Нефариус / Nefarious
США, 2023
Режиссер: Чак Конзелман, Кэри Соломон
Сценарий: Чак Конзелман, Кэри Соломон
В ролях: Джордан Бэлфи, Шон Патрик Флэнери, Том Омер, Джеймс Хили мл., Гленн Бек, Эрик Хэнсон и другие
Похожие фильмы:
- «Шепот» (2015)
- «Сплит» (2017)
- «Убежище» (2010)
«Нефариус» — четвертая режиссерская работа сценариста и продюсера Чака Конзелмана, который на этот раз привлек к себе в напарники Кэри Соломона. Фильм, который не особенно где-то рекламировался, от которого не ждешь чего-то прорывного, который включаешь просто для фона, чтобы скоротать скучный вечерочек. Так о нем думает зритель. Однако картина внезапно оказывается лучше, чем обещает ее постер.
Действие фильма практически не выходит из стен тюремной переговорной. Напротив друг друга сидят двое — осужденный на смертную казнь за жестокие убийства Эдвард (Шон Патрик Флэнери) и доктор Мартин (Джордан Бэлфи), психиатр, который должен выяснить, здоров ли убийца психически или болен и казнь нужно отложить. Они беседуют. Едва увидев доктора, Эдвард заявляет, что он — древний демон Нефариус, и сообщает, что еще до конца их разговора врач убьет трех человек.
Интригующее начало, цепляющее. Весь фильм герои идут к своим целям через диалог: у Нефариуса это заставить доктора сделать то, что он хочет, у Мартина — выяснить, кто перед ним сидит.
Картину, в принципе, можно не смотреть (в смысле, визуально) — в кадре практически ничего не происходит, лишь иногда неяркие всполохи света. Фильм неторопливый и даже медлительный, но не затянутый. Без яркого катарсиса, но с логичным завершением. Ровный и выстроенный. Фильм нужно слушать.
Беседа между героями выходит довольно занятной. Нефариус много рассказывает о том, кто он такой; о мире, из которого пришел, чтобы вселиться в Эдварда и заставить его убивать; как он сумел завладеть его телом; и о самом Мартине. Нефариус знает такие подробности и жизни своего психиатра, о которых тот даже не догадывается. В какой-то момент это заставляет его отбросить свой атеистический скептицизм. Мартин отчаянно сопротивляется красноречию демона, стоически переживает его нападки и взывает к собственному разуму. Даже дает разрешение Нефариусу вселиться в него самого.
Иногда в их беседу вклинивается Эдвард — тихий, забитый и испуганный пленник Нефариуса. Он умоляет Мартина помочь ему и закончить все это безумие. И психиатр уже готов подписать бумагу, чтобы казнь отложили, ведь перед ним человек с явно выраженным расстройством личности.
Отдельных аплодисментов заслуживает игра Шона Патрика Флэнери. Он виртуозно перепрыгивает из Нефариуса (жестокого, циничного, умного и расчетливого) в слабого и раздавленного Эдварда. В нем меняется все — манера держаться, тембр голоса, интонации, улыбка, взгляд, даже прическа выглядит как будто по-другому. Иногда он подготавливает к этому зрителя, иногда делает это без предупреждения, но каждый раз эффектно. Настолько, что на шее волосы встают дыбом, а затылок превращается в глыбу льда. Словно с экрана вещает не герой «Пацанов», а настоящий Нефариус — демон, для которого смерть нерожденного ребенка в утробе матери — сладкая песня, приводящая его в экстаз.
Вопрос, кто же Эдвард на самом деле, остается открытым даже после окончания фильма. Злобный демон, пришедший из преисподней? Больной человек с раздвоением личности? Искусный манипулятор, умеющий заставить своего собеседника поверить абсолютно во что угодно, свести с ума и запугать до смерти, ничего не при этом не делая физически? Какой из этих трех вариантов откликнется зрителю, станет понятно только после просмотра фильма. Доктор свой выбор сделал.
1 Eucalypt 26-07-2023 16:18
Интересно. Люблю разговорные триллеры, в закрытом пространстве. Но тяжело откинуть, что Нефариусом звали безумного учёного из «Гадкого я», которые изобрёл пукач.
2 Eucalypt 27-07-2023 00:09
Eucalypt, посмотрел. Фильм не лишен лёгкого обаяния, но в целом слабый и беспомощный по всем фронтам. Было предположение, что фильм явно проспонсирован какой-либо христианской организацией, и выпущен в рамках религиозной пропаганды, что явно сказывается на качестве, в первую очередь, сценария. Ну, в принципе, интуиция не подвела.