DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Fin de siècle

С широко закрытыми глазами / Eyes Wide Shut

США, Великобритания, 1999

Жанр: драма, триллер, детектив

Режиссер: Стэнли Кубрик

Сценарий: Стэнли Кубрик, Фредерик Рафаэль

В ролях: Том Круз, Николь Кидман, Сидни Поллак, Мария Ричардсон, Раде Шербеджиа, Тодд Филд

Похожие фильмы:

  • «Затмение» (1962)
  • «Столетие» (1993)

Это последний фильм выдающегося англо-американского режиссера Стэнли Кубрика, до премьеры которого он не дожил четыре месяца. Точка в спорах критиков о том, насколько показанный результат отражает авторский замысел до сих пор не поставлена, ведь Кубрик мог как переснимать одну сцену бесчисленное количество раз, так и проводить множество часов в монтажной. Даже распространились слухи, что в окончательной редакции фильма приняли участие его коллеги Сидни Поллак (он также выступил актером у Кубрика, получив роль, которую первоначально играл Харви Кейтель) и Стивен Спилберг, который через два года представит публике «Искусственный разум», также основанный на идее старшего коллеги.

Как и большинство фильмов Кубрика, «С широко закрытыми глазами» являются экранизацией литературного произведения. Обладавший ярко выраженным кинематографическим стилем визионер Кубрик предпочитал иметь крепкую литературную основу, которую, правда, он мог менять порой весьма вольно. Так случилось, к примеру, с романом Стивена Кинга «Сияние», из которого мастер изъял так любимый писателем мотив о ребенке, наделенным сверхъестественными способностями, превратив экранизацию в почти сюрреалистическую историю о безумии, в которое медленно, словно сходя по кругам ада Данте, погружается неудачливый писатель Джек Торранс.

Последний фильм Кубрика имеет с «Сиянием» немало общего, несмотря на полную внешнюю противоположность этих двух произведений. Если в «Сиянии» режиссер стремился к камерности, минимизируя присутствие в кадре других героев, кроме Джека Торранса и его семьи, то «С широко закрытыми глазами» населен огромным количеством героев, которые одновременно реалистичны и загадочны. Неслучайно в сюжете фильма центральное место занимает бал-маскарад, на который попадает главный герой Билл Харфорд (в исполнении Тома Круза), что служит апофеозом его ночных приключений.

В ленте Кубрика страх идет бок о бок с эросом, который понимается режиссером философски, чуть ли не в традициях притч об отчуждении Микеланджело Антониони. Супружеская пара Билл и Элис Харфорд, как и персонажи итальянского классика, принадлежат к верхушке среднего класса. У них нет материальных проблем, они могут позволить себе практически все, что захотят. Но их брак, тем не менее, сложно назвать счастливым. Из их жизни ушла не столько страсть в эротическом смысле, сколько охладел интерес друг к другу. Они поддерживают видимость счастливого брака, поскольку в буржуазной среде не принято выставлять напоказ семейные проблемы. Вместо любви основой их отношений постепенно становится привычка жить вместе, перерастающая в лицемерие.

Образ бала-маскарада, на котором успешные буржуа раскрывают свои потаенные эротические фантазии не боясь быть разоблаченными, воплощается Кубриком совсем не в духе теории «карнавализации» Михаила Бахтина. Главное тут не культурная инверсия, когда верх меняется с низом, а благопристойное с пошлым. Мотив героев, носящих маски, лишь усиливает впечатление, что персонажи в обычной жизни точно так же носят маски, и что порочный миллионер Виктор Зиглер (его отлично играет классик режиссуры Сидни Поллак), который занимается сексом с моделью прямо во время рождественской вечеринки в своем доме, на которой присутствует его жена, счастливее правильных супругов Харфорд. Он не притворяется образцом добродетели, живет в свое удовольствие и не испытывает никаких угрызений совести от измен. Образ Зиглера своего рода назидание Биллу Харфорду — именно в такого лицемера он рискует превратиться, если и дальше между ним и его супругой будет сохраняться отчуждение. Постепенно душевные страдания исчезнут, и Билл Харфорд уже не будет видеть ничего плохого в удовлетворении своих желаний на стороне.

Лицемерие, гибель чувств, распад семейных отношений — все это постановщик сопровождает апокалиптической атмосферой, как бы намекая на концепцию «fin de siècle». Этим термином обозначают кризис культуры при смене столетий. Рубеж XIX–XX вв. прошел под знаком философии декаданса, вот и очередная смена эпох влечет за собой изменение культурной парадигмы. Аристократия окончательно выродилась в лицемерных буржуа, проживающих свою жизнь в праздности и греховной страсти, скрывающейся под маской напускной добродетели. Кажется, на новом рубеже эпох стало еще больше искушений, оковы религии окончательно пали, и она превратилась в еще один фетиш для богатых господ, их способ подчеркнуть свою приверженность к традиционным ценностям, поприсутствовав на церковной службе.

Однако в Билле Харфорде не окончательно умерли человеческие чувства. Уйдя из дома после ссоры с женой, которая поделилась с ним своими подавленными желаниями дабы вызвать ревность и спровоцировать хоть краткий интерес к себе, Билл Харфорд погружается в мир ночного города, с его многочисленными соблазнами. Кубрик, знаток классической культуры, выстраивает путешествие Билла по ночному городу в традициях романа Джеймса Джойса «Улисс». Как и в романе, вояж Билла на первый взгляд не имеет смысла, так как он посещает случайные места, и даже детективный сюжет, проглядывающий в случае с балом-маскарадом и последующей смертью девушки, спасшей героя от наказания, в итоге ни к чему не приводит. Эта линия, с одной стороны, оказывается таким же ложным детективом, как в притчах Антониони, а с другой – нельзя не отметить, что разгадка таинственного бала даже в чем-то хуже изначального предположения о существовании некоей таинственной секты, ведь выходит, что окружающие Билла люди, его приятели из высшего общества, сплошь лицемеры, для которых нет ничего более ценного, чем собственные низменные удовольствия.

Билл любит свою жену, имеет нравственные принципы, поэтому постоянно удерживается на краю измены, неизбежно влекущей за собой ложь. Его брак подвергается испытанию не столько искушениями, исходящими от других женщин, которые готовы без всяких сомнений лечь с красивым богатым доктором в постель, сколько общей атмосферой лицемерия, царящей в высшем свете, где считается совершенно нормальным предаваться каким угодно грехам, но при этом считать себя правильными, добродетельными людьми.

Сцена изгнания Билла Харфорда из круга богачей на бале-маскараде имеет символическое значение. Он единственный остается без маски в окружении анонимных господ, что указывает на его изначальную чуждость этому кругу. Дьявол, овладевший лицемерами в венецианских нарядах, искушает Билла, но его душа еще не окончательно омертвела, он не уподобился своему пациенту Виктору Зиглеру, который не испытывает ни малейшего дискомфорта от жизни во лжи, ибо все вокруг так живут.

Внешний мир, полный лжи, низменных страстей и одиночества, что только способствует ведению саморазрушительной жизни (неслучайно на пути Харфорда встречаются проститутки и наркоманки) противопоставляется семейному очагу, традиционным ценностям, если можно так выразиться, когда люди не изображают, а действительно являются примерными семьянинами. Кризис культур режиссер рассматривает на примере его влияния на обычную жизнь человека, поэтому неудивительно, что Стэнли Кубрик изменил национальность главного героя, сделав его не евреем, как в оригинальной повести Артура Шницлера, а обычным американцем из верхушки среднего класса, дабы семейный кризис героев никто не объяснял социальными трудностями.

Стэнли Кубрика привлекла в повести и фрейдистская трактовка личности, которая в его экранизации соединилась с критикой лицемерного поведения буржуа, словно в духе Луиса Бунюэля. Высший класс, который наоборот должен быть хранителем морали, на деле развращен всевозможными пороками, а жизнь в городе — это вечное испытание для твердых нравственных устоев, о чем поведал еще Бунюэль в своей религиозной притче «Симеон-столпник».

Однако есть один способ не утонуть в лицемерии и пороках большого города, и это, как ни банально, любовь. Не будучи ханжой, Стэнли Кубрик говорит о том, что брак возможен только на полном доверии. Если люди не доверяют друг другу свои тайные желания, то реализацию их они неизбежно будут искать где-то на стороне. Так изначальное непонимание ведет к лицемерию, которое постепенно развращает городское сословие и как раз приводит к тому самому fin de siècle, ведь именно городские жители являются наиболее образованными, и именно города в современном мире — центры культуры.

Последний фильм Стэнли Кубрика, в котором слились элементы сюрреалистического триллера и философской драмы, подвел итог не только многолетним размышлениям мастера о судьбе человека в стремительно меняющемся технократическом мире, но и стал одним из последних фильмов XX века. Подобно роману Л. Н. Толстого «Воскресение», вышедшему в свет в 1899 году, «С широко закрытыми глазами» зафиксировал кризисные явления в западном обществе: кризис института семьи, отчуждение и ханжескую мораль, которой лицемеры прикрывают разврат и похоть. Ночное приключение Билла Харфорда напоминает сон, словно путешествие вглубь себя, туда, где таятся подавленные желания, комплексы, страхи — все то, что человек сознательно отбрасывает на периферию своей личности, боясь, что честность разрушит представление о нем у его близких. Неслучайно, вернувшись домой, Билл Харфорд застает свою жену спящей с его маской на подушке. Эта маска символически была сорвана еще во время бала, как знак того, что общество богатых и знаменитых, живущее по правилу «все дозволено», никогда его не примет. Он чужд этому обществу, оттого отторгается им.

Только исповедовавшись перед женой, впервые за много времени поговорив по душам, Билл Харфорд приблизился к взаимопониманию. Эрос не может быть вытеснен в семейной жизни на периферию, ибо его подавление ведет к отчуждению и неосознанному поиску удовольствий на стороне. И только гармония эмоционально-сексуальной близости может быть основой счастливого брака, где люди искренне привязаны друг к другу, а не предаются утехам тайно, творя похоть под покровом темноты.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)