DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Воображение начинает, но выигрывает ли?..

Эшли Белл / Ashley Bell (роман)

Автор: Дин Кунц

Жанр: мистика, триллер

Издательство: Клуб семейного досуга

Серия: Клуб семейного досуга. Триллер, мистика, ужас

Год издания: 2016 (в оригинале — 2015)

Перевод: О. Буйвол

Похожие произведения:

  • Дин Кунц «Самый темный вечер в году» (роман)
  • Дин Кунц «Молния» (роман)
  • Стивен Кинг «Кладбище домашних животных» (роман)

Иногда возникает ощущение, что как только Дин Кунц приступает к работе над новым романом, где-то в таинственном мире, определяющем ход нашей реальности, подбрасывается монетка. Если выпадет «орел» — получится крепкий триллер с уклоном в хоррор, а если решка — вялая мистическая тягомотина. С новой книгой писателя — романом «Эшли Белл» — система, похоже, дала сбой: монетка таинственным образом зависла в воздухе, так и не определившись, какой стороной лучше упасть.

В переводе со старофранцузского имя главной героини Биби Блэр — умницы, красавицы и талантливой писательницы — означает «безделушка», но девушка себя таковой не считает. Ее жизнь полна творчества, любви, моря, серфинга, фантазии… Все перечеркивает смертельный диагноз — глиома (рак мозга). Даже столкнувшись с неизлечимой болезнью, Биби не впадает в отчаяние — она намерена до последнего бороться за жизнь. Противостояние со смертью оказывается на удивление коротким. В больницу к Биби приходит незнакомый мужчина с золотистым ретривером. После его визита девушка полностью исцеляется. Врачи не в силах найти объяснений. Причину неожиданного излечения обнаруживает экзальтированная гадалка: Биби выжила, чтобы сохранить жизнь некой Эшли Белл. Узнать подробности не удается: как только завеса тайны приоткрылась, на Биби начинает охоту могущественное общество неонацистов. Девушка бросается на поиски загадочной Эшли Белл, иначе злодей, взявший себе в качестве псевдонима названия гитлеровских концлагерей — Терезин Биркенау, доберется до нее первым…

Казалось бы, дальнейшее развитие событий предрешено: длительная погоня, смена укрытий, опасные для жизни моменты, попадание в плен к злодею, но, когда несчастливый конец покажется неминуемым, появится вернувшийся с антитеррористической операции жених Биби — «морской котик» Пэкстон, который победит «плохишей», спасет любимую (а заодно и Эшли Белл) и устроит настоящий хэппи-энд. Дин Кунц преграждает возможный паводок банальностей плотиной непредсказуемых перипетий, давая понять, что игры воображения порой неотличимы от реальности. Одним переворотом сюжета с ног на голову дело не ограничится, а опасности не сведутся к иллюзиям, ведь по-настоящему сильные фантазии способны преображать действительность — это откровение свяжет воедино и череду странных встреч, и мутные детские страхи, и старого Капитана, и цыганский трюк с забыванием, и пресловутую Эшли Белл…

«Эшли Белл» — типичный роман позднего Дина Кунца. Здесь есть и фирменные «фишки», и откровенные провисания. Книга получилась похожей на американские горки — столько здесь неожиданных сюжетных поворотов. Вот только даже на самых крутых виражах сердце в груди не замирает, а из горла не рвется крик ужаса. Отсутствие саспенса и драйва к одной единственной причине не сводятся. Вина лежит и на самоповторах (от золотистых ретриверов и дьявольских суперзлодеев постоянные читатели Кунца порядком подустали), слишком подробных рефлексиях, затянутых экскурсах в прошлое. Ситуацию усугубляет и образ главной героини. Сопереживания Биби Блэр не вызывает — слишком уж она идеальная: умница, красавица, чемпионка по серфингу, успешная писательница, всеобщая любимица. Отсутствие дурных привычек, закидонов в характере или хотя бы крошечного пятнышка на репутации делают ее слишком приторной, чужой, неестественной.

Отдельные эпизоды наполняются жизнью, благодаря второстепенным персонажам — вот тут Дину Кунцу удалось создать галерею на редкость колоритных образов: родители Биби — «серферные крысы», повзрослевшие внешне, но внутри оставшиеся подростками; две Гермионы — болтливые подружки из книжного магазина, дочери оголтелых фанатов поттерианы; ходячее воплощение гротеска миссис Хофлайн-Воршак и, конечно же, старый загадочный Капитан.

Для русскоязычного читателя к перечню минусов романа добавится еще и перевод. Откровенно ужасным его, конечно, назвать нельзя, но иной раз переводчик Олег Буйвол возводит чересчур громоздкие словесные конструкции. «Оправданная паранойя трогала струны арфы нервов девушки до тех пор, пока она начала полусерьезно верить в то, что за катарактой тумана мир в данную минуту претерпевает грандиозные изменения, словно там меняют декорации перед началом очередного действия пьесы», — чтобы добраться до смысла вполне художественной фразы, которая почему-то выстроена по лекалам чиновничьего документа, потребуются настоящие археологические раскопки.

Даже самый посредственный перевод не исказит ключевых идей романа. Дин Кунц прорабатывает тему детских страхов и их влияния на судьбу человека. Не меньшую роль здесь играет и воображение — именно оно порождает и монстров, врывающихся в детскую спальню со страниц сказок, и произведения, приводящие в восторг человечество. Не зря злодей Терезин называет литературу «опасным искусством»: «Рискуют не только читатели, которых могут переманить от света к тьме, от добра к злу, от надежды к отчаянию. Рискует также автор».

Если главный герой произведения — писатель, невольно тянет предположить, что автор отражает в литературном образе собственные самокопания. Так что, возможно, и Биби Блэр — это отражение напряженной саморефлексии Дина Кунца. Его, конечно, не преследует могущественный нацистский орден, но безвыходная ситуация налицо: в романах последних лет преобладают скука и самоповторы. Спасение таится только в силе воображения. В книге для описания жизненных ситуаций часто используется серферский жаргон, но чтобы охарактеризовать положение, в котором оказались и вымышленная героиня, и реальный писатель, лучше подойдет перефразированное условие шахматного этюда: «Воображение начинает и выигрывает». Получилось ли его выполнить у Биби Блэр, станет понятно на последних страницах романа, а вот когда мы узнаем, получилось ли у Дина Кунца?.. 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)