DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

В эти страшные времена… наденьте маски!

Театр трупов / Kadaver

Норвегия, 2020

Жанр: фантастический триллер

Режиссер: Джаранд Хердал

Сценарий: Джаранд Хердал

В ролях: Гитте Уитт, Торбьорн Харр, Томас Гуллестад, Мария Грация Ди Мео

Похожие фильмы:

Чуден 2020-й не только по части главной напасти, но и с точки зрения произведений искусства. Многие новые фильмы, вышедшие в большинстве своем на малых экранах, кажутся прямым отражением сегодняшней реальности. То ли режиссеры и продюсеры сознательно или бессознательно подгоняют свои творения под «повестку дня», то ли мы в обязательном порядке воспринимаем кинокартины через призму мрачной действительности. Вот и норвежский «Театр трупов» смотришь и думаешь: «Да он же про корону!» Хотя сюжет вообще не о вирусе… а об апокалипсисе. Ну таком привычном, вследствие ядерной войны. Причем последняя подана без конкретных подробностей, просто обрывками газет, летающими по выжженной земле. Там про то, что «взорвалась американская атомная субмарина», «весь мир на грани глобального конфликта!» и т. п.

Далее — просто общий план мертвого норвежского города и мелкие штрихи, типа повсюду валяющихся мертвых и уныло шатающихся по улице живых. Что там с радиацией, абсолютно непонятно. Для создателей фильма это явно не важно, а вот что точно будет далее направлять сюжет — так это повсеместный голод. Но опять-таки, персонажи не выглядят изможденными людьми, которые за краюху хлеба убить готовы, а скорее просто печалятся о крахе цивилизации и отсутствии радужных перспектив. То бишь озвучиваемая проблема не в том, что есть нечего, а в том, что делать нечего. Но тут на выручку страждущим приходит театр.

Громкий голос зазывалы приглашает всех посетить вечернее представление. Причем главная замануха не в приобщении к «высокому», а в обещании накормить всех зрителей ужином. Предложение пожрать вызывает хороший отклик, и вот уже к пиар-менеджеру выстраивается очередь. Причем никто не думает о «бесплатном сыре в мышеловке», ведь билеты выдаются не просто так, а за деньги (да, после конца света наличка по-прежнему в ходу), правда стоимость их варьируется в зависимости от ответа на вопрос: «А сколько у вас есть?» Впрочем, понятно: времена тяжелые, люди должны помогать друг другу, а коммерческая выгода гуманно стоит на втором месте. Посему все потенциально довольны: организаторы — хорошим совокупным доходом за счет массового привлечения клиентов, а зрители — удовлетворением потребностей хлеба и зрелищ за разумную плату. Но мы-то с вами помним, что смотрим фильм ужасов, а значит происходящее, несомненно, ложь, трындеж и провокация.

Купились на «минуты счастья» и главные герои: мама — бывшая актриса, папа-подкаблучник и десятилетняя дочка. Инициатором культпохода, конечно же, стала глава семьи, проигнорировав опасения мужчинки, что «что-то здесь не то». Вместе с другими гостями их усадили за обеденные столы и действительно вкусно накормили. А затем на сцену вышел режиссер — хозяин мероприятия и объявил, что спектакль не классический, а интерактивный. То есть актеры начинают играть, а потом разбредаются по разным помещениям театра (в прошлом — отеля), а каждый из зрителей волен пойти за понравившимся лицедеем и наблюдать: что же будет происходить далее конкретно с ним? Единственное требование режиссера к публике — надеть маски, ибо только так каждому участнику по ту и эту сторону сцены будет понятно, кто есть зритель, а кто артист. И, конечно, что бы ни происходило в отеле — все иллюзия, все понарошку…

С сего момента заканчиваем длинный синопсис и начинаем размышлять о происходящем. Причем не будет спойлерной ремаркой сказать, что «маски реально не помогают, а являются лишь условной психологической защитой». Тем более что и зрители не соблюдают предписанных наставлений и не носят их даже на подбородке, а вообще выкидывают на пол. Таким образом они дают повод организаторам заявить, что «люди сами во всем виноваты», и обосновать здешние «штрафные санкции». Ну а зрители что? Естественно «я деньги заплатил — чего хочу, то и делаю», тем более сами сказали, что «ходи где хочешь», а все остальное носит лишь рекомендательный характер. Но Верховная Власть — она такая, свое все равно возьмет с каждого участника процесса, и не важно, ходил ли он смиренно в маске или вдруг стал активным недовольным.

Вот так поточный нетфликсовский ужастик отражает бытие 2020 года, и даже в не особо кривом зеркале. Но подобная жирная параллель — единственное достоинство «Театра трупов», ибо по части жанровых атрибутов это почти никакущий хоррор и очень слабый триллер. Интригующая завязка сменяется уныло-усыпляющим развитием событий, когда «представление начинается». Режиссер не рискует показать что-то реально страшное, предпочитая играть в высокопарный саспенс, когда аудитория сама домысливает жуть, остающуюся за кадром.

Но нарастающая паранойя подана слишком уж просто, когда мама и папа в поисках закономерно потерявшейся дочери бесконечно ходят по отелю, банально переругиваясь, что «не надо было сюда приходить». Визуальной жести почти нет, как и экшена — только извечные вопросы: «кто виноват» и «что делать». И ладно, если бы в кульминации нас ждало сюжетное откровение, переворачивающее восприятие истории. Но нет, единственная изначальная догадка, «а что же на самом деле нужно господам театралам?», прогнозируемо подтверждается и не несет маломальских сюрпризов. Как и финал, сделанный «как положено», без разрыва шаблона, дабы излишне не грузить публику.

Вообще дело не в том, что нужно обязательно снимать дико радикальные по сюжету и художественному воплощению фильмы — такое по определению подвластно немногим творцам. А вот что действительно важно, так как это выжимать максимум из сколь-нибудь оригинальной концепции, просто с точки зрения жанровых составляющих, без стремления к глубокой смысловой нагрузке. На примере «Театра трупов» мы видим заурядный посыл при банальной драматургии, поэтому кино не впечатляет и просто формально съедается как пресная пища. Единственная фишка — аллюзия на борьбу с ковидом, но это не заслуга авторов, а лишь совпадение.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)