БОЙСЯ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ

Живые люди (роман)

Автор: Яна Вагнер

Жанр: роман-катастрофа

Издательство: Эксмо

Год издания: 2013

Похожие произведения:

  • Алексей Доронин «Чёрный день» (цикл романов) — отчасти

  • Кормак Маккарти «Дорога» (роман)

Однажды автор этой рецензии услышал в маршрутке такой монолог:

...Да почти все они говорили о том, что поскреби человека — и увидишь, что он не более чем фитюлька, животное, скотина. Вот ты говоришь: Горький, Горький, человек, мол, это звучит гордо... Да не гордо это звучит, а подло, понял, ты, нет? Подло! Сорокин сказал, между прочим! А он — человек с пониманием!
А эта Вагнер твоя, ну что Вагнер, сытая, ухоженная, хорошо образованная москвичка, живет в большой квартире, имеет регулярный секс с посещающим три раза в неделю фитнес зал мужем, собачка у неё там, причесочка... И что это гламурное кисо может знать об апокалипсисе? Хорошо, хорошо, о фантастике катастроф! Нет, я не спорю, написано талантливо, грамотно так, волосок к волоску фразы лежат, и не придерешься ни к чему. Но знаешь, мне почему-то кажется, что сплав сугубо мужского чтива — боевая фантастика — и мелодраматичных переживаний большого коммерческого успеха иметь не будет. Да и в анналах фантастической литературы её творение тоже навряд ли останется. Понимаешь, прорыва нет, нет новизны, в принципе эта ситуация могла быть и без вируса, а во время... пусть какой-то гуманитарной катастрофы, военного конфликта или стихийного бедствия. Ситуация-то так себе.
Вагнер берет психологизмом, описанием вот этих вот внутригрупповых отношений, кто на кого как посмотрел, кто кого захотел; усугубляет это ещё все то, что треть из них — родственники, треть — друзья, а последняя треть — дети и старики, и все они городские мажоры. А тут такая ситуация: закрытое пространство, ограниченные ресурсы, постоянный голод и холод и страх неизвестности, постоянный всепоглощающий страх, когда просыпаешься среди ночи, и в ушах гул стоит, и глаза пульсируют, когда от одной мысли живот сводит, и ты готов наложить прямо в штаны. Тишина и пустота, кругом лес и озеро, и незнакомцы на том берегу... В общем, тут — всё, что угодно, хорошо, что у Вагнер хоть каннибализма нет. Да, детей жалко, я сам всплакнул, когда маленькая девочка осталась в доме с мёртвыми родителями, а остальные выжившие этот дом решили сжечь — это невозможно читать без слёз, но все они, эти «мастера культуры», горазды вышибать слезу. Но главное все же — это неизвестность, и тишина, и белый снег, который окружает тебя, и худые в цыпках руки жены, которые вцепляются в тебя ночью, и её хриплый шёпот: «спаси и сохрани, спаси и сохрани», горячие слезы, капающие на твою шею, твое оцепенение от бессилия изменить ситуацию, только сердце глухо и сильно бьется в груди, и слышен надсадный кашель маленькой девочки, которая была несколько дней в доме с мертвыми, гниющими родителями...

Разговор шёл о книге Яны Вагнер «Живые люди», вышедшей в издательстве АСТ в 2013 году.

«Живые люди» являются продолжением первого романа Вагнер «Вонгозеро», увидевшего свет в 2011 году в «Эксмо». Если «Вонгозеро» было классическим «роуд-муви», то «Живые люди» — это роман о выживании, но только не детский и мягкий, как «Робинзон Крузо», а жесткий и серьезный.

На ниве «сервариума» подвизаются сейчас многие издательства, вспомнить хотя бы очень добротно сделанный цикл Андрея Круза «Эпоха мертвых». Но это все сугубо мужское чтение. Есть место и подвигам, и крутым парням, любовным победам и откровенной чернухе. У Вагнер все тоньше, всё как в жизни, нет прямой агрессии, есть скрытые намеки, не все говорится словами — гораздо больше ты можешь прочитать по глазам. Нет хороших и нет плохих, есть ситуации.

И это роман о выживании, ежедневном, муторном, беспросветном выживании, где подвигом становится пойманная рыба, а доблестью — переход по замерзшему озеру. Роман, в котором мужчины и женщины изо всех сил стараются сохранить человечность, не дать себе превратиться просто в самцов и самок, о том неимоверном труде, которого им это стоит.

Большинству этот роман покажется скучным, в нем ничего не происходит, просто постоянный внутренний диалог главной героини, но как чудесно он написан — ценители слога Улицкой и Толстой точно останутся довольны. Этот роман не надо читать в спешке или в трясущемся автобусе по дороге с работы домой, этот роман надо читать дома, желательно в полутьме, когда за окном опускается ночь, одиноко горит торшер и кажется, что ты один на всем белом свете. Один, как и люди Вагнер. Живые люди.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх