DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Библиотечные секреты

Архив ужасов

Сценарист: Мария Конопатова

Художник: Мария Конопатова

Жанр: хоррор, приключения, готика

Издательство: Комикс Паблишер

Год издания: 2019

Похожие произведения:

  • «Битлджус» (фильм, 1988)
  • Johnny the Homicidal Maniac (комикс)
  • музыка Элиса Купера

Мария Конопатова может претендовать на звание мэтра российских комиксов, поскольку ее «рабочий» стаж уже превышает десятилетие и включает в себя три полноценных сольных проекта, не считая большого количества совместных. Этот факт делает ее по праву одной из самых плодовитых комиксистов в отечественной индустрии. «Архив ужасов» — первая большая работа Марии, пережившая три переиздания и в 2019 году впервые изданная в твердом переплете.

Не будем углубляться в историю создания и творческую биографию автора, тем более что она сама довольно сдержанно говорит об этом в конце книги. Попробуем разобраться, в чем секрет такой продолжительной популярности комикса «Архив ужасов». Кстати, хочется отметить, что именно скромные дополнительные материалы можно отнести к единственному минусу книги. Мария немногословна, ограничивается кратким описанием прочих своих проектов, так что полноценную историю создания следует искать самостоятельно. Жаль, ведь наличие подобных материалов могло существенно повысить ценность книги как для фаната автора, так и для новых читателей, интересующихся мрачными историями в картинках.

Поделим книгу на составляющие – сюжет, персонажи и визуальное повествование (стиль рисунка, дизайн и т.п). Именно то, на каком уровне сделаны эти элементы отдельно, и то, как они работают совокупно и определяет качество комикса. Конечно, какая-то часть может превалировать над другими, и сильные стороны — перевешивать слабые, но когда каждая деталь гармонично работает в едином механизме, получается действительно качественное произведение. В «Архиве ужасов» все на своих местах и сделано качественно, однако до «культового» статуса комикс не добрался, и можно предположить, что до широкой публики тоже.

Сюжет «Архива ужасов» концептуально прост и напоминает историю Битлджуса. В город приезжает девушка, работать в библиотеке. Откуда она, почему приехала и даже как называется город — читателю не раскрывается. Остается неизвестным и временной промежуток, в котором разворачиваются события истории. Устроившись на новом месте, Титто (так зовут героиню) встречает призрака, которого ранее никто не видел. Познакомившись с ним поближе, девушка решает оказать помощь привидению, так как оно оказывается проклято и не может покинуть здание библиотеки.

Сказать, что история претенциозная, нельзя. Она явно придумывалась не с целью удивить сюжетными поворотами (хотя минимум один такой в книге присутствует), а для того, чтобы автору было удобно ее рассказывать. Это тот случай, когда для автора сам процесс создания являлся вызовом, и потому выписывать сложный лор и линии персонажей было бы излишним. И, как мы видим по факту выхода книги, Мария с задачей справилась. История вышла цельной, без провисаний и разрывов. Иногда у читателя может возникнуть чувство, что сюжет затянут. Этот эффект возникает из-за стиля повествования Марии: она часто делает гэги на страницу, что превращает комикс в набор стрипов со сквозным сюжетом. Однако к этому быстро привыкаешь, и дальше шероховатости воспринимаются легче.

Главных персонажей двое – Титто и призрак Янс Боутс. Есть еще пара второстепенных, но с ними все проще. Дело в том, что только у Янса есть какая-то вменяемая предыстория, что неудивительно — ведь он звезда комикса, и повествование строится на проблематике его взаимоотношений с миром. Боутс — призрак, похожий на Элиса Купера, с характером инфантильного подростка. Сложно сказать, насколько он был продуман изначально, так как в основном он ведет себя наперекор окружающим без какого-либо четкого мотива. Так же и Титто помогает призраку, повинуясь скорее законам жанра, чем собственному характеру. При этом Марии удается нащупать химию между персонажами, найдя повод для их взаимодействия. Характерам недостает глубины, но в этом произведении она и не нужна. История проста, и усложнять ее тяжестью проработанных персонажей нет необходимости.

Художественная составляющая напоминает комикс Johnny the Homicidal Maniac, но с гораздо более проработанными задними планами. В конце книги есть бонусный комикс на пару страниц, нарисованный Марией в 2019 году. Основная история создавалась на десять лет раньше, и в данном скетче можно наглядно увидеть, насколько выросло мастерство художника. Это касается четкости линий, уверенности повествования и лаконичности деталей. Однако пришедшая с опытом чистота теряет в атмосфере мрачной готики.

Подводя итог, можно отметить, что Мария Конопатова интуитивно нашла формулу успеха. Простые элементы, сделанные на хорошем уровне, приводят к созданию долгоиграющего комикса, в который легко влюбиться при первом чтении. Эта местами неуклюжая история очаровывает своим девичьим обаянием и уводит в мир подростковой готики, о которой приятно ностальгировать, становясь старше.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)