DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

ISTOVO: «Нам важно быть собой»

Немногим известным музыкантам удается отказаться от своего прошлого и не копировать себя в новых проектах. Участники столичной группы ISTOVO своим творчеством доказывают, что это возможно, и иронично называют себя «премиальным металом». Достигнув в свое время популярности в таких группах, как Rashamba, «Линия» и My Autumn, музыканты решили отойти от привычных рамок и создавать музыку вне жанров. Как оставаться собой и при этом экспериментировать в творчестве? Об этом и многом другом Таня Майорова побеседовала с вокалистом ISTOVO Александром Кабзистым.

Фото: Алексей Махов

Расскажи, как ты оказался в ISTOVO.

Можно сказать, что все началось как музыкальный эксперимент, на который тогда нашлось свободное время. В 2019 году мне позвонил основатель проекта и наш гитарист Кирилл Фендер, предложил послушать свою демо-запись. Мы решили встретиться на репетиции, попробовать записать трек вместе — так все и получилось. В итоге в сентябре 2019 года у нас вышел первый сингл «Правда». Мы получили поддержку от аудитории, продолжили писать музыку и выпускать релизы. То, что возникло спонтанно, превратилось в группу ISTOVO.

Почему такое название?

Название тоже придумал Кирилл. Получается, что у слов «истово» и «неистово» немного схожее значение. Но «истово» употребляется в более позитивном и созидательном ключе, и нам это ближе. В общем, ISTOVO — это более «трушное» название в моем представлении.

Судя по вашей музыке, вы не ограничиваете себя никакими рамками. Как ты сам характеризуешь ваш стиль?

Мы не ограничены жанрами — и в этом вся прелесть. Я с самого начала обратил внимание, что Кирилл видит музыку иначе, чем я. Раньше, когда участвовал в своих проектах, то пребывал в рамках одного жанра — металкора. Но здесь появилась интересная возможность поработать в разных направлениях, и мы начали создавать музыку в мультижанровом формате. У нас было очень много демо, совершенно не похожих друг на друга. Но в итоге мы придумали одну общую канву для нашей музыки и стали ее придерживаться. В 2020 году вышел наш одноименный EP. Следующий альбом, «Сохраняйте спокойствие», тоже получился разнообразным, но более тяжелым по звучанию. Я бы назвал наш стиль мультижанровой тяжелой альтернативной музыкой.

Вы называете свою музыку «премиальным металом». Это пиар-ход или действительно считаете, что вы вобрали в себя все самое лучшее?

Нет, это просто стеб, который придумал наш второй гитарист Кирилл Богданов.

Учитывая большой опыт, была ли цель сделать что-то принципиально новое и самобытное в рамках очередного проекта?

На самом деле мы постоянно жалуемся друг другу, что уже не молоды и давно пора завязать с музыкой, потому что все дается тяжелее. Поэтому не планировали создавать ничего нового и специально работать на публику. ISTOVO не мейнстримовая группа. Мы коммуницируем с миром, из этого рождаются новые треки, альбомы и прочее. Одним словом, просто пытаемся внести свой вклад в музыку и создавать то, что нравится нам самим.

До ISTOVO у большинства из вас были довольно успешные проекты. Бывает, что слышите фразу: «Раньше играли музыку лучше»?

Да, эту фразу я слышу регулярно. Нас постоянно сравнивают с моей предыдущей группой Rashamba и другими нашими проектами. Это немного раздражает. Если долго играешь в какой-то известной группе, то к тебе приклеивается ваш жанр, чаще всего один. И после постоянно пытаешься убежать от этого ярлыка. Хочешь донести до слушателей, что ты уже не тот человек, что давно вырос и слушаешь другую музыку.

Я слушаю и тяжелые и легкие жанры, но для всех все равно остаюсь с клеймом одной определенной группы, как и любой другой участник нашего проекта. Например, Кирилл Фендер, которого просят, чтобы он вернул группу «Линия». Но ведь этого не случится, если только сами участники не захотят.

Ко всем липнут ярлыки — это не очень круто. Но важно понимать, что ты никому ничего не должен. Поэтому мы стараемся делать все только для самих себя.

Во многих ваших треках есть социальный посыл и актуальные темы. Насколько вам важно выражать свою позицию в музыке?

Это очень важно. Если бы не было важно, мы бы этого не делали. Посыл группы изначально выражался в форме остросоциальной сатиры. Обложки также были на это направлены. Но это происходит не в угоду моде и не просто так, а потому, что мы действительно так считаем. Эти темы нас беспокоят на самом деле. У нас нет особой цензуры для треков, но мы выражаемся эзоповым языком. В первую очередь нам важно быть собой!

Ты начал заниматься музыкой довольно рано, еще в школе появилась первая группа. Как пришел к тяжелой музыке? Что подтолкнуло к этому?

Думаю, это был своего рода эскапизм. В школе у меня не складывались отношения со сверстниками, я всегда был аутсайдером, многие надо мной смеялись. Было совсем не до учебы, и единственные предметы, по которым были «пятерки», — это музыка и физкультура. Учительница музыки заметила мои вокальные данные и предложила петь в хоре, я согласился. Впервые попал на сцену, выступая с художественной самодеятельностью. Тогда же познакомился с басистом моей первой группы, затем с гитаристом, который учился в другой школе. Наш небольшой клуб эскапистов перерос в музыкальную группу. Так и начался мой путь в тяжелой музыке.

Кто из рок-музыкантов или групп повлиял на тебя в детстве и подростковом возрасте? Можешь назвать своих кумиров?

В детстве это были Фредди Меркьюри и Джеймс Хэтфилд. Потому что мама часто слушала группы Queen, Electric Light Orchestra, а отец — Pantera и Metallica. Затем я почему-то переключился на поп-музыку. Когда все подростки полюбили тяжеляк, каких-нибудь модных Limp Bizkit, я слушал на дешевом плеере «Руки Вверх!» и тому подобное. Но однажды мой одноклассник, тот самый басист, не выдержал и дал мне кассету группы Nirvana со словами: «Держи, хватит слушать всякую фигню!» Мне зашло, и он продолжил дальше снабжать меня разной рок-музыкой. Так я начал слушать «Черный обелиск», Tequilajazzz, альтернативу и прочее.

У тебя довольно большой опыт в музыке. Что было самое сложное в твоем творческом пути?

Конечно, мне до сих пор нравится быть на сцене, работать над музыкой и видеть, как на глазах рождаются треки — эти ощущения остаются приятными. Но с возрастом начинаешь уставать от музыки, возникает выгорание. Также много лет занимаюсь этим на чистом энтузиазме и не могу похвастаться большим состоянием, заработанным на творчестве.

Ты мог бы представить себе, что завязал с музыкой совсем?

Да, вполне могу представить себе вариант, когда я занимаюсь семьей, другими делами, больше отдыхаю.

Почему все-таки еще не завязал?

Обычно, когда приходят такие мысли, то рано или поздно на горизонте появляется какой-нибудь знакомый музыкант и приглашает записать с ним музыку. И начинается заново: ты находишь остальных участников группы, вы репетируете, и дальше все растет как снежный ком. Но есть и еще одна причина. Одно время я долго не занимался музыкой, но понимал, что не могу без вокала, так как боюсь потерять навыки. Начал заниматься сам и ходить к преподавателю, моему товарищу и вокалисту Владу Лобанову. Даже если я перестану петь в группе, то постараюсь сберечь свой голос как можно дольше, желательно до самой старости.

Популярность важна тебе сейчас или хочется просто творить ради удовольствия?

Просто хочу делать то, что нравится, и самовыражаться. Как уже говорил, наша группа больше про творчество.

В чем, на твой взгляд, отличие тяжелой сцены сегодня от того, как все было раньше? В чем плюсы и минусы для музыкантов?

Сейчас другая модель создания и записи музыки. К тому же изменился вектор восприятия людьми тяжелой музыки. В 2023 году ты уже не можешь играть стандартный металкор с «нулями», ожидая, что это станет мегапопулярным. Музыка в целом эволюционировала. Если раньше ты платил большие деньги и писал полностью живые инструменты на студии, то сейчас можешь просто поставить пресеты в программу для записи, купить уже готовые звуки от крутых артистов. Думаю, стало только лучше. Появилось много интересных коллективов, разных стилей. Это круто, мне нравится то, что происходит сейчас.

Единственным минусом могу назвать пресыщенность людей различными жанрами и исполнителями, их очень трудно чем-то удивить. Но это больше касается групп, которые пытаются взобраться на музыкальный Олимп, а не тех, кто занимается этим для себя, как мы. Мы — про своего рода ламповость и закрытость.

В одном из интервью ты говорил, что больше сам не пишешь тексты. Что-то поменялось?

Нет, до сих пор не пишу тексты, но приношу какие-то идеи в прозе. Писать тексты перестал уже давно. Я постоянно нахожусь в состоянии рефлексии и, если начинаю писать текст, то это всегда передача моего состояния — какие-то переживания, выплеск эмоций, которые нужно выпустить наружу. Но теперь это происходит редко — считаю, что твои эмоции никому не нужны. Раньше мне, бывало, говорили, что мои тексты плохие, да и много к чему придирались. Это меня очень огорчало. В итоге я забил на все. Понял, что трачу больше эмоций и времени на написание текстов, чем получаю обратной связи от людей. Так что мне проще не писать лирику самому.

Как в ISTOVO распределены обязанности между участниками?

Происходит все примерно так. Я только приношу идеи и выступаю как вокалист, а Кирилл Фендер пишет весь материал. У него рождается какая-то идея в голове, и он нам ее показывает, обычно в почти готовом виде. Мы оцениваем, нравится ли нам трек, если нужно — дорабатываем что-то все вместе.

Есть еще гитарист Кирилл Богданов, бывший участник группы My Autumn, которого мы называем просто Bad Gun. Он присоединился к нам самым последним, но его роль также значительна. Сейчас он один из авторов музыки и уже поучаствовал в создании синглов, вышедших в этом году.

Делаете ли вы упор на коммерческий успех?

На коммерческий успех не ориентируемся. Суперуспешных треков у нас и нет. Они нравятся в первую очередь нам самим. Но, конечно, какие-то вещи больше пользуются спросом у аудитории, какие-то меньше. Про успешные треки — это вообще не к нашему жанру.

Как ты считаешь, что в музыке самое важное, помимо текстов и посыла?

В треке должна быть простая, запоминающаяся вокальная партия, которая накладывается на классную аранжировку. Сама же аранжировка должна иметь сильные хуки в определенных местах. Как, например, часто бывает в треках Bring Me the Horizon, где электроникой «говорятся» фразы, въедающиеся в мозг. В целом все должно быть не слишком сложно, чтобы хорошо укладывалось в сознание и слух обычного человека. Думаю, это должно работать именно так.

По вашим словам, сингл «Старым и глухим» вдохновлен группами ABBA и «Кино». Очень необычное сочетание. Как пришла идея совместить все это вместе?

Как я и говорил ранее, мне нравится мультижанровость. В этом плане у нас полное понимание с участниками коллектива. Поэтому при сочинении песен в них зачастую появляются какие-то референсы в сторону тех или иных артистов. Группа ABBA — огромный музыкальный столп для миллионов людей. Как и группа «Кино». Потому мы и выбрали эти коллективы в качестве отсылок.

У вас есть кавер на трек «Костер» рэпера Horus. Почему выбор пал на этого исполнителя? И планируете ли еще эксперименты с другими жанрами?

Нам очень близко творчество Horus’а. Это один из самых крутых поэтов современности. Его повествование, его подача, как и все его творчество вкупе, вызывает отклик в наших сердцах. Поэтому, когда Кирилл предложил мне сделать кавер на «Костер», я сразу же согласился, ведь это один из моих любимых треков. Насчет других подобных экспериментов мы пока не думали, но от нас можно ожидать чего угодно. Лично я бы сделал кавер на трек Оксимирона «Партизанское радио».

Если бы можно было назвать один самый сильный ваш трек, то какой бы это был и почему?

Мой самый любимый сильный трек ISTOVO — «К началу нового круга». Эмоционально он мне очень близок. А еще ассоциируется у меня с нашим басистом Димой, с которым мы очень давно не виделись.

Важна ли, по-твоему, роль продюсера, опытного человека со стороны, в творчестве групп?

Думаю, все зависит от того, насколько сам продюсер мотивирован что-то делать для группы. Если он хочет только получать деньги, но не заниматься группой полноценно, то это плохо. Но если его мотивация — развивать группу, чтобы это приносило пользу всем, то круто.

Вы сами продюсируете и записываете свою музыку?

Что касается продюсирования, записи и сведения, то мы все делаем сами. Но мастеринг иногда поручаем разным звукоинженерам. Мы делаем это намеренно, чтобы посмотреть, как музыка заиграет новыми красками.

Ваш одноименный ЕР был записан в пандемийный год да еще и полностью в домашней студии. Чем запомнился такой опыт?

Работа над EP была очень кропотлива, но притом это один из самых крутых моих музыкальных опытов. Работать с Кириллом очень интересно. Мы буквально жили у него на домашней студии, работали по несколько часов над треками, записали несколько тысяч тейков вокала и получили результат, к которому шли. Это было круто!

Ваш альбом «Сохраняйте спокойствие» получился более тяжелым и злым по звучанию. Вы писали его в какой-то мере в соответствии с обстановкой вокруг?

Альбом писался еще до всех грустных событий, происходящих сейчас в мире, а вышел уже после их начала. Было довольно печально осознавать, что своими гиперболизированными текстами и сатирой мы попали в точку в некоторых моментах. Но этот альбом важен для нас, и мне очень нравится его посыл и то, как он звучит. Тяжеляк все-таки настиг нас в этом релизе. И эта встреча была приятной.

Ваш клип на акустическую версию трека «Дыхание» снят в «Мультимедиа Арт Музее». Очень нестандартный выбор места для съемки. Как так вышло?

Я снимался в подобной локации впервые в жизни. Попали мы туда опять же через Кирилла. Это очень атмосферное место, где собраны работы современных художников, и одновременно со съемками я с интересом изучил некоторую их часть. Очень интересный был опыт.

Есть ли у группы планы по выпуску нового альбома? Собираетесь ли делать тур в его поддержку?

Как раз недавно на репетиции говорили, что хотим выпустить альбом. Сначала думали, что это будет формат ЕР, но потом поменяли решение. Так что скоро будем доделывать новые треки к релизу, туда же войдут и уже вышедшие в этом году синглы.

В тур мы вряд ли поедем, будут отдельные концерты. Но, возможно, однажды, когда будем стабильно собирать много народа в клубах, то организуем тур.

Поговорим о выступлениях. В практике ISTOVO есть концерты или фестивали, которые особенно запомнились?

По концертам что-то одно выделить трудно, все проходило классно. Но, например, всегда удивляет, что в Питере на нас приходит больше народа, чем в Москве. А вот из фестивалей нам запомнился «Доброфест», где мы выступали впервые летом 2022 года. Публика была очень хорошо настроена, все отрывались и даже жгли фаеры под нас. От хорошего фестиваля всегда много впечатлений, и вообще движуха — это здорово. Но в этом году, увы, не было приглашений от каких-либо организаторов, поэтому нынешним летом мы чисто клубная группа.

Как ты обычно ощущаешь себя на сцене?

Ощущаю себя на сцене хорошо, это мое место, люблю его. Правда, в последнее время немного разучился общаться с публикой, стал более закрытым вокалистом, который фактически только поет и особо не болтает со сцены. Ну и в целом мне ближе быть просто исполнителем.

Ты критически относишься к себе и своему творчеству? Страдаешь перфекционизмом, как многие творческие люди?

Бывает и такое. Например, при записи вокала, пока не будет идеального дубля, я не остановлюсь. Также очень редко смотрю свои живые выступления: мне не нравится, как звучит мой голос со стороны. Перед выступлениями я тщательно готовлюсь, на репетициях обязательно распевка и прочее. Думаю, такое в некоторой степени есть у каждого вокалиста.

Какую музыку, кроме метала, ты слушаешь?

Слушаю очень много всего из разных жанров. Это шугейз, блэкгейз, пост-блэк, блэк-метал, попса, рэп. Я большой меломан и слушаю то, что нравится.

Ты когда-то занимался видеомонтажом и даже хотел связать жизнь с кино, насколько я знаю. Продолжаешь это дело? Чем еще увлекаешься, кроме музыки?

Нет, перестал этим заниматься. Это слишком тяжелая для меня профессия, на которую уходит много сил. К тому же мне не хватает усидчивости. Но я и дальше продолжаю увлекаться кино. Мне нравится смотреть тематический контент на YouTube, люблю изучать сами фильмы. Я разбираюсь в современном и классическом кино, но в качестве кинодела не удался. Помимо музыки и кино увлекаюсь компьютерными играми, люблю читать книги.

Что-нибудь читаешь из жанра ужасов?

Люблю Стивена Кинга, читал несколько его произведений. Из последнего прочитанного понравился его «Чужак». А вот сериал, кстати, мне не понравился, книга лучше.

Традиционный вопрос в конце. Что бы ты хотел сказать или пожелать нашим читателям?

Хотел бы пожелать всем моральных сил и удачи во всех делах, это сейчас важно. А также добра, его сейчас очень не хватает. И, конечно же, мира!

Сообщество группы в VK

Фотограф Татьяна Майорова: VK

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)