DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ ЗОВ МОГИЛЫ

Alkonost: «Вокруг нас стояли кумиры и горели огни»

Группа Alkonost, родоначальники и настоящие ветераны российского фолк-метала, отметила свое 25-летие выпуском юбилейной версии дебютного альбома «Songs of Eternal Oak» и записи знаменательного концерта «XXV лет». DARKER решил не оставлять это событие без внимания и побеседовал с музыкантами о свежем релизе и эскапизме, а также попросил взглянуть на собственное творчество и метал-сцену с высоты прожитых лет.

Фото: Эдалиана Ренненкампф

Музыка Alkonost всегда отличалась особой чарующей и даже фэнтезийной атмосферой далекой старины. Насколько сильными эскапистами в жизни являются сами участники группы? Почему, на ваш взгляд, человек так отчаянно ищет спасения в волшебных мирах?

Ксения Побужанская (вокал): Мне сложно судить, насколько сильными эскапистами мы являемся, так как у меня нет какой-то объективной оценочной шкалы или теста для понимания того, что вот с этого момента мы уже очень интенсивно эскапируем, а по итогам последнего месяца мы такие себе эскаписты. Но, безусловно, в нашей жизни избегание реальности в той или иной степени присутствует. По моим наблюдениям, у нас с Андреем примерно одинаковые инструменты — в основном это книги и компьютерные игры.

Почему человек ищет спасения в волшебных мирах? Потому что хочет ненадолго забыть о повседневной суете и проблемах. И когда это в меру, не влияет на эффективность человека в реальном мире, то это даже полезно, так как переключает психику, мысли, эмоции на какое-то время. Позволяет отпустить ситуацию, отдохнуть от нее, посмотреть с другой стороны, найти верное решение.

Расскажите, как у вас проходит процесс сочинения нового материала? Изменился ли он как-либо на протяжении долгой истории группы? Накладывают ли свой отпечаток более ранние песни?

К.: Начну с того, что у нас несколько авторов музыки, к коим я не отношусь, и процесс сочинения у них происходит по-разному. Но мы точно начинаем работу над альбомом с проработки художественной и смысловой концепции. Да, конечно, процесс создания материала менялся, ведь менялся состав, и каждый новый человек приносил что-то свое. Не думаю, что ранние песни накладывают свой отпечаток.

Каким сейчас, с высоты прожитых лет, кажется вам альбом «Songs of Eternal Oak» в его оригинальном виде? Каково было вернуться к истокам группы?

Андрей Лосев (гитара): Сейчас он мне кажется совершенным, несмотря на ошибки, связанные в основном с трудностями, возникшими при записи. В нем все еще есть свежесть и подкупающая атмосфера таинственности. Простота и в то же время грандиозный масштаб, охват тем от ритуальности до повествовательности и призыва посмотреть вокруг. Сразу веришь, что боги рядом. Вокруг нас тогда почти реально стояли кумиры и горели огни. Мы этому верили, и слушатель в это верит благодаря нашей музыке.

Трудно сказать, что я испытывал, проходя этот путь заново, но работа была проделана немалая. Пришлось восстанавливать утерянные партии и придумывать новые. Не уверен, что смогу сделать подобное для других альбомов. Самое главное было не потерять посыл, который вдохновлял нас самих в то время. Могу сказать только, что браться за этот альбом заново было очень волнительно. И я надеюсь, что у нас все получилось.

Как оценивают «Songs of Eternal Oak» участники группы, которые не стояли у истоков Alkonost?

К.: Я заметила, что ребятам очень нравится сам материал, но они не очень согласны со звуком, сведением, мастерингом тех времен. Но что касается концертов, они с удовольствием играют «старье».

Вадим Грозов (бас): Все верно. Лично я из тех людей, кто с творчеством долгоиграющих групп предпочитает знакомиться с середины или конца, и Alkonost не исключение. Звучание ранних альбомов мне не очень, но сам материал для своего времени, безусловно, крутой и самобытный. Его интересно играть, поэтому мне нравится, как он звучит в переиздании и на наших сегодняшних концертах.

Какие отзывы о «Songs of Eternal Oak» вы получили от зарубежных музыкантов, которые приняли гостевое участие в перезаписи альбома?

К.: Сказали, что знают группу Alkonost и с удовольствием примут участие в нашей затее, посвященной не только юбилею альбома, но и юбилею группы. Каждый выбрал наиболее понравившуюся песню и сразу спросил разрешения привнести в материал что-нибудь свое.

Помимо перезаписи «Songs of Eternal Oak» вы отметили 25-летие группы выпуском аудио- и видеоверсий юбилейного концерта. Шоу состояло из двух отделений — с нынешними и бывшими участниками Alkonost. Расскажите, что оказалось самым сложным в организации столь масштабного действа?

К.: Сложно было все, так как вся организация от и до была на мне, вплоть до аренды клуба, печати афиш, аренды оборудования и прочего. Единственное, что в Москве с организацией именно концерта помогал Ваня Лазичный. А так сложностей было много, многое из задуманного не удалось реализовать из-за нехватки времени или организовывалось мной впервые. Но результатом я довольна.

Alkonost всегда желанные гости реконструкторских и фолк-метал-фестивалей. Какие из них вызывают у вас неизменное желание вернуться? Где вас лучше принимает публика?

К.: В первую очередь «Былинный Берег» — там настолько уже все родные, что мы очень ждем это событие каждый год. Еще мы дважды летали в Мончегорск на фестиваль Imandra Viking Fest — там тоже очень волшебно, а еще огромная сцена в виде драккара. Ух, скучаем!

В.: Из тематических фестивалей прошедшего сезона я бы еще отметил «Вереск» — все очень здорово было и по организации, и по аудитории. Вообще приятно видеть, что подобных мероприятий становится больше, и организаторы в основном очень стараются сделать все качественно.

Есть ли в планах новые записи или выступления в формате Alkonost Piano [экспериментальный проект Ксении Побужанской и Маргариты Петровской — прим. ред.]?

К.: Ну, тут мне особо сказать нечего, пока в планах такого нет. Это был интересный и нужный в то время опыт, сейчас пока вдохновения на это нет.

Какова судьба проекта Test by Freedom [сайд-проект Андрея Лосева, Ксении Побужанской и Максима Штанке, сочетающий в себе элементы готики, электроники и фолка — прим. ред.]? Можно ли считать, что он заморожен на неопределенный срок?

К.: Опять-таки в определенное время это было интересной, воодушевляющей затеей. Потом я осознала, что у меня нет на этот проект ни сил, ни мотивации. Полагаю, что его можно считать закрытым.

История группы помнит смутный период, когда деятельность Alkonost могла закончиться — это 2012 год. Но приход новых музыкантов дал команде новую жизнь. Случались ли в последующие годы такие кризисные моменты, когда хотелось все бросить? Если да, то что помогло их преодолеть?

К.: Конечно, случались. Бывало, опускались руки. Но слушатели, их благодарность и поддержка постоянно возвращают «в строй».

Вы видели российскую тяжелую сцену четверть века назад и видите ее сегодня. Какие из случившихся с ней перемен больше всего вас радуют, а какие — наоборот? огорчают?

А.: Четверть века назад были музыканты, которые, может, и не умели играть, но искали себя, искали свой звук и свое место на музыкальном Олимпе. Они много экспериментировали в своих поисках. Сейчас совсем другое время. Сейчас у многих техника исполнения на очень высоком уровне и соревноваться с ними в этом бессмысленно, но вместе с этим они не напрягаются с материалом. Им хватает того, что они взяли у других. Возможно, поэтому сегодня так популярны каверщики. Не вижу оригинальности, открытий никто не делает, не вижу ни у кого своего лица. А вторичность слушать неинтересно, и не только мне. Неудивительно, что рэп и панк так популярны, ведь они-то как раз развиваются.

Что из наблюдаемого сейчас показалось бы вам самым фантастическим на заре истории Alkonost?

А.: Нам тогда удалось попасть в восходящую волну. Мы старались выдавать качество, обходясь подручными средствами, и во многом были первооткрывателями. Успех нам сопутствовал везде. Даже хэдбенгинг у нас стал получаться как-то случайно и сразу стал нашей фишкой, хотя не мы его придумали. Буквально на коленках мы снимали клипы, и они получили распространение сразу в цифре, когда у других клипы были только на видеокассетах. Наш план задач изначально был очень высок.

В эпоху развития интернета не утомляет ли вас общение с поклонниками через соцсети? Как справляетесь с особо навязчивыми фанатами?

К.: Скажу за себя — не знаю, как остальным, но меня очень утомляет. В первую очередь — потому, что я интроверт и мне в целом не нужно много общения. Оно неинтересно и обессиливает меня. Плюс этот внутренний конфликт, когда твоим близким и друзьям не хватает тебя, а ты не можешь игнорировать своих слушателей, хотя твои личные приоритеты на стороне близких и хочется отдать свое время в первую очередь им. От этого много раздражения, а там, где раздражение — там утомляемость, о чем и был вопрос.

В.: Мне пока в таком количестве не пишут, чтобы это утомляло. smile Но в соцсетях добавляются, конечно, часто. Если сами пишут, я обычно открыт к диалогу. С кем-то даже подружиться удалось. Но в основном времени на подобную активность не очень много.

Сингл «Солнце», выпущенный в 2021 году, отличается своим продакшеном от альбома «Ведомые ветром». Означает ли это, что Alkonost взяли курс на утяжеление и модернизацию звучания?

К.: Скорее да, чем нет. Нам самим интересно, каким будет грядущий альбом.

29 сентября у вас выходит первый за полтора года сингл — «Оберег». Эту песню вы уже представили на суд слушателей на концерте в Москве. Может быть, поделитесь историей ее появления?

К.: Вы знаете, история прямо-таки волшебная. Мне просто написала композитор Anna Segal из Израиля с просьбой, чтобы мы сделали ее песни. Из пяти-шести композиций мне сразу очень понравился «Оберег». Мы написали текст, ребята сделали более «тяжелую» аранжировку и адаптировали песню под наше фирменное звучание. Обычно мы не играем песни на концертах до их официального выхода, но тут так сложились обстоятельства. После долгого молчания очень не терпелось порадовать слушателей новым материалом. Но, как водится, после «живой» презентации мы успели поменять часть аранжировки и текст, а еще впервые записали живую скрипку. Так что сингл выйдет не без сюрпризов.

Есть ли вероятность, что у Alkonost когда-нибудь появится концептуальный альбом, основанный на литературном произведении? И если да, то какая именно книга могла бы стать основой для этого откровения?

А.: Не задумывался никогда о конкретном произведении, но мы всегда говорили о том, что наш материал опирается на прочитанные книги по истории, создается на основе мифологии, ну, и фэнтези, конечно. Куда же без Толкиена? Он заставил сказки звучать по-новому.

А пока что сделать именно по одному произведению в голову не приходило. Но… Первое, что я представил себе сейчас, это пьеса Пушкина Александра Сергеевича «Русалка». Мрачноватая история.

Если возможно, поделитесь с нашими читателями своими творческими планами. Как идет работа над материалом для нового альбома? Ждет ли нас очередное концептуальное творение?

К.: Сейчас не хотелось бы об этом говорить, в данный момент у нас нет супернастроя и глобальных творческих планов. Мы, скорее, на стадии взвешивания и переосмысления. Посмотрим, к чему это приведет.

Сообщество группы в VK

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)