DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Воздастся каждому по делам его

Семь / Se7en

США, 1995

Жанр: триллер, детектив, драма

Режиссер: Дэвид Финчер

Сценарий: Эндрю Кевин Уокер

В ролях: Брэд Питт, Морган Фриман, Гвинет Пэлтроу, Кевин Спейси и др.

Похожие фильмы:

  • «Молчание ягнят» (1990)
  • «Зодиак» (2007)

Именно с фильма «Семь» началось победное шествие Дэвида Финчера в мире киноискусства. На сегодняшний день картине почти тридцать, сам Финчер уже не так смел и дерзок, и, тем не менее, его имя в сознании зрителей устойчиво связано с двумя ранними работами: отвязным «Бойцовским клубом», превзошедшим по популярности свой книжный первоисточник, и жестоким триллером о маньяке «Семь», о котором пойдет речь сегодня.

Фильм начинается как стандартная история об очередном деле двух неладящих между собой детективов. Уильям Сомерсет без пяти минут на пенсии, а начинающий свою карьеру в полиции Дэвид Миллз только-только перебрался из провинции в большой город. Вместе они приезжают на вызов, в результате которого полицейское управление получает еще один странный «висяк»: грузный обжора убит едой, разорвавшей стенки желудка и застрявшей в горле. На следующий день выясняется, что расплата за чревоугодие – это только начало, у которого уже появилось продолжение: в своем офисе убит известный адвокат, а на стене кровью написано «алчность». Становится ясно, что в городе орудует маньяк, который убивает людей, напоминая тем самым общественности о семи смертных грехах.

Хотя в своей второй полнометражной работе Дэвид Финчер собрал все жанровые штампы фильмов про маньяков, «Семь» вовсе не сводится к жанровой картине, в основе которой игра убийцы и детективов в кошки-мышки. Именно это и выделяет ее из череды подобных, буквально возводя на пьедестал триллеров, которые надолго застревают в памяти, а впоследствии воспринимаются как образец.

В какой-то мере финчеровская работа – это современный нуар, герой которого «слишком стар для этого дерьма». Образ неприветливого города, кишащего преступностью – один из ключевых в этом фильме. Мегаполис словно бы сам становится соучастником преступлений: он сводит людей с ума, затягивает их в ад, превращает в безучастных циников, наплевавших не только на библейские заповеди, но и на законы бытия в принципе. В одной из сцен Сомерсет дарит своему молодому коллеге ксерокопии строения Ада из «Божественной комедии», но Миллзу она ни к чему. Ведь он и сам живет в аду: его квартира расположена прям над метрополитеном, и звуки подземки каждые пять минут наполняют комнату, заставляя жильцов проклинать этот город.

Если в ряде картин библейский фанатизм маньяка можно легко выкинуть из сценария, никак не повлияв на основной сюжет, то «Семь» постоянно вертится вокруг библейских аллюзий и демонстрирует нам, что идея проповедничества пришла в голову Джону Доу (так зовут маньяка) отнюдь не случайно. На негативные изменения в обществе, его греховность жалуется не только психически неуравновешенный Доу, но и его антагонист Сомерсет.

Как ни странно, но риторика у маньяка и детектива практически идентична, вот только Уильям Сомерсет выбирает не путь супергероя, жаждущего спасти общество и исцелить его от тотального равнодушия, а путь отстранения. В противовес ему Доу берет на себя одновременно функции диагноста, карателя и проповедника. Он искренне верит в то, что сможет не только устрашить, но и исцелить современников, которые погрязли в алчности, тщеславии, похоти и лени, и ради этого исцеления он, в том числе, готов пожертвовать собой.

«Семь» – прекрасный пример того, как умелые руки могут вызвать зрительское чувство тревоги, страха и брезгливости без демонстрации сцен жестокости и насилия. Все издевательства и убийства в картине остаются за кадром. Вместо них Финчер демонстрирует нам детали, фотографии, орудия убийства, заключения судебно-медицинских экспертов, с помощью которых зрительское воображение способно разгуляться без всяких пределов. Кажется, что создатели могли бы обойтись даже без демонстрации трупов и мест преступлений, как и в кульминационной сцене с коробкой, зритель додумал бы все сам, и ужаснулся бы, в том числе, и собственной изощренной фантазии.

Несмотря на то, что «Семь» входит в список самых жестоких и шокирующих фильмов, а его финал никак не назовешь хэппи-эндом, все-таки картина дает зрителю определенный заряд оптимизма, основанный на том, что на каждого маньяка найдется свой ловец. И пусть он будет всего лишь человеком из плоти и крови, без сверхспособностей и вечной жизни, это как раз и поможет ему найти верную дорожку к той норке, где прячется очередной больной психопат.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)