DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики
Паранормальное

Z'EV: Ударник, мистик и поэт

Стефан Джоэл Вайссер, более известный как Z'EV, скончался в конце прошлого года – и, пожалуй, именно его смерть стала потерей года среди авторов темной музыки. Пионер индустриальной музыки, поэт, ученый и мистик – но оставшийся этаким «музыкантом для музыкантов». Уважаемый коллегами, но практически неизвестный широкой публике, он начал играть еще в конце шестидесятых – и продолжал до самой своей смерти. Как сказал о нем один из музыкальных критиков: «Он не просто ломает правила, он меняет их».

Z`EV 

Z'EV – один из самых парадоксальных музыкантов. Где бы его ни упомянули, обязательно напишут, что он – пионер индастриэл, хотя, строго говоря, он был сам по себе – просто некоторые приемы и стратегии творчества совпали. Он всегда был перкуссионистом, с интересом к экспериментальной музыке и звуку как таковому, а еще – с возможностями применения магии к музыке, к использованию звука в ритуальных, обрядовых целях. Да, многие деятели индастриэл разделяли этот интерес, но Z'EV все же всегда оставался сам по себе.

По его словам, псевдоним Z'EV пишется заглавными буквами, так как это – транслитерация. Слово это на вымершем наречии Вавилона означало «белохвостый олень» и, одновременно, на древнееврейском, «волк». Музыкант всегда интересовался мифологией, был активным последователем каббалы и даже разработал свою собственную систему, так называемую «Ритм-магику»  (Rhythmajik) - в одноименной книге он исследовал ритуальные аспекты ритма и давал рекомендации по созданию обрядовой музыки.

 

И один в поле воин

Сольные альбомы Z'EV, чаще всего, построены на звучании перкуссии, но, в отличие от многих коллег по ударным инструментам, его работы строились иначе. Не всегда в них есть четкий ритм, иногда они кажутся просто набором фрагментов, осколков ритма, внутреннюю логику которых уловить не всегда получается. Иногда это, кажется и вовсе звуковые ландшафты – созданные ударными инструментами, зачастую – собственной конструкции и изготовления.

В этом смысле показателен, например, альбом 1984 года «Psychic TV & Z'EV - Berlin Atonal Vol. 1». Не обольщайтесь – это не совместная запись, а своего рода «сплит»: на первой стороне – две композиции Psychic TV, на второй – одна  Z'EV на фестивале «Berlin Atonal». При этом Z'EV звучит интереснее и необычнее своих соседей по пластинке, создавая более разнообразный и увлекательный материал.

Из сравнительно ранних записей можно смело порекомендовать альбом «Salts Of Heavy Metals», интересный еще и тем, что показывает еще и концертную ипостась. На первой стороне – студийные треки, этакий перкуссионный эмбиент, довольно необычный по звучанию: вслушайтесь, к примеру, в негромкий, но полный подспудного напряжения трек «Cries Dissolve As Sweat». А «The Number Seven», с другой стороны, как и близко к раннему индастриэл – с хаотическими ударами по чему-то металлическому – если здесь и есть более-менее выстроенный ритм, то уловить его не так-то просто.

Концертные записи, вошедшие на вторую сторону, несколько ритмичнее, в них буквально физически ощутимо усилие музыканта, который молотит по подручным материалам, образуя странную звуковую вязь. При этом музыку альбома никак не назовешь резкой – в данном случае, похоже, Z'EV намеренно избегает особо громких и резких звуков, хотя так было и не всегда. Согласно его же интервью, на некоторых выступлениях он, напротив, сознательно испытывал пределы возможностей аппаратуры и терпение публики.

Любопытным образцом его концертных выступлений стал альбом «50 Gates», выходивший на аудиокассетах, в двух различных вариантах. Первая сторона в обоих случаях одинакова, на ней запечатлено выступление в Амстердаме – «вживую», но без публики. «Инструментом» здесь послужил набор ударных, сделанный музыкантом самолично из… 50 пластиковых труб. На второй стороне часовой кассеты в первом варианте содержалась подборка выступлений Z'EV на радио и тому подобного материала, в другой версии альбома там записан некий трек под названием «Первые 30 минут» - опять-таки, концертное выступление, скорее всего, с теми же «инструментами», но на несколько месяцев позже, чем первая сторона.

Если вам и этого покажется мало, то можем порекомендовать «Elemental Music» - пластинку, вышедшую в 1982 году и запечатлевшую концерт в Сан-Франциско, исполненный годом ранее. Звук здесь гораздо насыщеннее, многослойнее, похоже, он более замысловато обрабатывался прямо в ходе концерта – и в целом альбом звучит гораздо агрессивнее, чем вышеупомянутые записи. Зато он дает отличное представление о том, кто такой был Z'EV – это, пожалуй, одна из самых известных его записей, даром, что тираж винила был ограничен парой тысяч экземпляров.

Ну и, разумеется, самой «раскрученной» его работой была пресловутая «Rhythmajik» - cd, записанный эксклюзивно для итальянского издания одноименной книги. По сути, это звуковые иллюстрации к магическим техникам и в отрыве от теорий, изложенных в тексте, эти короткие, резковато звучащие треки воспринимаются довольно странно – но симбиоз получился любопытный.

В 2008 году вышла работа Z'EV в рамках серии «Outer Bounds Of Sound». Эта серия релизов, которую выпускал лейбл «Noiseville»: каждая пластинка была записана разными музыкантами и выпускалась тиражом в 300 экземпляров. Интересующий нас альбом состоит из двух безымянных треков и первый из них напоминает этакую фантастическую радиопостановку 50-х годов: на грозовом, приглушенном и притягательном фоне из перкуссии, друг друга перебивают голоса, повторяющие загадочные и мрачноватые фразы. Сложно сказать, что хотел сказать этим сам музыкант, но, независимо от чисто логического, аналитического восприятия, эта запись умудряется не на шутку затянуть слушателя. Второй, по сути, не смотря на наличие перкуссионных инструментов, предлагает нам что-то вроде эмбиента, с неуловимо тревожной, мистической атмосферой. В своем роде это очень спокойная и красивая музыка.

Z'EV отказывался почивать на лаврах: даже в прошлом году, когда музыкант был серьезно болен, он успел выпустить пару прощальных записей. Во-первых, это совместный концерт со Стефано Пилиа, итальянцем, начинавшим с панка, но перешедшим к работам над звуковыми инсталляциями. А во-вторых – сольный альбом For Quarters, вышедший на кассете, лимитированным тиражом в 110 экземпляров. Примечание к ней гласит, что исходный материал был записан между 1984 и 2006 годами, а сами треки были созданы в домашней студии в 2017 году.

 

С кем поведешься…

Вообще, список совместных альбомов Z'EV – своего рода антология «кто есть кто в индустриальной и нойзовой музыке»: Дженезис Пи-Орридж, Бойд Райс, Merzbaw, KK Null и Глен Бранка – это если назвать только несколько имен. Посмотрим, каков он был в совместном творчестве…

Глен Бранка, возможно, один из самых именитых соавторов, с которыми работал Z'EV: остальные, скорее, музыканты культовые, «широко известные в узких кругах». Бранка же – довольно известный композитор-минималист, работавший как с рок-группами (в диапазоне от Sonic Youth до Swans), так и с оркестрами – и самыми разными сочетаниями того и другого. С нашим героем он сотрудничал при записи своей Второй Симфонии – причем, не смотря на немаленький состав музыкантов только Z'EV был упомянут на обложке релиза. Сам материал был записан на концерте в нью-йоркской церкви в 1982 году, но, по каким-то причинам, был выпущен только десять лет спустя. Красивая, действительно довольно минималистичная музыка, возможно, более легкая для непривычного уха, чем сольные записи Z'EV – даром, что он играет на этой записи довольно заметную роль.

С Дженезисом Пи-Орриджем, бывшим участником Throbbing Gristle, основателем Pshycic TV и в буквальном смысле крестным отцом всего «индастриэл» уже пересекался Z'EV – на упомянутом выше «Berlin atonal». Но есть у них и совместный альбом, причем довольно любопытный – в одном издании он выходил как совместный альбом указанных музыкантов, а в другом – как альбом проекта Пи-Орриджа PTV³.  При этом герой данной статьи играл на ударных и тибетских храмовых колоколах, а вот его именитый напарник обозначен только как соавтор музыки. В любом случае, альбом – этакая звуковая медитация, состоящая из закольцованных фрагментов перкуссии: неподготовленного слушателя подобная музыка способна не на шутку взбесить. Запись эта называлась «Direction Ov Travel» и впервые была издана в 1991 году.

Не менее интересной ритуальной музыкой порадовало нас и сотрудничество с еще одним именитым музыкантом, известным под псевдонимом K.K. Null. Они вместе записывались неоднократно: к примеру, на альбоме «Number One», вышедшем в 2005 году, где к ним присоединился еще и Крис Уотсон, бывший участник Cabaret Voltaire и The Hafler Trio. Он так же занимался записью звука для различных документальных фильмов о природе – и, собственно, как раз и предоставил для совместного проекта полевые записи из Восточной Африки – стервятники, слоны и тому подобное. На эти звуки были наложены  некие электронные фоны и перкуссионные наигрыши двух других участников – и получился любопытный, затягивающий эмбиент на грани нойза. Судя по подзаголовкам композиций, они были посвящены планетам солнечной системы – Юпитеру, Марсу, Сатурну, Венере и Меркурию. Крайне любопытная работа, которую, пожалуй, можно посоветовать и слушателю, не слишком привычному к индустриальной музыке.

Впрочем, если уж говорить о свирепой музыке и японцах, то никак нельзя пройти мимо сотрудничества Z'EV и Merzbow – едва ли не самой одиозной фигуры пресловутого японского нойза. «Spiral Right / Spiral Left» - их совместное творение 2010 года точно способно довести до кондратия людей с сентиментальными ушами, хотя на практике  - это не самое агрессивное произведение японского звукового самурая. Безусловно интересная запись с многослойным, постоянно меняющимся звуком, но… если что, мы вас предупреждали.

Работал он – и, кстати, дружил на протяжении 40 лет - и с еще одной легендой нойза: великим и ужасным Бойдом Райсом. Двенадцатидюймовка Boyd Rice & Z'EV, оставшаяся безымянной и выпущенная в 2008 году – образцовый представитель звуковых ландшафтов в творчестве нашего героя. По звучанию сложно сказать, в чем заключалась роль каждого из музыкантов и как вообще создавались эти звуки, но есть ощущение, что вклад Райса несколько сильнее – хотя по его меркам это довольно спокойная работа.

 

Около года назад поезд, на котором Z'EV ехал на очередной концерт, попал в аварию – и здровье музыканта резко ухудшилось. По некоторым источникам, ему пробили грудь его собственные инструменты. Как мы теперь уже знаем, окончательно оправиться ему так и не удалось. У Z'EV осталось немало незаконченных планов, к примеру, шла работа над большим бокс-сетом, способным проиллюстрировать всю карьеру музыканта – и подробные примечания к этому изданию собирался писать Бойд Райс. Он же сообщил и о смерти Z'EV, оставив на своей страничке в Фэйсбук на редкость прочувствованное сообщение. Наверное, его словами лучше всего закончить беглый рассказ об этом мастере: «Я бы сказал, что Z'EV для авангарда был тем же, чем Игги Поп для рок-н-ролла: полная интенсивность, энергия и сырая мощность, в ранние восьмидесятые он часто оставлял сцену в крови и ранах, оставленных его собственными инструментами… Я считаю его одной из самых недооцененных фигур в современной музыке. Лингвист, специалист по этнической музыке, ученый, мистик и человек, который смог воплотить это в выступлениях настолько мощных, что они могли захватить зрителей даже на панковских тусовках. Это был его особый дар. Он был один из самых талантливых людей, которых я встречал. И не было еще исполнителя, равного ему».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)