DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Из дремучей тьмы веков

О повериях, суевериях и предрассудках русского народа (сборник)

Составитель: Н. В. Ушаков

Авторы: В. И. Даль, А. Харитонов, П. С. Ефименко, Н. Н. Харузин, Д. Н. Ушаков, П. Дилакторский, А. Колчин, А. И. Иванов, Д. Н. Садовников, Н. А. Иваницкий, Е. И. Резанова, Н. Е. Ончуков, Д. К. Зеленин, Б. Соколов, Ю. Соколов, А. М. Смирнов, М. И. Смирнов, И. В. Карнаухова, Д. М. Балашов

Жанр: фольклор, этнография

Издательство: Литера

Год издания: 1994

Похожие произведения:

  • «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири» (цикл)
  • «Крестьянин и природная среда в свете мифологии. Былички, бывальщины и поверья Русского Севера» (исследования)
  • «Фольклорный путеводитель по Каргополью (предания, легенды, рассказы, песни и присловья)»

Современные писатели и кинематографисты в жанрах мистики и ужасов не устают обращаться к персонажам и сюжетам сельских страшилок. В нашей стране это особенно благодатная почва для умельцев щекотать нервы: у русского фольклора есть свой, особый, мгновенно узнаваемый колорит.

Современники современниками, а лучше всего атмосферу «коренного», исконно русского ужаса передают не нынешние произведения, а настоящие сельские страшилки — истории, рассказанные жителями захолустных селений.

Русская деревня вымирает, а вместе с ней бесследно исчезают плоды устного народного творчества, которые веками передавались из поколения в поколение. Но кое-что сохранить все же удалось: этнографы и фольклористы царских и советских времен старались изо всех сил. Они собрали и систематизировали бесчисленные тома быличек, бывальщин и сказок во всех концах России-матушки.

Эту кропотливую работу продолжают современные ученые и энтузиасты. Публикуются книги и сборники — в том числе антологии страшных историй, собранных по городам и весям.

В 1994 году кандидат исторических наук Н. В. Ушаков выпустил внушительный этнографический том под названием «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа». Изначально так называлась небольшая книжка Владимира Ивановича Даля 1880 года издания. Она вошла в антологию в качестве открывающей работы.

Знаменитый лингвист и лексикограф по совместительству занимался еще и этнографией. В своей брошюре он суммировал сведения о самых распространенных персонажах русского мистического фольклора — домовых, знахарях, кликушах, водяных, морянах, оборотнях, русалках, ведьмах, привидениях. Ярким, лаконичным языком Даль живо рисует сверхъестественных существ, буквально впечатывая их образы в память читателя, словно последнему самому посчастливилось повстречать их где-нибудь в дремучем лесу. Или, скорее, не посчастливилось…

Работа В. И. Даля — пожалуй, лучшее и вместе с тем предельно краткое, без единого лишнего слова, введение в русский мистический фольклор.

Второй раздел книги — «Материалы по русской демонологии. Из этнографических работ». Здесь представлены статьи этнографов и путешественников XIX века, опубликованные в свое время в периодических изданиях. Кроме этой книги, такие материалы мало где сыщешь — разве что в малотиражных антологиях и архивах. Собиратели фольклора лично общались с крестьянами, записывали истории о загадочном и неведомом. От этих страниц так и веет дремучими чащобами, непроходимыми топями и темными омутами, которые кишат всякой нежитью. Авторы не стесняются пускать в ход просторечные обороты своего времени, почерпнутые все у тех же крестьян. Это добавляет сельского колорита и делает повествование еще более правдоподобным.

Наконец, третий раздел — «Русские былички, бывальщины и сказки о мифологических персонажах» — лешем, водяном, русалке, домовом, кикиморе, баннике, овиннике, черте и огненном змее. Здесь представлены самые захватывающие — можно сказать, образцовые — истории, записанные фольклористами ровно в том виде, в каком их рассказали селяне. Порой непросто продраться сквозь речь, кишащую диалектизмами и странными для нашего времени грамматическими формами. Однако впечатления окупают приложенные усилия. Рассказчики настолько убедительны, что порой начинаешь им верить. Временной охват раздела — без малого сто лет, с 1884 (Д. Н. Садовников) до 1970 года (Д. М. Балашов).

Сборник Н. В. Ушакова — настоящая фольклорно-этнографическая сокровищница. Здесь есть что изучить профессионалам, а любители русской мистики на этих страницах вдоволь накушаются невероятных, но ужасно правдоподобных сельских баек.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)