DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

Каинов сын

Исполнитель: Tiamat

Название альбома: Prey

Жанр: Gothic Rock

Страна: Швеция

Лейбл: Century Media

Дата выхода: 27 октября 2003

Юхан Эдлунд родился 9 марта 1971 года в шведской коммуне Сердетелье. С христианством у мальчика не заладилось: в свои тринадцать он стал носить на шее перевернутый крест, за что частенько подвергался нападкам. В середине восьмидесятых он создал группу и назвал ее Treblinka — по имени нацистского концлагеря. Предполагалось, что название будет обыграно через критику фашизма и столь же противного Юхану христианства. Но перед выходом дебютного альбома «Sumerian Cry» (1990) он переименовал проект в Tiamat в честь шумерской богини хаоса, а позже сам отмечал, что идея с первоначальным названием была неудачной.

Музыка Tiamat поначалу была сырым (и по звучанию, и по мастерству) дэт-металом и сопровождалась некоторыми визуальными атрибутами блэка: корпспейнтом, пентаграммами и все теми же перевернутыми крестами. Большой славы первый альбом ребятам не принес, зато лейбл Century Media увидел в них потенциал и взял молодую группу под свое крыло.

В следующих двух альбомах — «The Astral Sleep» (1991) и «Clouds» (1992) — музыка стала заметно спокойнее и сложнее. Появились клавишные аранжировки и даже акустическая гитара. В целом стилистически эти альбомы можно отнести к дум-металу.

Вскоре после выхода «Clouds» Юхан уволил бо́льшую часть состава группы: его не устраивало их слишком медленное развитие как музыкантов. Следующий альбом «Wildhoney» (1994) сильно отличается от предыдущих. В нем соблюдается тонкий баланс между тяжелыми риффами и гармоничными мелодиями, перетекающими друг в друга, использование разнопланового вокала, включая женский, и звуков природы. Своеобразное, психоделическое звучание во многом вдохновлено творчеством любимой группы Юхана — Pink Floyd. Более того, в тот же период вместе с синглом Gaia (1995) вышел кавер на инструментальную композицию Pink Floyd «When You’re in». Этот лонгплей считается наиболее значимым в истории группы: именно его необычное звучание принесло Tiamat широкую известность.

Впрочем, путь коллектива был по-прежнему тернист. Юхан перебрался в немецкий город Дортмунд и объявил себя единственным официальным и постоянным членом группы. Следующий альбом, полностью ушедший от металлического звучания, в немалой степени вдохновлен как творческими разногласиями среди музыкантов, так и проблемами самого Юхана — в частности с употреблением наркотиков.

Но продолжать эти стилистические и смысловые тенденции Юхан не стал. В альбомах «Skeleton Skeletron» (1999) и «Judas Christ» (2002) слышны глубокий вокал и насыщенный, утяжеленный гитарный саунд. Отмечается явное влияние классики готик-рока — Nosferatu и The Sisters of Mercy.

И вот наконец мы подбираемся к альбому «Prey» (2003). Это третий подряд релиз группы в жанре готик-рока, где суммирован и щедро дополнен наработанный за предыдущие годы опыт. После Юхан продолжит экспериментировать со звучанием, то нарочито сырым и тяжелым («Amanethes», 2008), то более атмосферным и мелодичным («The Scarred People», 2012). Но именно в «Prey» группа следует наиболее проторенной дорожкой, демонстрируя во всей красе талант Юхана и подобранных им музыкантов. Пройдемся по трекам и выясним, чем именно альбом вписал свое имя в историю индустрии.

«Cain»

Первая композиция может быть знакома многим по саундтреку игры «Vampire: The Masquerade — Bloodlines». Во вступлении странным образом сочетаются тревожное птичье чириканье, оттеняющий его гитарный перебор, мрачный рифф и звон погребального колокола. Не отстает по части нагнетания атмосферы и глубокий вокал Юхана, поющего, казалось бы, банально о любви, но с оригинальными метафорами, отсылающими к библейским историям. В сумме все это если не вершина, то по меньшей мере крепкий образец готической музыки.

«Ten Thousand Tentacles»

Небольшая постлюдия, где повторяется зацикленный гитарный перебор из первого трека. Его тревожная атмосфера вкупе с названием смещает фокус воображения с Библии куда-то в сторону Лавкрафта. Если «Cain» вас впечатлил, то здесь можно перевести дух и осмыслить услышанное.

«Wings of Heaven»

Чуть менее мрачная композиция, воспевающая краткосрочные плотские отношения. Здесь интересна прежде всего вокальная техника в припеве — нечто близкое к шипению или громкому шепоту. Мелодия цепляет и запоминается, а метафора спускающихся с небес ангелов звучит свежо и легко визуализируется за счет подачи.

«Love in Chains»

Пожалуй, относительно слабое место альбома. Куплет с глубоким вокалом Юхана звучит приятно (хоть рифф и простоват), подводка к припеву тоже выполнена на должном уровне, обещая впереди нечто прекрасное, но сам припев скучноват в сравнении с предыдущими двумя песнями. Он звучит слишком ровно и мейнстримово, даже несмотря на кольцевую рифму.

«Divided»

А вот это, напротив, одна из сильнейших вещей, причем не только в альбоме, но и в жанре в целом. Здесь нет стандартной структуры «куплет-припев». Ни один из составляющих композицию отрезков не повторяется. Во взываниях Юхана — «Lead me inside out of the cold» — есть и отчаянная мольба, и толика угрозы, что вызывает ассоциации с историями о вампирах, которые не могут войти в дом без приглашения хозяина. К фрагментам с женским вокалом в исполнении малоизвестной певицы Сони Брандт тоже претензий нет. В целом это настоящая готическая симфония, которую стоит переслушать несколько раз, чтобы оценить в полной мере.

«Carry Your Cross and I’ll Carry Mine»

Необычный трек для этого проекта. Здесь Юхан уступает место ведущего вокалиста все той же Соне Брандт, а сам вступает лишь в припеве, оттеняя ее нежнейший голос глубиной своего. К слову, если вслушаться в текст, нежность голоса Сони кажется даже немного жутковатой — очень уж сильно она контрастирует со словами о «ветрах ада» и «плачущих кровью небесах». Так формируется колоритный образ этакой прекрасной ведьмы-сатанистки, с чарующей полуугрозой предлагающей пришедшему по ее голову инквизитору заниматься собственными делами и не лезть в ее жизнь. Яркая и запоминающаяся картина.

«Triple Cross»

Еще одна постлюдия, интересно и неочевидно обыгрывающая мелодию предыдущего трека. Как и «Ten Thousand Tentacles», она служит мягким завершением, молчаливым послесловием сильной песни. Цепляющий ритм и приятное звучание не дадут заскучать, даже если обычно вы пропускаете подобные вставки.

«Light in Extention»

Трек с бодрым, обманчиво легкомысленным мотивом и расплывчатыми словами о преследовании лирическим героем, олицетворяющим силы ада, того, к кому эта песня обращена. Вокал Юхана в куплетах возвращается к шипению, которое мы слышали в «Wings of Heaven», а в припеве становится невесомо нежным, словно пытаясь переплюнуть то, что исполнила в предыдущей песне Соня. Попытка, конечно, провальная, но звучит все равно интересно.

«Prey»

Как ни странно, одноименный с альбомом трек не только не самый яркий, но скорее наоборот — самый тихий и не выделяется ничем, кроме легкой почти до полной невесомости тревожно-печальной атмосферы, которую дополняет колокольный звон в начале и в конце композиции. Скорее интерлюдия с текстом, нежели полноценная песня.

«Garden of Heathen»

И сразу после «интерлюдии» — прелюдия к следующему номеру. Если спокойная, выразительная «Prey» как бы опускает наше восприятие на дно, то «Garden of Heathen» от этого дна мягко отталкивается, медленно прокладывая путь сквозь толщу к поверхности, на которой ждет…

«Clovenhoof»

Очень необычная вещь для своего жанра. Инструментально напоминает скорее фолк, чем готику. Зато изменений не претерпели глубокий, умиротворяющий вокал Юхана и лирика, на сей раз повествующая о добровольной одержимости демоницей. Такое сочетание музыки и слов звучит ярко и свежо, запоминается с первого прослушивания — и да, действительно заслуживает собственной прелюдии.

«Nihil»

Более классическая для жанра композиция. У первого припева нарочито дисгармонично обрублен конец, а полностью он звучит лишь во второй (и последний) раз. В лирике стоит отметить тонкую игру на открытом/закрытом гештальте.

«Pentagram»

Под типичный для этого ответвления готики неторопливый аккомпанемент Юхан гипнотизирующе повествует по очереди о пяти стихиях, последовательно покоренных людьми, как бы рисуя пентаграмму, где в каждом углу свой элемент. Спокойное и уверенное завершение основной части альбома.

«Sleeping in the Fire»

Окончательную точку ставит кавер на скандально известных в свое время глэм-металистов W.A.S.P. Вышло как минимум интересно. Если не знать оригинала, сложно представить, что песня взята не только у другой группы, но и из совсем другого жанра — настолько гармонично она вписывается в альбом.

***

Готик-рок в вариации Tiamat звучит местами близко к готическому мейнстриму, а местами удачно дополнен нетипичными для него элементами. Прибавьте высокое качество материала, густую атмосферу и характерную лирику в духе околохристианского оккультизма — и получите альбом, в который сложно не влюбиться. Здесь прослеживаются некоторые параллели с жизнью Юхана. Словно он — последний живой потомок проклятого рода самого Каина и потому уже не в первый раз посвящает ему песню. Однозначно рекомендуем всем любителям мрачного искусства.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Евгений 24-01-2023 02:38

    Забавно, что "A Deeper Kind of Slumber" единственный из всей дискографии не назван явно. Типа эта бяка даже не заслуживает места в статье )

    Учитываю...