ГОЛЕМ

Сквозь снег / Snowpiercer

Южная Корея, Чехия, Франция, США, 2013

Жанр: постапокалиптика, антиутопия

Режиссер: Пон Чжун Хо

В ролях: Крис Эванс, Джон Хёрт, Сон Кан Хо, Тильда Суинтон, Ко А Сон, Эд Харрис

Сценарий: Пон Чжун Хо, Келли Мастерсон, Жак Лоб, Бенжамин Легран, Жан-Марк Рошетт

Похожие фильмы:

  • «Колония»
  • «Голодные игры»
  • «Дорога»

  

Все дороги в мире кино ведут в Голливуд. Это не всегда хорошо, ведь американские ремейки едва вышедших в Европе/Азии картин вызывают по большей части недоумение и редко оказываются лучше оригинала. Но это и не всегда плохо, поскольку «Фабрика грез» дает возможность диалога с аудиторией совсем другого масштаба. Оказаться тут можно самыми разными способами — даже «выстрелить» с короткометражкой на Ютюбе, попав на заметку продюсерам. А можно сперва добиться успеха на родине и уже потом выйти на англоязычный рынок. Азиатские постановщики предпочитают делать именно так. Любителям «тёмного» жанра в первую очередь должен вспомниться Рюхэй Китамура, который дебютировал в США с проблемной, но качественной экранизацией рассказа Клайва Баркера «Полночный поезд с мясом», а позже закрепил успех триллером «Никто не выжил». Пару лет назад японского коллегу поддержал кореец Пак Чхан Ук — гениальный создатель «Олдбоя» и на американской земле подтвердил свой класс, сняв завораживающие «Порочные игры». Другой выходец из Южной Кореи, Пон Чжун Хо, дождался англоязычного дебюта в 2013 году. Автор «Вторжения динозавра» пошел по пути Китамуры и положил в основу фильма чужое произведение — графический роман «Le Transperceneige» Жака Лоба, Бенжамена Леграна и Жан-Марка Рошетта. Правда, в отличие от Китамуры, позволил себе гораздо больше вольностей по отношению к первоисточнику.

Закат человеческой эры наступил в 2014 году, когда в ответ на глобальное потепление ученые распылили в верхних слоях атмосферы препарат CW-7, призванный охладить планету. Задумка сработала — да так, что ребятам из недавней «Колонии» и не снилось. Земля превратилась в ледяной шар, а жизнь сохранилась только в суперсовременном поезде, что кружит по исполинской железной дороге. В голове состава находятся вечный двигатель и его создатель, а также постапокалиптический бизнес-класс, в хвосте — оборванцы на положении животных, которым плацкартный вагон РЖД показался бы круизным лайнером. Верхи угнетают, низы задумывают революцию — на рельсах классической схемы антиутопии и начинает развиваться сюжет.

«Сквозь снег» — это двухчасовая история пути, в которой не слишком старательно замаскирована метафора «движение есть жизнь». Поезд есть жизнь, потому что за его пределами царит белая смерть. Уровень недружелюбности внешнего мира демонстрируется в одной из начальных сцен, когда руку провинившегося обитателя хвоста в специальное отверстие высовывают наружу на семь минут, а потом разбивают замороженную конечность молотом.

Дорога из конца в начало поезда напоминает компьютерную игру: преодоление вагонов-уровней, стычки с охранниками, решение головоломок. Добавляет сходства и качество анимации, не позволяющее забыть, что фильм целиком и полностью отснят в павильоне. Однако Пон Чжун Хо создал настолько эклектичную картину, намешал в ней такое количество ингредиентов, что если часть из них и будет вызывать отторжение, то обязательно перекроется удачными режиссерскими находками. Фильм по-настоящему удивляет. Поезд здесь не просто место действия, этакий ковчег, — у него есть своя мифология, своя история, свои легенды. Двигатель считается священным, а его создатель Уилфорд (Эд Харрис) — едва ли не богом. Тут действует новое летоисчисление, ведь полный круг по сохранившейся магистрали поезд делает ровно за год. Вагоны поражают разнообразием и удивляют условиями, в которых живут пассажиры. В хвосте нет даже окон, люди под автоматами — по сути, заключенные — питаются протеиновыми батончики и отдают своих детей неизвестно для каких целей. Тюремная стилистика помещений сменяется буйством декора, когда парень по имени Кертис затевает свою железнодорожную Одиссею. Суши-бары, парилки, аквариумы, салоны красоты — и без того разительный контраст усиливают гротескные персонажи и ощутимая примесь безумия на борту. Школьный вагон попахивает сектантством, посреди битвы на топорах убийцы в масках начинают обратный отсчет и поздравляют всех с Новым годом, есть даже «эстафета олимпийского огня» под музыку Марко Белтрами… Философские речи о предназначении затаптываются эпичными драками, нарочито карикатурные герои, будто выступающие в театре абсурда, вызывают и смех, и слезы, пока вовсе не забываются в момент открытия страшной правды. На стыке эмоций и держится фильм, постоянно балансируя где-то на грани, вбирая в себя элементы различных поджанров, направлений, культур.

Пассажиры — разговор отдельный. Сложно вспомнить такое количество ярких героев, ведь тут каждый второй либо фрик, либо типично комиксовый образ со своей запоминающейся «фишкой». В поезде можно встретить калек с палками и зонтиками вместо конечностей, неубиваемых мордоворотов в строгих костюмах или дискотечную армию наркоманов. За внешностью портового грузчика в Кертисе с трудом узнаешь Криса Эванса, которого ныне привычней созерцать в доспехах Капитана Америки. Но еще сложнее с идентификацией Тильды Суинтон — ее персонаж получился живым шаржем на власть, при этом чудаковатая внешность и поведение генерируют все тот же забойный коктейль чувств, когда одновременно хочется смеяться, злиться и крутить пальцем у виска. Актеры не подводят, никто не выпадает из столь странного мира, и уж скучать зрителю точно не придется.

Поезд Уилфорда вполне мог быть родственником Блейна Моно, ведь оба путешествуют по Бесплодным землям — просто у каждого они выглядят по-своему. Но если локомотив Стивена Кинга сыпал загадками и сам любил их разгадывать, то постапокалиптический экспресс Пона Чжун Хо в основном генерирует вопросы. Удалось ли корейскому режиссеру не скомкать первый англоязычный блин? Безусловно. Хотя местами фильму не хватило азиатской смелости, и это касается не только «зажмуривания» камеры в моменты кровавой кульминации. В частности, сцена сражения на мосту по потенциалу могла встать в один ряд со знаменитой «коридорной» дракой из «Олдбоя», но постановка батальных эпизодов подкачала. Удалось ли поднять серьезные темы? Для качественной антиутопии сюжет у фильма слишком поверхностный, конфликт прописан схематично, а некоторые детали не отличаются достоверностью от слова «вообще». Но все это компенсируется изобретательностью исполнения, драйвом, антуражем и теми эмоциями, что сопровождают крестовый поход сквозь поезд. Посему ответ на третий, самый важный вопрос — стоит ли смотреть «Сквозь снег»? — будет однозначным. Смотреть обязательно.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх