DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

Искусство — это всего лишь деньги

Клара и тень / Clara y la penumbra (роман)

Автор: Хосе Карлос Сомоса

Жанр: детектив, философский триллер

Издательство: ACT, Транзиткнига, Азбука

Год издания: 2006, 2022 (в оригинале — 2001)

Перевод: О. Коробенко

Похожие произведения:

  • Виктор Пелевин «Зал поющих кариатид» (повесть)

Арт-объект можно создать из чего угодно. В дело сгодится все: холст и глина, пустые молочные бутылки и втулки от туалетной бумаги. И даже человеческие тела! Их обладатели не только не возражают против принесения себя в жертву богам искусства, но с ранних лет стремятся к своей мечте — стать «живой картиной». Ведь выше Искусства в этом мире нет ничего!

Разве что деньги.

Триллер Хосе Карлоса Сомосы «Клара и тень» изящен, как танагрская статуэтка. Книга захватывает внимание с первых же страниц, перебрасывая читателя из музейного Амстердама в Мадрид, из имперской Вены в небольшую голландскую деревушку. Впрочем, прекраснейшие города — лишь фон, декорация. Все места объединяет одно — творчество, самовыражение, право гения на любое безумство — во имя высших целей, разумеется.

Реальность мира, созданного фантазией испанского прозаика, весьма близка к нашей. За «небольшим» исключением: в этом мире правят не высокие технологии, а Искусство. Именно так, с большой буквы. Гипердраматизм — творение голландского гения Бруно ван Тисха — давно уже вытеснил из сознания масс устаревшие мраморные и бронзовые скульптуры, живопись на холсте и бумаге, театр и кино. Мир сходит с ума по «живым картинам», где безумные фантазии творцов воплощаются на человеческих телах, превращая людей из плоти и крови в шедевры. А шедевры стоят дорого, очень дорого. Особенно живые. «Заплати! — призывают дельцы от искусства. — Заплати эти жалкие миллионы — и обнаженная двенадцатилетняя девочка-картина будет стоять в твоей гостиной с 10.00 до 19.00 с перерывом на обед! Заплати — и тридцать два молодых человека станут живыми шахматами для развлечения твоих гостей! Заплати — и увези свою коллекцию на другой край света!»

К «живым картинам», однако, проявляют уважение. Их берегут как зеницу ока, ведь шедевры так дороги! Их страхуют на крупные суммы самые знаменитые мировые компании. Картинам платят колоссальные гонорары за их служение Искусству. Они могут получить все, что пожелают — в свободное от работы время.

После подписания контракта их лишают права на собственное тело, мысли, воспоминания. Для этого существует целая индустрия высокооплачиваемых специалистов, которые готовят «холсты»-тела к грунтовке. Дальше к работе приступит мастер — начинающий или топовый. Он использует в работе каждый миллиметр тела. Мышцы, сосуды, кровь, внутренние органы — все может стать материалом для самовыражения. Когда картина готова, ее представляют публике. Уже не человека с именем и биографией, а работу — «Элисео Сандоваль. “У бассейна”. 1995. Масло и кремы для загара, девушка восемнадцати лет, хлопчатобумажные танга».

Живые картины продают в частные коллекции и выставляют в крупнейших мировых музеях. Их готовят к участию в самых унизительных, а порой и опасных перформансах — так называемых «арт-шоках». Это типичное начало карьеры юной «картины», которое может обернуться тяжелейшей травмой, психологическим шоком. Или редкой удачей — если удастся обратить на себя внимание крупного художника. Самое ужасное для «картины» — не быть выбранной, не быть купленной. Поэтому начинающий «холст» готов на все — отказаться от стыда (это первое, чему учат на курсах гипердраматизма), пожертвовать здоровьем, комфортом, отношениями. Иногда и самой жизнью. И это отнюдь не фигура речи.

Ведь порой шедевры уничтожают, причем самым зверским образом. Роман «Клара и тень» начинается как раз с уничтожения одной из лучших картин Бруно ван Тисха, что вызывает нешуточный кризис в бизнес-индустрии. Расследование ведут лучшие детективы Европы, ведь на карту поставлен бизнес с колоссальной прибылью. «На то, чтобы быть картиной, уходит много денег, а много денег можно заработать, только будучи картиной. Любопытный парадокс, который заставлял ее думать, что ван Тисх, величайший из великих, был прав, утверждая, что искусство — это всего лишь деньги», — собственно, главная мысль романа, которую автор пытается донести до читателя.

Несмотря на скандальность и новизну идеи, структура романа традиционна и не таит в себе сюрпризов. Это классический добротный триллер-детектив, где в прологе буквально с порога представляют первую жертву, а затем за руку ведут по перипетиям расследования. Практически с первых страниц определяется и последняя жертва — и это, пожалуй, самый блеклый и непонятный персонаж романа, даже если принять во внимание его экзотический образ жизни, безусловную красоту и своеобразные привычки. Вряд ли это недоработка автора. Скорее и здесь, в невыразительности образа, заложена идея отказа от собственной личности ради высших целей. Весьма интересна кульминация «Клары и тени», открывающая имя главного злодея. Впрочем, опытный читатель начнет интуитивно догадываться об этом примерно с середины, так что сюжетного твиста также ждать не стоит. Достоинства романа в другом — в сочетании абсолютного цинизма и робкого идеализма. А что это, как не картина окружающего нас мира?

Хосе Карлос Сомоса рассказывает об ужасах реальности и делает это мастерски. Ни единой мистической нотки, никаких зловещих маньяков и инопланетных пришельцев. Мир «Клары и тени» не содержит в себе ничего фантастического. Он наполнен красотой. А красота эта, в свою очередь, вырастает из ужаса, экзистенциального страха небытия, от которого можно спастись, лишь шагнув ему навстречу и став произведением искусства. Живая картина недолговечна, но в историю искусства ее имя будет вписано наравне с именем ее создателя. Вот чего жаждут эти ценители прекрасного — и студенты-добровольцы, отдающие свои жизни на арт-шоке, и 14-летняя девочка, мечтающая перестать расти и остаться картиной хотя бы на пару лет дольше. Все они хотят для себя Вечности. И ради нее согласны на любое нарушение законов морали, человеческих и божественных. Способность человека перешагнуть через себя и других — вот что самое страшное в мире, потому что она существует не только на страницах книг или в кадрах кинофильмов.

Еще одна особенность книги в том, что люди — обычные, живые, со слабостями и недостатками — кажутся бледными копиями «арт-объектов». Живые картины и предметы интерьера в романе полны красками, оттенками, нюансами. Они весьма эстетично и подробно описаны. Иногда даже чересчур. Изображение «столика» или «статуи» периодически отвлекает от сюжетной линии, и даже диалоги главных героев проигрывают им. В то же самое время люди, кажется, не так уж и интересны автору. Но только на первый взгляд. Совсем скоро все персонажи, от основных до случайных, проходных, обретают плоть и кровь. Читатель понимает мотивы их поступков, нравственные метания (или причины полного отсутствия таковых) и сопереживает судьбе. А также задает самому себе вопрос, который то и дело ставят перед собой герои романа: что в итоге важнее — произведение искусства, цена которому миллионы? Или человеческая жизнь, не стоящая ничего?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)