: «Ну, вот вы и посмотрели “Хребет Дьявола 2”». Уместное замечание. Равно, как и то, что сиквел обычно оказывается хуже оригинала. «Багровый пик» исключением не стал.

Первое, что разочаровывает в истории о призраках, — сами призраки. Дель Торо беспардонно сует их зрителю в лицо. На весь экран. Перемазанными кровью. И с отвратительным режущим слух и сердце звуковым сопровождением. Да, с точки зрения бу-эффекта ощущение страха достигается беспроигрышно. Но в киноэпоху после «Паранормальных явлений», когда зрителя научились пугать, буквально, пустым экраном, такой подход выглядит халтурой. А уж если сравнивать работу по созданию атмосферы в «Багровом пике» с предыдущими работами режиссёра, то хочется предаться печали.

С другой стороны, призраки в этой истории не столько инструменты хоррор-кинематографа, сколько сущности, равные Духам Рождества из повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями». Их задача — не страх и боль, но общение мира мёртвых с миром живых. И намёк последним, что только пока они живы, есть какая-то надежда исправиться. А уж после удел печальный и не слишком деятельный — ползать по замкам, да громыхать кандалами.

Далее, если продолжить список разочарований, придётся сказать об актёрах. Игра всех, кто занят на главных ролях, к сожалению, посредственна. Им не веришь. Смотришь на экран и видишь Васиковска, с небогатым на мимику лицом (вспомните бёртоновскую «Алису»), и Хиддлстон, которой, видимо, скучает по очердному перевоплощению в Локи, пережидая в «Пике» хиатус марвеловской эпопеи. Старательные попытки предпринимает Джессика Честейн, но те, правда, сходят на нет в финальной сцене дуэли. Кстати, сцена способна побороться за звание самой нелепой в истории кинематографа. Однако стоит упомянуть тот факт, что основной состав первоначально планировался другой — Бенедикт Камбербетч и Эмма Стоун. Возможно, смена актёров и недостаточное время на переподготовку подставили фильму подножку.

В то время, как актёры второго плана, которые не менялись, наоборот, восхищают. И их игра абсолютно убедительна: на экране мы видим «живых» персонажей, проживающих свою сюжетную линию. Это и отец Эдит — Картер Кашинг (его сыграл известный сериальный актёр Джим Бивер) и скользкий сыщик Холли — Бёрн Горман (уже работал с дель Торо, в роли дёрганного математика доктора Готлиба в «Тихоокеанском рубеже»). И, естественно, невозможно придраться к пластике Дага Джонса, талисмана дель Торо, который кривлялся за призраков (он же монстр из «Мутантов», Эйб Сапиен в «Хеллбоях», жуткий едок с глазами на ладонях из «Лабиринта Фавна»).

Но главная претензия — к насыщенности фильма. С одной стороны, здесь много мест и событий: смерти, любови и мистические предчувствия. А действие скачет из Нью-Йорка в Лондон, с многолюдных улиц в старинный замок, который таит лабиринты комнат, коридоров и подвалов. С другой же стороны, всего напряжения между героями достаточно, чтобы заполнить чулан поместья  «Аллердэйл». Право, лучше бы там и снималось.

У Нила Геймана есть рассказ «Недозволенные невесты безликих невольников в безымянном доме ночью ужасного хотения» (Forbidden Brides of the Faceless Slaves in the Nameless House of the Night of Dread Desire) уже одно название которого намекает: перед читателем пародия на викторианскую литературу. Новый фильм Гильермо дель Торо даже намёков не делает. Первый тревожный звоночек подаётся зрителю крупным планом. В одной из начальных сцен главная героиня признаётся, что пишет повесть о призраках, издатель же, которому рукопись представляется на рецензию, советует девушке переключиться на любовные романы. Хоп! И незаметно для всех в кинозале нам представляют именно что сентиментальный роман. В самом пошлом и вульгарном виде. Такой, над которым привычно смеяться — герои нелепые; злодеи — злодейские; девушки — экзальтированные дуры.

Увы, в последнее время натура гика взяла над дель Торо верх. И из-под маски серьёзного режиссёра вдруг выскочил завсегдатай магазинчика комиксов и коллекционных фигурок. Дель Торо вместо того, чтобы рассказать самостоятельную и самобытную историю — того, что он умеет лучше всего, — решил в один фильм впихнуть всё, что мило его фанатскому сердцу в жанре готики. (Схожим недугом в последнее десятилетие страдает Квентин Тарантино.) Так что в «Багровом Пике» вы увидите винегрет из По, Лавкрафта, Конан-Дойля, сказки о Синей Бороде и киноцитат из фильмов студии Hammer. Вот только блюдо получилось малосъедобное. «Багровому пику» не достаёт важнейшей ценности викторианской эпохи. Такта.


Редакция выражает благодарность компании «Universal Pictures International» за приглашение на пресс-показ картины.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх