DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Инженер Феррис: Дьявол, как и любой фюрер – для слабаков

«Чертово колесо инженера Ферриса» — проект довольно необычный: даже на его официальной страничке ВКонтакте никаких подробностей, в общем-то, нет. Тем не менее у этой группы даже скороговорка «ехал Грека через реку» способна стать довольно мрачным экзистенциальным хитом. А сам лидер проекта, Инженер Феррис — ценитель хоррора, любитель Брэдбери и Лавкрафта и просто интересный собеседник, в чем вы можете убедиться из его интервью DARKER.

Чертово Колесо Инженера Ферриса

Как называется стиль, в котором вы играете?

Ещё год назад было бы сложно сказать, мы много электроники использовали в производстве музыки, а теперь у нас полностью живой состав, и стиль проще всего описать как гитарный рок. В прошлом году выпустили акустический альбом — все в один голос говорят, что получился Dark Folk. Хотя мы просто записали наши песни с минимумом инструментов.

Как образовалась ваша группа?

«Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв, сpедь военных тpофеев и миpных костpов жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от мелких своих катастpоф».

Мир советского ребенка был спокоен и светел. Матери отпускали нас гулять одних уже в возрасте пяти - шести лет. Понятно, что не далеко, но тем не менее. Детям сложно найти настоящую драму в жизни, родители стараются укрыть тебя от реальных проблем, поэтому с детства меня привлекал тёмный мир волшебства и сказок. Наполненные колдовством и насилием, сказки увлекали в свой героический мир почище героина. Но рано или поздно ты взрослеешь, и тебе требуется встряска пожёстче. Так в мою жизнь пришла литература ужасов и фильмы. В Советском Союзе конца 80-х посмотреть ужастик или прочитать что-то из классики ужасов было можно, но очень непросто. Поэтому мои первые писатели жанра ужасов — это Н.В. Гоголь и А.К. Толстой. Его «Семья вурдалака» оказывается, была написана задолго до стокеровского Дракулы. Так что тут мы, похоже, опережали Европу. А первый ужастик, который я посмотрел, — это экранизация гоголевского «Вия» 1967 года с демонической сексуальной Натальей Варлей, образ которой надолго впечатался мне в голову. До сих пор меня занимает тема ворожбы и колдовства, а также секса и смерти. Нас часто «обвиняют» в том, что наши песни имеют эротический подтекст — возможно, ноги растут именно отсюда. Впрочем, тема секса всегда волновала подростков, в том числе и советских.

В конце 80-х - начале 90-х страна переживала пик истерии по поводу СПИДа, и когда я на школьной парте прочитал надпись «Коррозия Металла — треш-спид-металл-рок» — я был уверен в том, что спид — это не про скорость, а про секс. Естественно, я захотел побыстрее ознакомиться с творчеством данного коллектива. Вообще, школьные парты и стены подъездов были для нас, пожалуй, единственным источником свободной информации и, как истории в инстаграме, долго не хранили инфу: все закрашивалось, смывалось и стиралось при первой возможности. В девяностых стало легче: открылись видеосалоны и видеопрокаты на каждом углу, в магазинах и ларьках можно было купить кассеты и пластинки заграничных групп, причем с оригинальными обложками. Так как денег у школьника было немного, то чаще я просто подолгу разглядывал страшные картинки метал- групп. Было, кстати, время, когда спекулянты торговали фотками музыкантов — WASP, Judas Priest и т.д. Все эти патлатые красавцы смотрели на меня маленького — и соблазняли встать с ними в один ряд. Но первой моей метал- пластинкой всё-таки был диск «Коррозии» — «Каннибал», а после — «Орден Сатаны». Когда тебе 13-14 — отличный музон. Сейчас уже не могу это всерьез слушать, но очень благодарен судьбе за предоставленный опыт.

Вообще «Орден Сатаны» хорош тем, что благодаря ему я впервые прочитал Библию — слишком много было незнакомых слов в песнях, а спросить быстрее всего было у бабушки. Я пришел к ней, как в Гугл с вопросами — она дала мне «книгу книг». Так я потихоньку погрузился в христианский дискурс. Кстати, после прослушивания треш- и дэт-метал команд — старый добрый хеви-метал, о героях которого я упоминал выше, слушался уже как попсовая пародия и сильно разочаровывал. В ту пору я скупал все пластинки с более-менее страшными обложками. Так я открыл для себя группу «Крематорий» с альбомом «Живые и Мёртвые», которые оказались никаким не металом, зато про секс, смерть и пограничные состояния, связанные со злоупотреблением.

Время шло, в 1995 году я собрал первую группу. Не буду утомлять вас подробностями этого периода, но однажды мне в руки попалась пластинка питерской психобилли-банды Meantraitors «From Psychobilly Land», и этот диск перевернул все мое сознание. Это была совершенно сумасшедшая, безумная, бешеная музыка. Я стал копать вокруг и около, чтобы найти истоки, понять суть явления. Замешанная на панк-роке и рок-н-ролле музыка, пропитанная атмосферой фильмов ужасов, навсегда поселилась в моем сердце. Вообще, истоки «Чертова Колеса» именно отсюда. Это была попытка сделать психобилли-группу, поющую на русском языке. Сам лозунг психобилли-сообщества — «Fuck religion! Fuck politics!» сильно резонировал с анархическим — «Бей белых, пока не покраснеют, Бей красных, пока не побелеют». А тексты отцов-основателей жанра «The Meteors» обратили мое внимание на проблему серийных убийц и их роли в обществе. Читая их биографии и исследования на тему, я убеждался, что так или иначе — все они жертвы жестокого обращения и воспитаны чокнутыми фанатиками. Америка, конечно, христианская страна, но я бы не стал делать акцент именно на этом религиозном учении: сломать психику человека, особенно ребенка — может любой фанатичный взрослый. Не важно, верит ли он в дьявола, Христа или, например, коммунизм. Кстати, про ломку сознания и замену личности есть отличный фильм, пугающий своей бесчеловечностью — «Плёнки из Поукипзи» (The Poughkeepsie Tapes), и где-то рядом маячит образ Манкурта из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» - не ужасы, конечно, но тяжелое произведение. Вообще, чем дольше копаешь эту яму, тем сильнее убеждаешься в том, что самое страшное в этом мире — человек. Хотя нас пытаются отвлечь от этого образами дьявола, ведьм и прочих сверхъестественных баек. Так из увлечения ужастиками я пришел к экзистенциализму и проблеме маленького человека в обществе. В связи с этим менялись музыкальные пристрастия и литературные жанры. На смену The Meteors и Nekromantix пришли Ник Кэйв, Леонард Коэн, на смену Лавкрафту и Стивену Кингу — Достоевский, Камю и Сартр. Периодически я перечитываю книги, которые читал в детстве. Вернувшись из поездки в Бельгию, я перечитал легенду об Уленшпигеле Шарля де Костера — и был удивлен, насколько книга наполнена сексом, насилием и бунтом против тоталитарных институтов. Врочем, в СССР был культ революции и борьбы с несправедливостью, так что неудивительно, что советские власти пропустили это в печать. Внимательный читатель может найти в книгах ответы на многие вопросы, которые до сих пор будоражат общество. Тут важно уметь обращать внимание на проблемы и читать между строк. В фильмах ужасов тоже можно найти много иносказаний и метафор, потому что хорошая история не столько развлекает, сколько учит тебя чему-то. И в жанре ужаса — можно поставить героев в совершенно дикие условия и посмотреть, как они из этого выкрутятся. Этим мне нравятся фильмы Роба Зомби, который не пытается тебя развлечь, а протаскивает через настоящую психологическую мясорубку, из которой ты уже не выйдешь прежним. Ну, и вообще просмотр жести — закаляет психику. Я бы сюда записал Ларса фон Триера — тоже мастер поиграть с тобой в одураченного.

В 2007 году я выложил в сеть сольный альбом «Созвездие могил», и понеслось. Сначала в проект влился второй гитарист, потом добавился женский вокал. За 11 лет численный состав участников менялся от двух до пяти человек и обратно. На сегодняшний день нас четверо: две гитары, бас и барабаны.

Что вдохновляет вас на творчество?

Думаю, я во многом уже ответил на этот вопрос, но добавлю, что, когда я писал альбом «Созвездие могил», я пытался выразить мысль, посетившую меня после просмотра фильма «Человек с рентгеновскими глазами» 1963 года, где в конце главный герой, уставший видеть всё насквозь, выдирает себе глаза. Не является ли это отсылкой к тому, что «многие знания есть многая скорбь», и вообще — «No rest for the wicked»? Название группы я взял под впечатлением от романа Рэя Брэдбери «Something Wicked this way comes». Там есть глава «Black Ferris» — кто читал, тот поймет. Мне нравятся произведения, в которых главные герои - дети. У Кинга в том числе. Мой внутренний ребенок с ними резонирует. Это еще с советских времен повелось: «Маша и Витя против диких гитар» — почти что кинговское «Оно», только без групповухи.

Пять ваших любимых фильмов ужасов?

Из того, что сразу пришло на ум: «Куб», «Зловещие мертвецы», «Восставший из ада», «Кошмар на улице Взов», «Дом тысячи трупов». Из последних очень понравился фильм Autopsy of Jane Doe и The Haunting in Connecticut — не знаю, как в русском прокате называются, последнее время стараюсь в оригинале всё смотреть, достали локализации. («Демон внутри» и «Призраки в Коннектикуте» соответственно – прим. ред.).

Пять ваших любимых литературных хоррор-произведений?

Вряд ли смогу выделить конкретные произведения, скорее авторов: из того, что читаю и перечитываю - Лавкрафт, Стивен Кинг. У Кинга любимая книга, пожалуй, «Нужные вещи». У Лавкрафта - рассказы «Ведьмин лог» и «Наследство Пибоди». Оба автора хороши тем, что ты всегда ставишь себя на место главных героев и вместе с ними проходишь квест. Не всем писателям это удается.

Из последних прочитанных книг запомнились «NOS4A2» Джо Хилла, «Университет» Бентли Литтла, понравилось продолжение кинговского «Сияния» – «Доктор Сон». Сейчас читаю «Ритуал» Адама Невилла. «Ребенок Розмари» и «Экзорцист», помню, в детстве сильно напугали. И Рэй Бредбери, конечно, повлиял.

Являетесь ли вы сатанистами или дьяволопоклонниками, или же вы все материалисты?

Для образованного человека в XXI веке довольно сложно быть приверженцем какой бы то ни было религии, так что мы, безусловно, материалисты. Пока я искал в гугле, как правильно пишутся упомянутые мной выше названия произведений, натолкнулся на очень интересный комментарий к одному из них: «Героям нашего времени необходим Дьявол так же, как героям Достоевского когда-то был необходим Господь. Потому что нет ничего более страшного для современного обывателя, чем осознать, что за всем ужасом окружающего мира не стоит ничего, кроме человеческой глупости» — я думаю, он отражает мою точку зрения на проблему. Человек должен сам отвечать за свои поступки. Хотя мне лично больше хочется верить, что «Death is not the End», и приключения продолжатся. А дьявол, как и любой другой вождь или фюрер, — он для слабаков. Популярность сатанинской символики и весь этот крипто-оккультизм сегодня, на мой взгляд, — это бунт против системы. Отрицалово. Попытка построить новый андеграунд с блэкджеком и шлюхами. И вера тут ни при чем.

Ваши музыкальные предпочтения.

Я уже много чего успел упомянуть, но из того, что всегда под рукой и часто на повторе: The Meteors, Hank Ray, Interpol, Pixies, Smashing Pumpkins, Nick Cave, Johnny Cash, Marylin Manson. Из последних находок — альбом «BLACK HOP» москвичей URATSAKIDOGI. Блэк-метал еще иногда слушаю под настроение и хардкор всякий. Как гитарный, так и техно.

Ваши дальнейшие творческие планы.

Не отступать и не сдаваться. Готовим к записи новый альбом. Будет громким и злобным.

Что пожелаете собственным слушателям, читателям журнала DARKER и вообще поклонникам тёмного и пугающего в целом?

Берегите своих демонов и не забывайте вовремя кормить химер.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)