DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ОМУТ

Кладбище не-мертвых кораблей

Хроники Мертвого моря / Dead Sea Chronicles (авторский сборник)

Автор: Тим Каррэн

Жанр: хоррор, сплаттерпанк

Издательство: Полтергейст Пресс

Цикл: Хроники Мертвого моря

Год издания: 2022 (в оригинале — 2019)

Похожие произведения:

Тайны Саргассова моря издавна будоражат воображение людей. Водная гладь, покрытая ковром водорослей, способных взять в плен корабли, а под ней — царство удивительных существ… Правда, эти картины далеки от реальности: морская фауна там действительно своеобразна, но ничего сверхъестественного в себя не включает, а корабли в эпоху парусного флота «застревали» и даже погибали в окрестностях Бермуд не из-за водорослей, а из-за затяжных штилей. Зато они исправно служат источником вдохновения для творческих людей. Очаровали они, среди прочих, и американского писателя Тима Каррэна, который взялся за создание авторского цикла. «Хроники Мертвого моря» — вторая часть незавершенной пока эпопеи о злоключениях людей, заброшенных судьбой в неведомые воды, населенные чудовищными креатурами лавкрафтианского масштаба.

В интервью издательству «Полтергейст Пресс» Каррэн рассказал, что всю жизнь увлекался морским фольклором и суевериями, исчезнувшими судами и тайнами глубин. Об истоках замысла первого романа цикла «Мертвое море» он сказал так: «Заброшенные корабли я воспринимал как плавучие дома с привидениями».

Впрочем, для «Хроник…» более актуально другое сравнение, приведенное в самом романе: «Корабль был заброшен, мертв, но это не значит, что он необитаем. Гроб тоже мертв, как и гниющий в нем труп, но он не может считаться необитаемым, поскольку кишит червями и насекомыми. Джил опасался, что это судно тоже кишит чем-то... но чем именно, он не мог сказать».

Действие начинается в густом тумане. На плотном ковре водорослей покачивается частный самолетик, потерпевший крушение. На борту пять человек, но это ненадолго, потому что вокруг враждебный мир, а автор не настроен тратить время даром. Одного человека очень скоро съедают, так что ни у кого не должно остаться сомнений в серьезности происходящего. Однако, в лучших традициях социальных месседжей в хорроре, перед лицом смертельной опасности люди не придумывают ничего лучше, как враждовать…

Почти наверняка где-то существует пособие в духе «Как написать бестселлер для чайников», в котором сказано: «Завязывайте сюжет сразу. С первой строки бросайте героя в гущу событий». И, несомненно, там есть такой совет: «Все персонажи должны как-то относиться друг к другу. Враждовать или дружить. Если ваши персонажи ничего не значат друг для друга, они ничего не будут значить и для читателя…» В общем, толковое такое пособие.

Оно явно было настольной книгой Тима Каррэна.

Одновременно разворачиваются два конфликта: между группой людей и враждебной средой, а также между людьми. Их взаимоотношения — лаконичный слепок цивилизации, модель современного общества. Маркус Дюпен — преуспевающий капиталист, остальные — люди, которым он платит деньги и к которым относится как к купленным вещам. Маркус летел на частном самолете, чтобы отдохнуть на частном острове, а сотрудников фирмы взял с собой в качестве частной свиты. Но самолет потерпел крушение в Бермудском треугольнике, и вместо острова Маркус попал в безвыходное положение. Однако сохранить авторитет ему едва ли не важнее, чем выжить. Он навязывает окружающим свою точку зрения, хотя она явно расходится со здравым смыслом, и продолжает трясти мошной в мире, где его деньги ничего не значат. Единственным, кто способен сопротивляться ему, оказывается Итан — работник, не зараженный чувством преклонения перед боссом.

Параллельно идет отчаянная борьба со смертельными опасностями из глубин. Действие крайне динамично. Вот только действующих лиц подъедают слишком уж быстро. Нельзя не подумать: такими темпами персонажи кончатся задолго до середины книги, и чем автор собрался заполнять оставшиеся страницы?

Но тот с легкостью выходит из затруднения: заканчивает первую часть сборника — повесть «Мир водорослей» — и начинает вторую, «Дьявол из глубин». Новое судно, новые действующие лица…

И вот тут у книги начинаются проблемы…

Первая часть выглядит скомканной. В ней мало внимания уделено ужасам Мертвого моря, а догадка Итана о том, что самолет, потерпевший крушение в Бермудском треугольнике, оказался где-то очень далеко от Земли, не получает полноценного развития. Иное дело вторая часть, в которой дается развернутая картина кошмарного мира, ставшего кладбищем для множества пропавших кораблей.

Но при написании «Дьявола из глубин» Тим Каррэн то ли потерял, то ли забросил свое бесценное пособие.

Главным героем становится Джил, владелец яхты. Он теряется в тумане при попытке исследовать обнаруженное поблизости судно, и львиная доля текста — это его бесцельная одиссея по зловещим водам чужого мира и находящимся в плену «саргассов» кораблям.

Да, здесь немало любопытных находок. В тумане искривляются пространство и время. Одно и то же судно можно увидеть как «свеженьким», недавно попавшим в этот мир, так и гниющим от старости. Можно потерять и неожиданно найти людей. Зыбкость окружающей действительности, таинственные огни и чудовища, подстерегающие на каждом шагу, чья-то чуждая и злая воля, которая чувствуется за всем происходящим. А в эпицентре «мертвого моря» — не вполне мертвый корабль со странным именем «Симулякр». Зловещее судно, которое, возможно, не то, чем кажется…

Но весь этот фантасмагорический хаос происходит сам по себе. Джилу некуда деться, он плывет, выбирая курс наугад среди бесконечного тумана, наблюдая загадочную жизнь плененных кораблей и населяющих их чудовищ. И это выглядит механистично, как описание работы музыкальной шкатулки. Персонажи практически не развиваются, большая часть действия проходит без какого-либо напряжения в их отношениях. О людях можно сказать то же, что сказано о кораблях: «Какое-то невидимое медленное течение постепенно затягивало их в кладбище потерянных кораблей. Запах тлена был невыносимым, будто каждый покалеченный и разбитый штормом корабль приплыл сюда умирать».

По счастью, ближе к развязке автор вспоминает уроки пособия. Отлично выглядит эпизод, в котором Джил после очередного смещения пространства и времени находит своих спутников на борту «Симулякра». Люди каким-то образом заключили договор с неведомой силой: отказавшись от борьбы, они получают иллюзию безопасности.

Здесь поневоле вспоминается «общество верящих в плоскую землю» из «Тумана» Стивена Кинга: группа людей, осаждаемых монстрами, постепенно переходит на сторону религиозной фанатички Аманды, которая отводит себе роль пророка. Ее точка зрения несостоятельна, зато дает пленительную иллюзию защищенности. Люди на «Симулякре» обходятся без пророка и напрямую заключают договор с «дьяволом из глубин», но суть та же: выбор в пользу иллюзии. Даже догадываясь, что их зыбкое «благополучие» может прерваться в любую секунду, они предпочитают самообман.

Противостояние Джила с бывшими спутниками — без преувеличения, один из самых ярких фрагментов книги. И один из самых страшных: здесь возникает плотная атмосфера напряженности и недоверия. Речь идет о трансформации человеческих личностей, а не о трансформациях плоти, которых в книге, вообще говоря, предостаточно.

Человеческая плоть здесь — случайный мусор, корм для биологических уродцев, а может быть, и материал для экспериментов неведомой разумной силы. Проявления чудовищной жизни иного мира описаны в смачных подробностях. Тим Каррэн явно тяготеет к сплаттерпанку, и в Мертвом море тесно от всякого рода щупалец и суставчатых лап, чудовищ отвратительного вида и истерзанных человеческих тел. Но особенно много в нем гнили. «Гнилостный запах был почти невыносимым. Запечатанная во влажном, прогорклом тепле нижняя палуба превратилась в огромную чашку Петри, переполненную чудовищной порослью». В «Хрониках…» гниет все, а что не гниет, то ржавеет и зарастает какой-нибудь дрянью. Стоит это учитывать, подбирая чтение на вечер…

В конечном счете — книга неровная. Выпуклый психологизм первой части отлично подогревает интерес, но ни к чему не приводит. Кто как себя вел — теряет всякое значение; разность характеров так и не сыграла роли. Вторая часть богата фантастическими описаниями, но бедна действием. Значительное время персонажи практически равнодушны друг к другу — это не может не сказаться на читательском восприятии. Зато концовка многое исправляет, и конфликт меду персонажами получает свое завершение: одного из спутников Джилу удается вытянуть из трясины преклонения перед «дьяволом из глубин», и вместе они решаются на противоборство.

В плюсы книги стоит записать и искреннюю одержимость (в хорошем смысле этого слова) Тима Карена морской тематикой, и интересную идею: в непонятной ситуации люди в большинстве своем стремятся не к постижению загадочного, не к изучению и поиску путей спасения, а ищут, кому доверить заботу о своей безопасности. В этом смысле преклонение перед авторитетом Маркуса и преклонение перед «дьяволом из глубин» — явления одного порядка.

Плюс и то, что автору удалось создать самобытный фантастический мир лавкрафтовских масштабов. И хотя знакомство с ним пока носит поверхностный характер, финал прозрачно намекает на то, что его тайны будут раскрываться в следующих частях цикла.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 26-05-2022 21:40

    Ну что ж, вполне заманчиво и любопытно, судя по рецензии. Пожалуй, не зря купил, надо будет не откладывать в долгий ящик.

    Учитываю...