Крабы-убийцы / Killers-crabs (трилогия)
Автор: Гай Н. СмитЖанр: хоррор, фантастика
Издательство: Полтергейст Пресс
Год издания: 2020 (в оригинале — 1976, 1978, 1979)
Цикл: Крабы
Перевод: А. Локтионов
Похожие произведения:
Любите старые фильмы про гигантских пауков, ос, муравьев и прочую уже не мелкую живность? Ладно, с этим позже…
«Крабы-убийцы». Разве можно придумать название честнее и прекраснее? Тем более для хоррора — для зоохоррора! В нем столько разнузданности и красной морской пены, столько семидесятых-восьмидесятых. (Впрочем, неудивительно: повести «Ночь крабов», «Крабы-убийцы», «Начало», объединенные под одной обложкой издательством «Полтергейст Пресс», были впервые напечатаны в далеких семидесятых.) Книгу с таким названием хочется заполучить на свою полку, разместить, выверив градус поворота, обложкой к себе и иногда разглядывать, как диковинную рыбку за стеклом аквариума. Или как опасного ракообразного.
Англичанин Гай Ньюмен Смит, написавший не один десяток произведений ужасов и романов-катастроф, известен прежде всего серией книг про гигантских кровожадных крабов. Кирпичики (куски тел), из которых Смит собирает свои произведения: много секса (тоже неудивительно: конец семидесятых — расцвет порноиндустрии), насилия и крови. А еще — сатира… на хоррор-романы.
Крабовое мясо — деликатес: сочное, питательное, нежное, с тонким сладковатым вкусом. Но не сегодня.
Сегодня ночью крабы будут лакомиться людьми.
Первое блюдо: «Ночь крабов»
Два ассистента профессора Давенпорта, его племянник с невестой, не вернулись из отпуска. Полиция думает, что купальщиков унесло в море (мы-то уже знаем, что с ними стало: чик-чик, а потом ням-ням), но профессор не может сидеть сложа руки. Он покидает Лондон и оправляется в курортный городок на побережье Уэльса, чтобы провести небольшое расследование.
На побережье продолжают пропадать люди. Давенпорт находит странные следы на мокром песке, выбирается с новой знакомой на ночную разведку — и все становится ясно не только читателю, но и героям: городу, да и всему миру, угрожает натренированное панцирное войско, щелкающее клешнями (чик-чик-чик). Крабий король и его сородичи, которые явились из морских глубин, возможно, из самой ядерной преисподней.
Острые, как бритва, клешни практикуют ампутации, кровь льется рекой. За кровавой сценой идет сцена секса, за ней — нападение, следом — секс, затем — нападение… Так работает схема.
Крабы наступают в стиле коммандос: быстрая атака и отступление в море. Британская армия пригоняет на побережье танки. Давенпорт ломает голову, как одолеть ракообразных. Гибнут люди. И внезапно, в финале — вот оно, решение! Вот! Все в духе старого кино с кукольными монстрами. И это комплимент.
Второе блюдо: «Крабы-убийцы»
После человекозатратной шумихи в Уэльсе прошло четыре года. В квартире профессора Давенпорта раздается звонок, которого он в страхе ждал все это время. Наихудшие опасения сбылись: чудовищные крабы вернулись. Их видели на австралийском побережье, в раю для миллионеров. Давенпорт начинает новое расследование.
Во второй повести у профессора меньше «экранного времени». Одеяло перетягивают на себя местный рыбак Клин, ненасытная миллионерша, которая отвечает за секс, и парочка ловцов удачи. А также австралийские рыбаки и японские браконьеры — крабам-переросткам есть кем поживиться. И пощеголять собственной неуязвимостью. Танков на этот раз не будет — будет эсминец.
Введенный Смитом в сюжет чемодан с украденными деньгами — попытка развлечь читателя «криминальной» игрой, а не только «праздничным столом» крабов, по-прежнему обожающих ампутации и обезглавливания.
Но ведь не зря Давенпорт прилетел в Австралию. И даже оказавшись в безвыходной на первый взгляд ситуации, внезапно, в финале…
Третье блюдо: «Начало»
Отползаем, пятясь, назад. Мир еще не слышал про ужасных крабов.
Поместье в Шотландии. Озеро, которое, по слухам, соединено с морем подземным туннелем. Нечистый на руку владелец поместья, охотники и браконьеры. Давенпорта нет. Но не беда. Потому что главные герои цикла — крабы (в название повести — да что там, целого цикла! — не попадают просто за красные злобные глазки!), а люди в большинстве своём — статисты, безликие жертвы. Секса в повести маловато, расчлененки умеренно — схема даёт сбой. Но мы же помним: все только начинается.
«В воде или на берегу обитает множество опасных существ […] У всех у них одна цель — нести людям погибель…» — писал Жан Делюмо в книге «Ужасы на Западе». Крабы подтвердят.
Эпилог «Начала» перемещает читателя на курорт Уэльского побережья, печально знакомый по «Ночи крабов». Круг замыкается.
Чик-чик-чик…
Так что — любите фильмы ужасов категории «Б», в которых гигантские насекомые и прочие твари гоняют глупых людишек, пощипывают и покусывают? Любите, несмотря на некоторую алогичность в поведении героев и бутафорскую неуклюжесть монстров? Любите, потому что иногда недостатки становятся неотъемлемой частью атмосферы (в уме смотрящего/читающего) и оборачиваются достоинствами, новыми правилами. Потому что образ гигантских монстров ретуширует огрехи, и они — картонные, крашеные, неловкие — все равно пугают.
Если любите беглый кинематографический стиль, бешеную динамику и милые штампы, если принимаете правила игры — тогда вы читаете рецензию на правильную книгу.
Есть поговорка: «Чего хочется, тому верится». Нам хочется огромных крабов-убийц, нам верится.
Все по-честному.
Комментариев: 0 RSS