DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Чик-чик-чик

Крабы-убийцы / Killers-crabs (трилогия)

Автор: Гай Н. Смит

Жанр: хоррор, фантастика

Издательство: Полтергейст Пресс

Год издания: 2020 (в оригинале — 1976, 1978, 1979)

Цикл: Крабы

Перевод: А. Локтионов

Похожие произведения:

  • Марк Сондерс «Бедствие» (роман)
  • Любите старые фильмы про гигантских пауков, ос, муравьев и прочую уже не мелкую живность? Ладно, с этим позже…

    «Крабы-убийцы». Разве можно придумать название честнее и прекраснее? Тем более для хоррора — для зоохоррора! В нем столько разнузданности и красной морской пены, столько семидесятых-восьмидесятых. (Впрочем, неудивительно: повести «Ночь крабов», «Крабы-убийцы», «Начало», объединенные под одной обложкой издательством «Полтергейст Пресс», были впервые напечатаны в далеких семидесятых.) Книгу с таким названием хочется заполучить на свою полку, разместить, выверив градус поворота, обложкой к себе и иногда разглядывать, как диковинную рыбку за стеклом аквариума. Или как опасного ракообразного.

    Англичанин Гай Ньюмен Смит, написавший не один десяток произведений ужасов и романов-катастроф, известен прежде всего серией книг про гигантских кровожадных крабов. Кирпичики (куски тел), из которых Смит собирает свои произведения: много секса (тоже неудивительно: конец семидесятых — расцвет порноиндустрии), насилия и крови. А еще — сатира… на хоррор-романы.

    Крабовое мясо — деликатес: сочное, питательное, нежное, с тонким сладковатым вкусом. Но не сегодня.

    Сегодня ночью крабы будут лакомиться людьми.

    Первое блюдо: «Ночь крабов»

    Два ассистента профессора Давенпорта, его племянник с невестой, не вернулись из отпуска. Полиция думает, что купальщиков унесло в море (мы-то уже знаем, что с ними стало: чик-чик, а потом ням-ням), но профессор не может сидеть сложа руки. Он покидает Лондон и оправляется в курортный городок на побережье Уэльса, чтобы провести небольшое расследование.

    На побережье продолжают пропадать люди. Давенпорт находит странные следы на мокром песке, выбирается с новой знакомой на ночную разведку — и все становится ясно не только читателю, но и героям: городу, да и всему миру, угрожает натренированное панцирное войско, щелкающее клешнями (чик-чик-чик). Крабий король и его сородичи, которые явились из морских глубин, возможно, из самой ядерной преисподней.

    Острые, как бритва, клешни практикуют ампутации, кровь льется рекой. За кровавой сценой идет сцена секса, за ней — нападение, следом — секс, затем — нападение… Так работает схема.

    Крабы наступают в стиле коммандос: быстрая атака и отступление в море. Британская армия пригоняет на побережье танки. Давенпорт ломает голову, как одолеть ракообразных. Гибнут люди. И внезапно, в финале — вот оно, решение! Вот! Все в духе старого кино с кукольными монстрами. И это комплимент.

    Второе блюдо: «Крабы-убийцы»

    После человекозатратной шумихи в Уэльсе прошло четыре года. В квартире профессора Давенпорта раздается звонок, которого он в страхе ждал все это время. Наихудшие опасения сбылись: чудовищные крабы вернулись. Их видели на австралийском побережье, в раю для миллионеров. Давенпорт начинает новое расследование.

    Во второй повести у профессора меньше «экранного времени». Одеяло перетягивают на себя местный рыбак Клин, ненасытная миллионерша, которая отвечает за секс, и парочка ловцов удачи. А также австралийские рыбаки и японские браконьеры — крабам-переросткам есть кем поживиться. И пощеголять собственной неуязвимостью. Танков на этот раз не будет — будет эсминец.

    Введенный Смитом в сюжет чемодан с украденными деньгами — попытка развлечь читателя «криминальной» игрой, а не только «праздничным столом» крабов, по-прежнему обожающих ампутации и обезглавливания.

    Но ведь не зря Давенпорт прилетел в Австралию. И даже оказавшись в безвыходной на первый взгляд ситуации, внезапно, в финале…

    Третье блюдо: «Начало»

    Отползаем, пятясь, назад. Мир еще не слышал про ужасных крабов.

    Поместье в Шотландии. Озеро, которое, по слухам, соединено с морем подземным туннелем. Нечистый на руку владелец поместья, охотники и браконьеры. Давенпорта нет. Но не беда. Потому что главные герои цикла — крабы (в название повести — да что там, целого цикла! — не попадают просто за красные злобные глазки!), а люди в большинстве своём — статисты, безликие жертвы. Секса в повести маловато, расчлененки умеренно — схема даёт сбой. Но мы же помним: все только начинается.

    «В воде или на берегу обитает множество опасных существ […] У всех у них одна цель — нести людям погибель…» — писал Жан Делюмо в книге «Ужасы на Западе». Крабы подтвердят.

    Эпилог «Начала» перемещает читателя на курорт Уэльского побережья, печально знакомый по «Ночи крабов». Круг замыкается.

    Чик-чик-чик…

    Так что — любите фильмы ужасов категории «Б», в которых гигантские насекомые и прочие твари гоняют глупых людишек, пощипывают и покусывают? Любите, несмотря на некоторую алогичность в поведении героев и бутафорскую неуклюжесть монстров? Любите, потому что иногда недостатки становятся неотъемлемой частью атмосферы (в уме смотрящего/читающего) и оборачиваются достоинствами, новыми правилами. Потому что образ гигантских монстров ретуширует огрехи, и они — картонные, крашеные, неловкие — все равно пугают.

    Если любите беглый кинематографический стиль, бешеную динамику и милые штампы, если принимаете правила игры — тогда вы читаете рецензию на правильную книгу.

    Есть поговорка: «Чего хочется, тому верится». Нам хочется огромных крабов-убийц, нам верится.

    Все по-честному.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)