DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Часики, которые до сих пор тикают

Для видеоигр 90-ых годов жанр хоррор был не большей обыденностью, чем «FPS shooter», и геймеры в то время уже успели наиграться в такие игры, как «Splatterhouse», которая, несмотря на аркадность, включала элементы настоящего хоррора. Также хоррор-составляющей могла похвастаться и серия «Castlevania», где игрок, бродя по огромному замку графа Дракулы, уничтожал нечисть в целях остановить настоящее зло – самого графа. Ну, а про трилогию «Alone in the Dark» и вовсе вспомнят все ценители «Survival horror». Но серия «Clock Tower», созданная японской студией «Human», поражала умы, предлагая совершенно новый подход к жанру.

«Clock Tower: The First Fear», выпущенная в 1995 году для приставки «SNES», а позже для «PlayStation» и ПК, положила начало серии. Сейчас она мало чем может похвастаться, но для ценителя данного жанра является своеобразной иконой, классикой, пройти которую дело чести и совести. Поразительно, но, глядя на всё происходящее в первой части, порой удивляешься, что такое могли создать в 90-ых годах. «Clock Tower» хоть и была представителем «Survival horror», однако содержала и элементы квеста с адвенчурой. По сюжету четырнадцатилетнюю девушку по имени Дженнифер вместе с подругами удочерила таинственная женщина Берроуз. И практически сразу же привела их в семейный особняк, известный как Clock Tower. В первый же вечер Дженнифер обнаружила, что подружки исчезли. Отправившись на поиски, героиня столкнулась с уродливым существом, вооружённым огромными садовыми ножницами, которое принялось её маниакально преследовать. Таким образом, оставшись одной, девочке предстояло не только найти выход из этого кошмара, но и по возможности спасти подруг, не попав под лезвия маньяка.

Clock Tower

Геймплейно «Clock Tower: The First Fear» была довольно простой. Управляя курсором с видом сбоку, мы указывали героине, куда ей идти, какой предмет стоит осмотреть, а какой поднять. Мы бегали по различным комнатам особняка, нередко решали загадки, а в моменты опасности отчаянно искали выход. Настоящий квест. Но «Clock Tower» была замечательна не этим. При каждом новом старте расположение комнат менялось, что сразу же путало многочисленных геймеров и каждый раз приходилось по-новому искать выход. Также стоит упомянуть, что прохождение было полулинейным. Несмотря на то, что обязательно требовалось разгадывать те или иные загадки, только само прохождение влияло на концовку, коих было аж восемь штук. То есть, если вы проявляли любопытство, разгадывали загадки, пытались узнать тайну об отце, показывали храбрость и смекалку в последней битве, то была велика вероятность, что вас ждёт хороший финал. Если же вы с самого начала думали о своей «шкуре», то могли быстро добраться до плохой концовки. Интересно, что при одном варианте прохождения геймер сталкивался с определёнными персонажами и спасался в конкретных ситуациях, а при другом сюжет мог развиваться в иную сторону. Это привлекало и заставляло проходить «Clock Tower», как в первый раз. Не каждая современная игра может похвастаться таким подходом.

Clock Tower

Но самое главное – это атмосфера и напряжение. Если первое было выдержано замечательно за счёт мрачного интерьера и тёмных уголков, то второе не отпускало с самого начала и до победного (или нет) конца. Героиня в любой момент могла столкнуться с главным противником – Мальчиком с Ножницами (в простонародье – Scissorsman), причём зачастую это происходило в самые неожиданные моменты. Возрастало напряжение, начинала играть динамичная пугающая музыка, отчего геймер в любой момент мог растеряться. Главный способ избежать атаки Мальчика с Ножницами заключался в том, что можно было либо убежать и спрятаться в другой комнате, либо при нажатии на определённую кнопку попытаться оглушить противника и сбежать. Помимо Мальчика с Ножницами девушке противостояли фарфоровая кукла, вороны и уродливый братец антагониста.

Интересный факт – «Clock Tower: The First Fear» была создана под влиянием фильма ужасов итальянского режиссёра Дарио Ардженто «Феномен». Оттуда были позаимствованы атмосфера, некоторые сюжетные ходы, а также внешний вид главной героини и главного злодея.

Clock Tower

Сиквел, который назывался просто «Clock Tower» (в Японии – «Clock Tower 2»), вышел исключительно для «PlayStation» в 1996 году. Геймплейно он немного отличался от первой части. Мы так же управляли персонажем с помощью курсора, так же с видом сбоку, но изометрически игра была с 3D графикой. Нам снова предстояло решать головоломки (коих стало больше), искать улики, которые помогли бы открыть настоящую концовку, и по-прежнему спасаться от неумолимого Scissorsman’a либо прячась, либо просто убегая.

Но главным отличием от прошлой части стала возможность выбора персонажей, причём делалось это довольно незамысловато. Например, чтобы поиграть за Хелен, в прологе необходимо было выполнить определённое условие. Игра за нового персонажа переносила геймера в иные декорации и заставляла решать другие головоломки. То чувство, когда каждый раз начиная заново, ты проходил сюжет по совершенно иному направлению. Две разные игры под одной обложкой, не иначе. Однако прохождение стало более сложным. Хотя бы потому, что малейшая ошибка, малейший недочёт, малейший пропуск улик – и не видать хорошего финала, как собственных ушей.

Clock Tower

Сюжетно игра представляла собой прямое продолжение первой части. Еле оправившейся от кошмаров в особняке Clock Tower, Дженнифер снова предстояло столкнуться с ожившим прошлым – начались новые убийства. Улики же приводили к, казалось бы, уничтоженному маньяку. Внезапно перед дверьми появлялся старый знакомый Мальчик с Ножницами, по-прежнему пытающийся убить девушку и всех, кто с ней связан. Поэтому, чтобы остановить его, героине и её друзьям предстояло решить тайну семейства Берроуз, а также вернуться в поместье Clock Tower.

Концовок в игре стало вдвое больше. И поделены они напополам по персонажам – шесть концовок за Дженнифер и шесть за Хелен. Формально они разные, но некоторые очень похожи.

Третья часть – «Clock Tower 2: The Struggle Within» – вышла в 1997 году на том же «PlayStation». По геймплею она мало чем отличалась от предшественника, но предлагала новую историю, основанную на такой интересной тематике, как раздвоение личности. Что в плане сюжета оказалось ничуть не хуже дилогии. В центре повествования – девочка Алиса, которую начинают посещать видения, будто она убивает родителей. Что однажды и случается на самом деле. Кроме того, у героини появилась вторая личность – Мистер Бейтс, который не то старается помочь, не то погубить.

Clock Tower

Интересно то, что «Clock Tower 2: The Struggle Within» очень и очень похожа на вторую часть. Даже главный злодей – маленькая девочка с ножом – жутко напоминала Scissorman’a, и метод борьбы с ним остался точно таким же. Однако если раньше перед приходом антагониста раздавался протяжный звук стукающих ножниц, то тут мы слышим довольно жутковатый детский смех, что очень пугает. Также интересно то, что тема демонов раскрыта довольно детально, так как в других частях всё это было представлено лишь намёками. Игра предлагала аж тринадцать концовок, что для того времени было рекордом. А самый правильный финал достигался, как и в прошлых частях, лишь тщательным изучением улик.

Несмотря на несколько интересных вещей, «Clock Tower 2: The Struggle Within» оказалась в тени предшественниц, так как мало что предлагала нового. Здесь даже героиня была одна (если не считать мистера Бейтса в моменты «адреналина»), а линейность осталась на уровне первой части. Но самое непростительное – это то, что отсутствовала хоть какая-то связь с общей историей или замком Clock Tower. Но от этого она не стала хуже – сюжет впечатляет и по сей день.

Clock Tower

Очередное продолжение носило название «Clock Tower 3». Оно было выпущено в 2002 году компанией «Sunsoft» эксклюзивно для «PlayStation 2», а на фоне предыдущей части оказалось своеобразным шагом вперёд (или назад, кому как). «Clock Tower 3» уже не представляла собой квест с элементами адвенчуры, это был самый настоящий «Survival horror», напоминающий «Resident Evil». Но это только внешне – на самом деле выживать в ней было гораздо сложнее, чем можно представить. История снова отличалась от старых частей, но в плане связи с первыми двумя была довольно интересной. Главная героиня – 15-летняя девушка (опять девушка!) Алиса (не та Алиса из прошлой части) вопреки предупреждениям матери возвращается домой, в огромный замок. Но по прибытию она сталкивается с необъяснимыми явлениями – родители пропали, замок кажется зловещим, а в его коридорах появляются таинственные привидения. Ещё хуже – в процессе поиска ответов героиня, сама того не понимая, отправляется назад в прошлое, где ей предстоит спастись от многочисленных маньяков и разгадать тайну собственной семьи.

Геймплей остался практически без изменений. Мы снова бегаем по комнатам особняка, снова решаем головоломки и снова спасаемся от врагов. Да, именно – врагов, коих на этот раз аж двенадцать: шесть призраков и шесть маньяков. Чтобы избавиться от привидений, геймеру необходимо было найти специальные вещи, удерживающие духов в нашем мире, и только после этого они исчезали навсегда. Делать это необязательно, но в противном случае они станут попадаться чаще, отчего счётчик «психики» будет стремительно падать. Хуже всего оказались маньяки (среди которых, кстати говоря, и Scissorsman), с ними сражаться труднее – предстояло прятаться, но основная сложность состояла в том, что от определённого маньяка можно скрыться определённым способом – от одного с помощью занавесок, от другого под кроватью и т.д. Это привносило разнообразие и трудность.

Clock Tower

Но вот главную фишку серии, к сожалению, убрали – сюжет стал линейным, загадки – обязательными, а финал – единственный возможный. Но,  впрочем, глядя на всё это, как-то и не хотелось замечать таких недочётов – всё-таки усиленная сложность, атмосфера и несколько нововведений сыграли определённую роль. К сожалению, именно «Clock Tower 3» стала последней в серии. Причина такого проста – она оказалось очень непопулярной, подвергшись критике фанатов.

На этом серия прекратила существование. И хотя четыре части это не так уж много, но с уверенностью можно сказать, что франшиза не только исчерпала идеи, но и рассказала нам о себе уже всё. Нелинейности, несовершеннолетние девушки в главных ролях, минимум монстров и больше страха и напряжения, а также многочисленные концовки – вот, что нам подарила эта серия. Жаль, однако сейчас о ней мало кто вспомнит, но поверьте – сыграть стоит обязательно.

Clock Tower

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)