DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Бетли, они на деревьях!

День гнева

СССР, 1985

Жанр: ужасы, фантастика, детектив, приключения

Режиссер: Суламбек Мамилов

Сценарист: Александр Лапшин, Север Гансовский

В ролях: Юозас Будрайтис, Алексей Петренко, Анатолий Иванов, Гражина Байкштите, Светлана Светличная

Похожие фильмы:

  • «Сталкер» (1979)
  • «Остров доктора Моро» (1977)

Советская кинофантастика давно стала чуть ли ни отдельным жанром не только в нашей стране, но и за рубежом. Ушлый режиссер Роджер Корман дублировал наш фильм «Планета бурь» (1961) и продавал у себя под видом американского продукта. Так же, только менее нагло, клялся в любви советскому sci-fie movie и Джордж Лукас, да и западные критики от него не отставали, вознося, например, фантастические опусы Тарковского на пьедестал шедевров.

Но не всем лентам повезло оказаться в числе всемирно признанной классики. Многие из них не известны зарубежному зрителю, и в массе своей забыты российской аудиторией. К этим артефактам советской фантастики относится и «День гнева» (1985) по рассказу Севера Гансовского.

В целом создатели фильма предлагают нам стандартную для своего жанра схему: герой попадает в таинственную зону, где с ним и окружающими творятся странные вещи. Герой здесь — жадный до сенсаций журналист Дональд Бетли, зона — природный заповедник, географически отрезанный от цивилизованного мира. Населяют это богом забытое местечко бедные крестьяне, а также существа со звериными телами и разумом гениев — отарки. Последние являют результатом вышедшего из-под контроля эксперимента. Теперь они, предоставленные самим себе, терроризируют местных и между делом вынашивают план по захвату всего мира. Бетли, как специалист по дикой природе, направляется туда по указке некой организации, для которой должен снять документальный фильм с участием отарков. Сопровождает его в этом опасном приключении их ярый ненавистник — лесник Меллер.

На просторах рунета часто указывается, что «День гнева» — это первый советский фильм, сочетающий в себе жанры фантастики и ужасов. Громкое заявление. Фантастики тут и правда хоть отбавляй (сверхразумные медведи, тайная лаборатория, секретные эксперименты). Да и составляющая жанра ужасов присутствует, правда, сейчас это напугает разве что впечатлительного ребенка.

В любом случае, создатели фильма постарались, чтобы флер таинственности и эмоционального напряжения не рассеивался на экране до самого конца. Свою лепту в это дело внесли образы жутких крестьян, странные воспоминания главного героя и лишь мельком обозначенные мутанты, скрывающиеся в лесном мраке. Кому, кроме себя самого, может доверять Дональд Бетли? Когда отарки нанесут новый удар? Вопросы в сюжете всплывают чаще, чем ответы, что только подстегивает зрителя ждать его развязку.

Но, конечно, главное в «Дне гнева» это не гнетущая атмосфера и даже не игра актеров (Будрайтис и Петренко, как и всегда, шикарны), а гуманистический посыл, пронизывающий эту историю.

Отарки — это метафора технического прогресса и духовного вырождения. Они обладают сверхразумом, способностью в уме проводить операции с огромными числами и запоминать наизусть всю книгу после первого прочтения. Но жизни людей для них ничего не значат.

Имя создателя отарков, Фидлер, не зря созвучно с фамилией всем известного фюрера. Можно сколь угодно восхищаться военно-технической мощью нацистской Германии, но миллионы зверски загубленных жизней, стоящие за внешним блеском Третьего Рейха, превращают все его достижения в отвратительные памятники безумию.

Отарки — это звери, получившие способность мыслить формулами. Люди — это звери, способные противится инстинктам, обладающие способностью отличать добро от зла, сопереживать, представлять себя на месте другого. Для этого не нужен великий разум, хватит лишь наличия человечности, которой лишены многие из именующих себя людьми.

«День гнева», как и лучшие представители жанра фантастики, не воспевает технический прогресс. Фильм напоминает о настоящем человеке, дабы тот в научной гонке не превратился в функцию или, того хуже, обратно в обезьяну. Приятно осознавать, что для пропаганды простых истин не всегда нужны передовые спецэффекты и миллиардные бюджеты.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Используйте, пожалуйста, нормальные имена и ники.
Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии не анонимно.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)