DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Темные игры. Статьи

Людской мозг всё ещё слишком уязвим из-за паттернов, которые помогали нашим предкам выживать тысячи лет назад, например страха темноты и звуков из неё. Мозг также не очень хорошо отличает реальность настоящую от виртуальной, что очень на руку игровым разработчикам. Яков Геворгизов решил составить список игр, для которых темнота и хорошие наушники кратно усилят погружение и заставят почувствовать холодок под кожей.

Ночное время суток в играх может быть использовано с разными целями. Например, чтобы создать игроку дополнительные испытания или сгустить атмосферу. Ночь может быть метафорой, а может стать полноценным геймплейным элементом. Тимур Мустафин в своей статье смог систематизировать подходы и рассказал, как разработчики используют ночное время в мире игры в разных случаях.

Художественные произведения часто переносят внутреннее состояние героя на его внешний облик: гипертрофированные формы, увечья и иные отклонения от условной «нормы». Елизавета Масленникова разобрала в статье несколько примеров детских персонажей из игр, чья внутренняя боль оставила следы на их телах.

The Thing — классика не только кинематографа, но и игростроя. Несмотря на культовый статус фильма Карпентера, игра оказалась скорее на обочине, причем совершенно незаслуженно. Дмитрий Казин вспоминает отличный хоррор, в котором есть место и постоянной паранойе, и телесным уродствам.

Вот распирает иногда желание сходить на встречу выпускников. Предаться ностальгии, посмотреть на изменившихся одноклассников, ещё раз взглянуть на свою первую любовь, обсудить за кружкой дела текущие и былые. Для Алексея Абросимова такой встречей стало погружение в дилогию ObsCure, и в статье он расскажет, остались ли эти игры так же хороши, как были много лет назад.

Ах, школа! Второй дом! Сколько ты нам дала: верных друзей, новые знания, жизненный опыт, физическую подготовку. А еще гору страхов, комплексов, психологических травм, неврозов... И это не могло не повлиять на разработчиков игр, которые нередко эксплуатируют школьную тему. Тимур Мустафин погрузился в тёмные углы школьных кабинетов, чтобы рассказать о феномене этого тропа.

Если вы соскучились по таинственной атмосфере мультфильма «Гравити Фолз», то на вашей улице, вероятно, наступил праздник. Lost in Play выглядит и ощущается как ещё один вечерок в том-самом-городке. Алексей Абросимов подробно рассказал, чем этот квест так примечателен и как ему удаётся совмещать детскую непосредственность с жутковатыми сказочными настроениями.

Из уст в уста люди издавна передавали друг другу различные истории, многие из которых были окутаны весьма мрачной вуалью — по понятным причинам. Классический фольклор нередко становится объектом переосмысления в культуре, и Тимур Мустафин собрал небольшую подборку подобных экспериментов в играх.

Волки серые, волки лохматые, волки на двух ногах ходящие! Хоть в нашем мире оборотней и нет, но различные выдуманные вселенные кишат ими. Пускай вампиров в массовой культуре мы встречаем чаще, нельзя не отдать должное образу человека-волка, в полнолуние нагоняющего страх. Тимур Мустафин, зарядив пистолет серебряными пулями, собрал бестиарий самых запоминающихся ликантропов в видеоиграх.

Есть такая известная в узких кругах инди-студия Thunder Lotus Games, проекты которой нельзя назвать хитовыми - пожалуй, за исключением Spiritfarer. Но одна деталь у разработчиков всегда выделялась особенно ярко - визуальный стиль. Отточенная до малейшего пикселя мультипликационная картинка вместе с мрачными фоном повествования имеет все шансы не оставить игроков равнодушными. Евгений Черноснегов взял на себя смелость рассказать о Thunder Lotus и их проектах.

Есть ли на свете игра, передающая дух сказочной славянской глубинки лучше, чем серия «Ведьмак»? Более того, истории в этой вселенной нередко отсылают как к сельским приданиям и страшилкам, так и ко вполне себе знаковым сказаниям. Тимур Мустафин вспомнил трилогию о похождениях Геральта и рассказал в статье о том, какие сказочные истории обнаруживаются на просторах славянских селений.

«Алиса в стране чудес» сама по себе полна весьма сюрреалистических и далеко не детских образов и аллюзий. Но можно ли всё превратить в ещё большее безумие? Как оказалось, да. Дмитрий Казин вспоминает о ставшей классикой дилогии American McGee's Alice, которая оставила очень большой след в мрачной поп-культуре.

Hunt: Showdown — во многом уникальный проект: хардкорный кооперативный шутер в сеттинге альтернативного вестерна на территории луизианских болот. Медленный, мрачный, напряженный и заточенный под командное взаимодействие, он обрёл свою крупную фанбазу, кажется, вопреки всем законам игростроя. Баязид Рзаев подробно рассказал, что собой представляет и чем так выделяется эта игра.

Много ли вы встречали игр-вестернов? А в мрачной хоррор-эстетике? А с налетом готики? Пожалуй, единственным их представителем является Darkwatch. Яков Геворгизов решил рассказать о старом шутере, который умудрился развернуть историю об ограблении поезда в вампирский триллер.

Страшнее неописуемого и непознаваемого ужаса может быть только опасность, которая грозит тебе здесь и сейчас. Не какие-то мистические силы, а сородичи, живущие рядом. Дилогия Condemned, пожалуй, лучше всего описывает опасность, поджидающую любого, кто зайдет в места, которые посещать не следует. Дмитрий Казин вспоминает в статье культовую игру, которая доказала, что человек может быть страшнее монстра.

Может ли быть такое, что в мире существует культовая в своём жанре игра, но о ней почти никто не слышал? Маловероятно. Но Mizzurna Falls как раз одна из таких. Дело в том, что она выходила исключительно в Японии, а на Западе о ней заговорили лишь пару лет назад. Дмитрий Казин прошёл эту классику триллера от корки до корки, и рассказал в статье, чем игра так примечательна, чем вдохновлялись разработчики и как она повлияла на японский геймдев.

Мы уже привыкли, что магия даже в настольных играх является вполне понятной сущностью. Берешь посох или другой артефакт и пускаешь из него огненный шар, заплатив небольшим количеством маны. Но как насчет более мрачного взгляда на колдовство как на хаотическую, жуткую и неподвластную сущность? Книги Vaginas are Magic и Eldritch Cock, презентующие альтернативные системы магии для D&D-подобных сеттингов, как раз превращают волшебство в настоящий чужеродный кошмар. Обо всём этом подробно рассказывает в свой статье Иван Девятко.

Мобильные игры давно превратились в однотипные клоны клонов клонов, сказал бы простой обыватель. Более погруженные в тему люди возразили бы, что там есть немало уникальных представителей, в том числе и хоррорных. И все же многие из этих игр лишь стараются подражать более старшим братьям с крупных платформ. Но Валерий Лисицкий копнул ещё глубже и отобрал несколько мрачных и даже абсурдных игр, заточенных специально под смартфоны.

Горы, пещеры, шахты. Холодные, неуютные и опасные. Скрывающие в себе тайны, раскрывать которые людям зачастую не следует. Алексей Абросимов рассказывает о знаковых игровых триллерах, в которых горные пейзажи выступают не просто декорацией, а самым настоящим элементом создания ужаса.

Места разные, обстоятельства тоже. Помимо различных монстров, психологического состояния жертв и страшных звуков неотъемлемой частью хоррора является окружение. Мастера жанра уже давно с легкостью манипулируют нами с помощью различных локаций. И даже если какие-то из них кажутся избитыми и клишированными, они все равно работают. Алексей Абросимов поведал в статье о различных сеттингах, которые мы то и дело встречаем в видеоиграх.