DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Тьма в кино. Пересматриваем классику

«Черная вдова» – это история двух женщин. Очаровательная Катрин пользуется заслуженной популярностью у мужчин. В обмен на ее руку и сердце они готовы разделить с красоткой все свое значительное состояние. Правда, неожиданный сердечный приступ очень быстро переводит Катрин из статуса молодой жены в статус безутешной вдовы. Другая героиня – Алекс Барнс – федеральный агент, которая по чистой случайности замечает закономерность в череде смертей обеспеченных американцев.

«31-й км» — это весьма специфический хоррор. У него своеобразная драматургия, совсем иное визуальное воплощение, другая расстановка акцентов. В повествовательном аспекте лента ближе к восточной в целом и японской в частности культуре. При этом кино не стесняется в редкие моменты активировать западную страсть к гриму и визуальному устрашению. А на выходе от такой синергии получается самобытный, мрачный и тревожный ужастик, рассказ о котором подготовил Алексей Абросимов.

К концу 80-х годов прошлого века итальянский хоррор окончательно уступил место американским ужастикам. Многие классики жанра в это время отошли от дел, кто-то ушел на телевидение, как, например, Ламберто Бава, а вот Дарио Ардженто решил попытать счастья, создавая копродукции с главной кинематографией мира. «Травма» — первый такой фильм, который маэстро снял в своем любимом жанре джалло. Подробности — в обзоре от Андрея Волкова.

Драматический триллер с бесхитростным названием «Монстр» снят по мотивам жизни Эйлин Уорнос, серийного убийцы, примечательного своим полом – женским. Реально, в мировой истории дама-маньячка – явление редкое и своеобразное по природе. У любого преступления, даже самого безумного, есть причины, которые в художественном формате и исследует кинокартина Пэтти Дженкинс. Обзор фильма подготовил специально для «женского» номера DARKER Алексей Петров.

«Час волка» – хоррор? Спорное определение, просто потому, что это картина Ингмара Бергмана, режиссера, далекого от жанрового кино, по крайней мере для массовой аудитории. Великий швед верен себе и снимает эстетическую артхаусную картину, в которой ужасы – необходимые композиционные элементы, визуализирующие помутнение рассудка. Ведь что, как кажется, делает Бергман? Ставит диагноз, но не обществу, а конкретной личности, в свою очередь изучающей общество, которого нет. Подробности — в обзоре от Алексея Петрова.

Глубокая история, с разных сторон показывающая жизнь маньяка, его взаимодействие с жертвой и то, как окружение монстра откровенно закрывает глаза на странности в его поведении – подобное показывают в кино не так уж часто. После многочисленных лент, в которых душегубы предстают либо высоколобыми интеллектуалами, либо жертвами обстоятельств, либо славными парнями со своими странностями, «Елена в ящике» отрезвляет и заставляет задуматься. Обзор подготовил Валерий Лисицкий.

Наверняка вам известно множество примеров, когда режиссер из одной страны переснимал на свой манер успешный фильм, созданный в другой стране. «Постель Сатаны» – как раз один из таких ремейков. Малоизвестный индонезийский режиссер Эйч Тьют Джалил вдохновился культовым слэшером Уэса Крэйвена «Кошмар на улице Вязов» и предложил свой самобытный и довольно оригинальный вариант. Давайте взглянем на него повнимательней. Обзор подготовил Вячеслав Ерлыченков.

«Дом на краю кладбища» — это и слэшер, и хоррор о нехорошем доме, но в тоже время и нечто большее. Ужасный злодей из прошлого, хирург-садист доктор Фредштайн мистически связан с сыном главного героя — историка, поселившегося в роковом доме. Сын видит маленькую девочку, дочь доктора Фредштайна, который жил сто лет назад. Дихотомию добра и зла Фульчи понимает во вневременном ключе. Подробности — в обзоре фильма, который подготовил Андрей Волков.

Культового «Попутчика» с великолепным Рутгером Хауэром знают даже многие представители нецелевой аудитории, обычно игнорирующие хорроры. А такую картину 90-х, как «Калифорния», помнят разве что ярые поклонники Брэда Питта и Дэвида Духовны. При этом дебютная в большом кино работа клипмейкера Доминика Сены – отличный атмосферный и умный триллер на тему «опасных спутников». Рассказ об этом фильме подготовил Алексей Петров.

«Особняк в тумане» в свое время был продан для показа на американском телевидении, потом переиздавался на бюджетного качества DVD, но эта версия картины была порезана из цензурных соображений: вырезаны эротические сцены. В любом случае, эротика в данном фильме все же не главное, и поклонникам классики хоррора ознакомиться с ним, безусловно, стоит. Ну а для тех, кто хочет подробностей, Василий Рузаков подготовил обзор этой необычной ленты.

«Реликт» — одна из лучших работ Хайамса, пусть ее сборы и были не слишком велики. В 1997 году на экраны вышел знаменитый «Титаник», который оттянул львиную долю зрительской аудитории у других фильмов. Интересно, что двумя годами позже не кто-нибудь, а сам Джеймс Кэмерон предложил Хайамсу сценарий «Конца света», который существенно поправил репутацию постановщика как коммерческого режиссера после относительной финансовой неудачи «Реликта». Обзор фильма подготовил Андрей Волков.

«А теперь не смотри» был снят на волне популярности мистических хорроров вроде «Омена» и «Изгоняющего дьявола», которая поднялась после успеха «Ребенка Розмари». В кинотеатрах картина демонстрировалась вместе с мюзиклом «Плетеный человек», поскольку прокатчики посчитали, что ленты близки тематически. Но все же мистерия Николаса Роуга имеет гораздо больше общего со сновидческим шедевром Питера Уира «Пикник у Висячей скалы». Подробности — в рецензии Сергея Рябых.

Противостояние главных героев и лесных монстров — это первобытная битва за жизнь, где возможен только один победитель. И «Поворот не туда» интересен не только как хоррор, но и как история о преодолении собственных страхов, ради того чтобы выжить в недружелюбной к городских жителям среде. К сожалению, последующие части во многом растеряли достоинства оригинала, сведя всё к примитивному слэшеру, а обзор первого фильма серии подготовил Андрей Волков.

Фактически Ромеро всю жизнь посвятил развитию киновселенной «ходячих трупов», при этом периодически пробуя себя в других темах и стилях. Так, уже после «Ночи живых мертвецов», но еще до «Рассвета мертвецов» будущий мэтр выпустил «Безумцев» – фантастический триллер, условно схожий с мотивами «восставших из могил», но рассуждающий о другом ужасе, потенциально злободневном как в ушедших семидесятых, так и в наши дни. Обзор фильма подготовил Алексей Петров.

Телефильм Тома Маклафлина «Вашингтонский снайпер: 23 дня ужаса» основан на реальных событиях. В октябре 2002 года в окрестностях Вашингтона, округ Колумбия, была совершена серия убийств и ранений из огнестрельного оружия. Преступник получил прозвище «Вашингтонский снайпер» — звучит несколько иронично, ведь инциденты имели место на территории граничащих со столицей штатах Мэриленд и Виргиния. О киновоплощении этой истории рассказ подготовил Алексей Абросимов.

Согласитесь, приятно иногда провести время за просмотром старого доброго непритязательного слэшера! Чтобы был там и лагерь, и истории у костра, и кровавые убийства… «Сожжение» – это как раз такой фильм. Прямо классический, снятый по всем лекалам ужастик по маньяка, убивающего подростков. Да, подобных фильмов великое множество. Но с другой стороны, «Сожжение» и не пытается быть чем-то оригинальным. Подробности – в обзоре от Валерия Лисицкого.

«Ре-цикл» — это маленький шедевр со смыслом. В нем есть нечто от «Клетки» голливудского визионера Тархема Синга, включая даже своеобразную визуальную цитату. Где-то «Ре-цикл» перекликается с вышедшим в том же году «Сайлент Хиллом». Можно предположить, что и Кристофер Нолан позаимствовал кое-какие идеи для воплощения мира снов в своем «Начале» именно из этого фильма. Подробности — в обзоре от Алексея Абросимова.

«Дом» — кино прямиком из эпохи 80-х, теплой, ламповой и уютной. Время, когда фильмы становились нестареющей классикой, и касалось это даже работ, изначально позиционирующихся как дешевый третьесортный треш. Эра устрашающего грима и аниматроники, десятилетие, в котором ужасы рука об руку шли с комедией, порождая забавных гомункулов. В «Доме», который поставил Стив Майнер, страшное тоже соседствует со смешным, но не скатывается в балаган и китч, а наоборот — умело балансирует на стыке двух жанров. Обзор фильма подготовил Алексей Аброосимов.

«Замок крови» — фантазия на тему сюжетов Эдгара По, где сам писатель выведен в качестве рассказчика. На стилистику этого черно-белого фильма оказала безусловное влияние классическая серия хорроров студии «Юниверсал», а через нее и так называемый французский авангард 1920-х годов. Импрессионистская тяга к визуальной выразительности сцен, экспрессионистская атмосфера чего-то зловещего, ненормального, что буквально вторгается в жизнь живых... Подробности — в обзоре от Андрея Волкова.

«Чердак» – фильм, который бесполезно хвалить за атмосферу или эффективные «жуткие» сцены. Фильм, который бесполезно ругать за провисающий темп, бессвязный сценарий и отсутствующую (даже по японским меркам) актерскую игру. Он отказывается раскладываться на элементы. Его нужно рискнуть и посмотреть. Либо зритель поддастся настроению и, возможно, даже уловит некий смысл, либо выключит его, не выдержав и часа. Подробности — в обзоре от Игоря Евдокимова.