DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ктулхапокалипсис

Stygian: Reign of the Old Ones

Дата выхода: 26 сентября 2019

Страна: Турция

Жанр: RPG

Разработчик: Cultic Games

Издатель: 1C

Платформы: ПК

Похожие игры:

  • Fallout 2 (1998)
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura (2001)
  • Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2005)
  • «Должно быть, он пока еще удерживается в своей бездонной черной пропасти, иначе весь мир сейчас кричал бы от страха и бился в припадке безумия. Кто знает исход? Восставший может уйти в бездну, а опустившийся в бездну может вновь восстать. Воплощение вселенской мерзости спит в глубине, ожидая своего часа, а смрад гниения расползается над гибнущими городами людей. Настанет время…» На этом моменте заканчивается самое одиозное литературное произведение в жанре сверхъестественного ужаса, краеугольный камень творчества величайшего темного визионера двадцатого века — знаменитый рассказ «Зов Ктулху» Говарда Филлипса Лавкрафта. И примерно с этого же момента, можно сказать, начинается действие героя нашего сегодняшнего обзора. С одной поправкой. Время настало. И если в преисполненной космического ужаса и черного отчаяния вселенной отшельника из Провиденса главным героям и всему остальному человечеству периодически улыбалась удача и судьба зачастую, пусть и не щадя их рассудок, хотя бы отводила угрозу полного уничтожения и безвозвратного низвержения в бездну предвечного хаоса, то вот разработчики из Cultic games такого шанса несчастной Земле-старушке и ее пассажирам не оставили. Звезды сошлись в определенной последовательности, циклопический Р’льех поднялся из океанских пучин, и Великие Древние пробудились от оков сна и забвения для того, чтобы вновь безраздельно править обреченным миром. Одним словом, добро пожаловать на Конец Света. Троекратное ф’хтагн!

    Но каким-то непостижимым образом центральному мегаполису всея мифологии Лавкрафта, городу-герою под названием Аркхэм, удалось уцелеть посреди творящегося вокруг апокалипсиса. Волею насмешливой судьбы или же в шутку Древних, он оказался вырван из пласта привычной реальности и помещен под странные небеса неведомых измерений. Неудивительно, что инфраструктура города практически полностью разрушена: валютные отношения уступили место бартеру, вместо бумажных денег в ходу сигареты, всю законодательную и исполнительную власть взяла в свои руки мафия под предводительством приезжего из Чикаго до пробуждения Древних бутлегера по кличке Восколицый и шайки его прихлебал. Большая часть районов разрушена или поражена скверной иных измерений, на улицах свирепствует безумие, заброшенные здания кишат буйнопомешанными бродягами, чей разум не вынес творившихся вокруг ужасов Судного дня, а полоумные культисты, так долго ждавшие пришествия своих темных богов, беспрепятственно убивают горожан и проводят свои кровавые ритуалы. Именно в таком мире и приходит в себя наш герой, просыпаясь посреди ночи в комнате для гостей на втором этаже паршивого бара «Старый угорь». Сон его прерывает загадочный высокий человек с тростью, облаченный в черное. Он покидает бар и отправляется прочь, во тьму спящего города. А мы, ведомые неким тайным предчувствием, безмолвно следуем за ним по пятам, наблюдая вокруг чудовищные видения танцующих друг с другом в порыве dance macabre, а затем убивающих друг друга призраков мужчин и женщин. Так мы достигаем врат старого Мискатоникского университета, у которых останавливается Черный Человек, после чего все вокруг поглощает вспышка безумия, и наш герой наконец просыпается. Таким образом, город, сам превратившийся в оживший ужас, по иронии встречает игрока ночным кошмаром. Но нынче в Аркхэме все сны вещие, и нам предстоит выяснить, что это за таинственный незнакомец из мира грез, как он связан с пришествием Древних и происходящими вокруг событиями и почему наш герой чувствует непреодолимую необходимость во что бы то ни стало его разыскать. По пути нас ждут столкновения с персонажами Лавкрафта (и им самим, в лице выдуманного альтер-эго, и даже с его женой); путешествия по развалинам и катакомбам, миру Снов, пространственно-временным парадоксам и прочим веселым туристическим местам, а также шансы потери рассудка десятками различных способов, угроза голодной смерти, возможность трансплантации мозга в контейнер для межпространственных путешествий и даже вероятность узреть самого Великого Ктулху (хоть и издалека) и не сойти при этом с ума. Изначально все это звучит (и выглядит) как воплощенная наяву мечта всех поклонников Лавкрафта и почти идеальная игровая адаптация его Мифоса. И так бы оно и было, если бы не ряд очень серьезных «но». Которые, увы, не дают в полной мере восхититься этой, пожалуй, самой убедительной (как минимум, в плане проработки внутриигрового лора и адаптации литературного источника для виртуального пространства) игрой по мотивам произведений темного мэтра. Но обо всем по порядку.

    Технически «Stygian» представляет собой олдскульную изометрическую РПГ наподобие двух первых частей «Fallout», «Planescape: Torment» и «Arcanum». Здесь присутствует огромное количество черт, навыков и прочих различных параметров, влияющих на создание и развитие персонажа. Важны даже возраст и пол, имеющие свои плюсы и минусы в определенных ситуациях. И все это прямо-таки заточено под кропотливый отыгрыш и максимальное погружение в мир игры. Для каждого из восьми классов имеются свои классовые навыки для максимальной прокачки и несколько видов «легенды» для каждого класса, отражающей прошлое героя и дарующей классовому персонажу определенные бонусы или недостатки. Добавьте сюда механику мировоззрения, которое влияет на восстановление рассудка при выборе «правильных» реплик в диалогах для избранной вами системы убеждений, а также способность, к примеру, косвенно восстанавливать здравомыслие при чтении определенных книг во время отдыха. Так, эзотерик будет успокаивать рассудок, коротая время на привале за чтением «Книги Закона» Алистера Кроули, а гуманисту больше придутся по душе целомудренные романы наподобие «Маленьких женщин» Луизы Олкотт. Из всех этих мелочей складывается ваш персональный стиль и манера прохождения, делая отыгрыш за каждого созданного героя уникальным. Побочных квестов не так много, как хотелось бы, но все они в той или иной степени интересны и по бесценным крупицам раскрывают секреты этого безумного, но чертовски притягательного мира. Довольно занятна и местная боевая система. Бои здесь пошаговые, как в «Heroes of Might and Magic», и рассчитаны на тактическое планирование. Помимо большого выбора холодного и огнестрельного оружия (патроны, правда, в дефиците), адепты оккультизма могут также воспользоваться довольно широким выбором заклинаний, эффектно и эффективно позволяющих расправляться с супостатами. Зачастую довольно неожиданными способами. К примеру, если в нужный момент использовать заклинание для воскрешения мертвых, все человеческие противники, ставшие невольными свидетелями такого колдовского кощунства, практически моментально теряют рассудок. Помимо амуниции, всевозможных артефактов и заклинаний, как в бою, так и в наших странствиях по обреченному городу незаменимой помощью для нас окажутся спутники. Каждый из них обладает своей уникальной историей, которая раскрывается в процессе прохождения, а также набором навыков, умений и характеристик, которые можно и нужно прокачивать. Помимо спутников, на вашем тернистом пути могут встретиться другие союзники, готовые помочь в нелегком деле по поиску загадочного человека в черном (как правило, не безвозмездно). Формально они не принадлежат отряду, но в столкновениях являются полновесной боевой единицей, которая, впрочем, получает ранения и ментальный урон так же, как остальные.

    Кстати, пару слов о системе потери рассудка. Для игр по произведениям Г.Ф. Лавкрафта данный аспект как никогда важен, так как напрямую способствует созданию нужной атмосферы. И в «Stygian» это реализовано почти идеально. Сталкиваясь с ужасными событиями, персонаж постепенно теряет единицы рассудка и накапливает шкалу обреченности. Душераздирающие визги сумасшедших, сцены пожирания мертвой плоти собакоподобными гулями или даже каст собственных заклинаний наносят серьезный ущерб психике нашего персонажа, который со временем перерастает в перманентные психические недуги. Мании, шизофрения, панические атаки. Перечень огромный. Причем все это не пустой звук и напрямую влияет на геймплей. К примеру, больной шизофренией персонаж, помимо кислотного светофильтра, видит на экране персоналий, которые не существуют в реальности: вот посреди лавки старьевщика стоит маленький мальчик с глазом вместо головы, а вот из-за шкафа аптекаря на долю секунды невзначай выбегает фигура без кожи и прячется за анатомический скелет. Впечатляет, не правда ли? И таких примеров в игре масса. Рассудок нужно восстанавливать, и проще и быстрее всего это сделать с помощью выпивки, укола лауданума или «лекарствами» потяжелее. Но стоит чуть переборщить, и вуаля — у вас уже алкогольная или наркотическая зависимость, и приходится раз за разом доставать желанную отраву, чтобы снять ломку. А ресурсы и так в дефиците: сигарет вечно мало, для отдыха нужно регулярно пополнять припасы, для утоления голода — провиант, для работы фонаря — керосин, и так далее. Помочь финансовому положению может крафт из находимого по пути хлама и того, что есть в ассортименте местных торговцев, но для крафта необходимо качать определенные навыки, а значит, оставлять без внимания другие. Всевозможных нюансов настолько много, что все их едва ли можно упомянуть в рамках обзора, и это просто превосходно. Ибо ролевая составляющая «Stygian» собрала лучшее наследие классических изометрических ролевок, перенеся его в плоскость лавкрафтианских мифов и создав тем самым уникальный, ни на что не похожий безумный хтонически-апокалиптический коктейль.

    Аудиовизуальная составляющая проекта также не вызывает ничего иного, кроме как чистый, незамутненный восторг. «Рисованная» двухмерная картинка, частично стилизованная под газетные комиксы тех лет, выглядит чертовски стильно и вкупе с изобретательными анимационными эффектами оккультных заклинаний и психических расстройств создает концентрированную атмосферу погружения в лавкрафтианский кошмар. Музыкальное сопровождение хоть и не слишком разнообразно, но довольно аутентично и помогает погрузиться в атмосферу той локации, которую представляет.

    И все бы было почти идеально и просто замечательно, но на данном этапе у проекта имеется целый ряд серьезнейших проблем, которые могут существенно испортить неподготовленному и недостаточно мотивированному игроку удовольствие от прохождения. Первая и самая главная — просто неприлично большое количество технических багов на момент релиза. Все их перечислять нет смысла, слишком уж их много. И если с мелкими незначительными проблемами наподобие застревания врагов в текстурах во время боя, залипания клавиш, пропажи вещей и NPC и многим другим еще можно как-то мириться, то вот с пропажей сюжетно значимых персонажей и предметов и обрывами основных квестов уже нет: приходится просто начинать всю игру заново. Можно было бы, конечно, попытаться загрузиться с нужного момента, но тут появляется вторая по значимости проблема — отсутствие адекватной системы сохранений. В 2019 г. разработчики предлагают нам в многосложной сюжетной RPG, заточенной на вариативность и перепрохождение разными классами персонажей… систему автосохранения на ограниченное количество слотов. Это сущий кошмар, пострашнее всех Великих Древних вместе взятых. Будем искренне надеяться, что со временем удивительные кудесники из Cultic games доведут все до ума и закроют все дыры патчами и обновлениями. Пока что их наблюдается уж слишком много. Плюс имеются определенные вопросы к центральному сюжету истории, финал которой отчасти оставляет ощущение сильной скомканности и незавершенности. И это, к сожалению, уже едва ли исправишь патчами. Разве что полноценным продолжением.

    И все же, несмотря на все вышеперечисленные недочеты, «Stygian» остается блестящей РПГ с массой интереснейших идей и механик, с уважением относящейся к классике жанра и привносящей в него что-то свое, и, без обиняков, одним из лучших (если вообще не лучшим) компьютерных воплощений миров Г.Ф. Лавкрафта на экранах наших мониторов, наиболее полно охватывая пантеон, передавая искомую атмосферу ужаса и безысходности и изобилуя беспрецедентным количеством отсылок к литературному наследию автора. И пусть на данном этапе целый ворох технических недочетов, багов и недоработок делают проект сыроватым и пытаются тащить на дно, он однозначно не должен кануть в забвение и обязателен к приобретению как всем любителям литературного сверхъестественного ужаса и вирда, так и просто поклонникам хороших РПГ старой выделки. В каком-то смысле данный проект уже можно считать современной классикой, и он точно не затеряется в истории. Ибо, как сказано в рассказе, что был упомянут в начале нашего обзора: «Не мертво то, что в вечности пребудет, со смертью времени и смерть умрет».

    Комментариев: 2 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 TygerOfPanTang96 01-11-2019 09:58

      Да ребята, мы дожили до этого момента! Это лучшая игра по Лавкрафту!

      Учитываю...
      • 2 AlonZo 05-11-2019 16:41

        TygerOfPanTang96, ктулху фхтагн!

        Учитываю...