DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Тьма в кино. Пересматриваем классику

«Ночь кометы» – это полнометражный дебют режиссера и сценариста Тома Эберхардта. И, надо сказать, очень даже успешный дебют. И пускай поначалу «Ночь кометы» не обрела широкой популярности, время все расставило по своим местам. Сейчас творение Эберхардта по праву считается классикой жанра и культовым фильмом наравне с такими шедеврами как «Ночь живых мертвецов» (1968) и «Вторжение похитителей тел» (1978). Подробности – в обзоре Вячеслава Ерлыченкова.

Несмотря на свой почтенный возраст, этот фильм смотрится с живым интересом и сейчас. И дело не только в актуальной тематике: вспышки новых вирусов – бич человечества, который, по всей видимости, будет терзать его всегда. Грамотная постановка, хорошая актерская игра, проработанная атмосфера и увлекательная история – вот главные составляющие успеха «Последнего человека на Земле». И это несмотря на то, что у картины были проблемы с финансированием. Обзор подготовил Вячеслав Ерлыченков.

«Письма мертвого человека» стали первым фильмом трилогии Константина Лопушанского о разных вариантах конца света, и эта лента, безусловно, лучшая в их ряду. Лента Лопушанского, заслуженно ставший культовым, пугает на психологическом уровне, вполне реалистично изображая, к чему может привести агрессивная политика и гонка вооружений. И то, что по странному стечению обстоятельств создание этого шедевра совпало с чернобыльской катастрофой, только свидетельствует в пользу прозорливости режиссера. Подробности — в рецензии Андрея Волкова.

«Апокалипсис каннибалов» заслуженно стал культовой классикой итальянского хоррора и нередко фигурирует в списках лучших представителей жанра. Весьма высокую оценку давал фильму и Квентин Тарантино, человек, знающий толк в поэмах о насилии. Сэкономив на звездах (исключая Джона Сэксона и Джованни Ломбардо Радиче), Антонио Маргерити сделал первоклассные спецэффекты, а также украсил свой фильм масштабными городскими съемками перестрелок на улице и в тоннеле. Обзор фильма подготовил Андрей Волков.

«Страшилы» – это очень оригинальный (пусть и неровный) гибрид жанров, который регулярно подкидывает зрителям головокружительные экшен-сцены и увлекательные повороты сюжета, с симпатичными актерами, идеально вписывающимися в свои типажи, и шикарным саундтреком. Если попытаться разделить режиссерскую карьеру Питера Джексона на этапы, этот фильм, как и драму «Небесные создания», будет крайне сложно приписать к какому-то из них. Подробности – в обзоре от Игоря Евдокимова.

«Пи» Аронофски нервирует и шокирует, отвращает и угнетает, но также поражает авторской смелостью и прозорливостью. Сложная внеформатная картина принесла режиссеру ряд номинаций и призов, культовую славу среди эстетов и открыла путь к высокобюджетным проектам. Возможно, сейчас «Пи» не покажется абсолютно выдающимся фильмом, но четко продемонстрирует, откуда вышли другие ленты Аронофски. Подробности — в обзоре от Алексея Петрова.

«Исцеление» – это тяжелая, глубокая, проработанная лента с интригующим сюжетом и неповторимой атмосферой. К тому же, даже при полном отсутствии каких-либо характерных внешних атрибутов, этот фильм можно смело называть одним из самых наполненных национальным колоритом Японии. Колорит этот, правда, скорее ментального плана и касается образа мысли и действий героев. Подробности — в обзоре от Валерия Лисицкого.

«Франкеншлюха» рассказывает историю несчастной любви талантливого изобретателя, хирурга-самоучки и прирожденного механика Джеффри. Этот фильм – один из тех, что снят максимально «не для всех», но при этом в своей узкой нише вполне способен стать нетленной классикой. Специфический юмор, очаровательная наивность пионерлагерной байки, немного обнаженки и легкий налет поучительности – вот его основные компоненты. Подробности – в обзоре от Валерия Лисицкого.

«Змей и радуга» — один из лучших фильмов Уэса Крэйвена 80-х годов, настоящий бриллиант его фильмографии, доказывающий, что мастер был действительно большим режиссером, умевшим работать не только в жанре кровавых ужасов. И нет ничего удивительного, что этот фильм выпустили в России на DVD в престижной серии Vintage, в которой издавалось в основном авторское кино США 70-х и 80-х годов. Обзор фильма подготовил Андрей Волков.

«Тихая ночь, смертельная ночь» вышла в период, который кинокритики именуют «золотым веком» слэшеров. Мир уже успел познакомиться с Майклом Майерсом и Джейсоном Вурхисом и с нетерпением ждал новых антигероев. Режиссер фильма – Чарльз Е. Селлер младший – на хоррорах никогда не специализировался. Начинал он как продюсер и в игровое кино пришел из документального, так что «Тихая ночь, смертельная ночь» стала фактически его художественным дебютом. О том, что из этого вышло, рассказывает Вячеслав Ерлыченков.

Злая корпорация Musak производит аудиозаписи, контролирующие сознание обывателей. Юный бунтарь F.M. находит способ противостоять системе, интегрируя в музыку элементы нойза. По всей стране начинаются стачки, спровоцированные новыми звуками. Musak решает ликвидировать аудиотеррориста и посылает за ним агента Ягера. По несчастливому совпадению, Ягер знаком с девушкой F.M., молодой стриптизершей Кристианой... Обзор фильма «Декодер» подготовил Сергей Рябых.

«Вкусная дрянь» – явно недооцененная хоррор-комедия, ухитрившаяся вместить в себя и трешевую удаль, и довольно серьезный посыл о некоторых сложностях человеческого социума, при этом избегая явного морализаторства. С каждой последующей сценой лента выглядит все более и более бредово, но потом вдруг становится ясно, что «Вкусная дрянь» на самом деле куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Обзор фильма подготовил Валерий Лисицкий.

«Горго» – это ответ англичан на коммерчески успешного «Годзиллу». Основная концепция «гигантская рептилия крушит мегаполис», по сути, одинакова для обеих картин, но вот частности у этих историй совершенно разные. В отличие от Годзиллы, которому не давали спокойно спать атомные бомбы, Горго просыпается после небольшого природного катаклизма: извержения вулкана. Подробности — в обзоре, который подготовил Вячеслав Ерлыченков.

«Человек, который смеется» — мелодраматический хоррор немецкого экспрессиониста Пауля Лени («Восковые фигуры»), экранизация одноименного романа Виктора Гюго с Конрадом Фейдтом («Касабланка», «Кабинет доктора Калигари») в главной роли. Фильм, как и книга, повествует о молодом аристократе по имени Гуинплен, чье лицо в раннем детстве изуродовали коварные «компрачикосы» по приказу короля Якова II. Подробности — в обзоре от Сергея Рябых.

«Маска призрака» — единственный слэшер в фильмографии Жана Пеллерина, и подошел он к его созданию нестандартно. Во-первых, пригласил на главные роли молодых актеров из авторского кино, Сару Лассез и Джеймса Дювала, а на второстепенную — такого мастера, как Кристофер Пламмер, редкого гостя в хорроре. Во-вторых, соединил слэшер с театральной эстетикой и клоунской тематикой, ведь злодей облачен в костюм паяца. Подробности — в обзоре от Андрея Волкова.

«Могильщик Гейси» – один из тех фильмов, которые следует смотреть на свой страх и риск. Слишком уж много факторов, которые могут как привлечь, так и оттолкнуть. Но и обходить его вниманием точно не стоит, хотя бы из уважения к таланту Марка Холтона и… нет, не уважения, а интереса к личности реального Гейси. Подлинную историю вы не узнаете, но в общих чертах получите представление о том, кем был один из страшнейших серийных убийц в истории. Обзор фильма подготовил Валерий Лисицкий.

Если уж говорить искренне и без кокетства, то нужно признать, что ужасы – это, в первую очередь, развлекательный жанр. Но, с другой стороны, «в первую очередь» не значит «исключительно», не так ли? Есть ведь и «Изгоняющий дьявола», и «Ребенок Розмари», и «Деликатесы», заслуженно считающиеся классикой кинематографа. Есть, в конце концов, и «Последняя волна». Подробности — в рецензии Валерия Лисицкого.

В эпоху тотального дефицита далеко не всем стоящим фильмам удавалось пробиваться к своему зрителю, пусть даже на видеокассете, переписанной с десяток раз. «Гнездо пауков» – одна из таких работ, снятая малоизвестным итальянским режиссером и наверняка обделенная зрительским вниманием в свое время. Что ж, настала пора исправить эту несправедливость. Подробности — в обзоре фильма от Вячеслава Ерлыченкова.

«Невыразимый ужас» — это фильм для желающих вспомнить атмосферу хорроров 80-х годов. Основанный на литературе, которая при написании стилизовалась под уже устаревшие и ушедшие каноны, фильм даже для своего времени смотрелся отнюдь не шедевром. В нем есть уютное, ламповое очарование, но это не проверенное годами качество, а легкий флер ностальгии по навсегда ушедшим временам. Подробности — в обзоре от Алексея Абросимова.

«Трепанатор» стоит посмотреть всем поклонникам треша, комедий ужасов и просто фанатам Стюарта Гордона. С его культовым наследием французский коллега обошелся бережно, в результате чего маэстро не выдвигал никаких юридических претензий к автору после выхода его фильма в международный прокат. Кто знает, может, он тоже оценил треш-вариант своего хита. Подробности — в обзоре фильма от Андрея Волкова.