DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Кратос. История настоящего архигероя и богоборца. Часть вторая

В первой части статьи про Кратоса мы проанализировали сюжетно-мифологическую основу героя. Во второй части мы продолжим это и вместе с тем уже чуть ближе коснемся каждой игры знаменитой слэшер-франшизы «God of War».

Несложно догадаться, что само слово «Кратос» греческого происхождения. Заглянув в античную мифологию и драматургию, мы узнаем, что это имя одного из титанов, примкнувших во время титаномахии к богам-олимпийцам во главе с Зевсом. Этот персонаж намного менее известен, чем, например, его сестра Ника, крылатая богиня победы. Тем не менее Кратос сыграл большую роль на первых (и не только) порах царствования Зевса, что отразилось в эпосе Древней Греции. Впервые Кратос появляется в «Теогонии» Гесиода. Его имя Κράτος переводится как «сила, власть». Он младший титан, сын океаниды Стикс (той самой реки подземного царства) и титана Палланта, а также брат Ники, Бии, Зела и Паллантидов. Характеризовать его можно как палача и верного слугу Зевса, беспрекословно и с усердием выполняющего приказы царя богов; проще говоря, это представитель исполнительной власти, полицейский. По сути, он представляет собой персонификацию силы, а именно физического воздаяния.

Далее Кратос появился как чуть ли не ключевой персонаж «Прометея прикованного» Эсхила, где он руководит процессом наказания Прометея. Притом Кратос настолько дерзок, силен и властен, что отдает приказы кроткому Гефесту приковать титана, заступившегося за людей. Интересна полемика титана с Гефестом и самим Прометеем, где проявляется циничная сущность слуги Зевса. Видя, как Гефест оплакивает страдания несчастного Прометея, Кратос насмехается над ним, говоря, что жалость не имеет смысла, и отождествляет власть закона с властью страха. Гефест отвечает, что Зевс деспотичен, на что Кратос соглашается и добавляет, что справедливость есть система в космической иерархии Зевса, решающего, кому и каким образом воздать. И никто не свободен от божественной справедливости, кроме самого Зевса. Как только Прометей прикован, Гефест, Бия и Кратос уходят. Напоследок Кратос поворачивается к Прометею и издевательски говорит, что тот не достоин своего имени (оно означает «предусмотрительный»). Эта речь титана глубоко впечатывается при прочтении и хорошо иллюстрирует систему, коя за тысячелетия по сути не изменилась: до сих пор закон может осудить человека, свершившего преступление из благих побуждений.

Что ж, налицо яркая схожесть мифологического Кратоса с Кратосом из GoW, они оба представляют собой персонажей с глубоко прописанной драматургией и жестоким нравом, личностей, служащих верховному богу. Но, как ни странно, эта схожесть является не заимствованием или подражанием, а всего лишь «счастливым совпадением», как выразился один из создателей Стиг Асмуссен. Он также отметил, что оба Кратоса являлись пешками верховного бога, но если мифологический остался верен Зевсу до конца, то игровой Кратос, как известно, повернулся против него. Еще одним отличием является отношение к Прометею: Кратос из мифологии приковывает титана, а игровой, наоборот, освобождает (GoW II). Кроме того, придумывая Кратоса для GoW, геймдизайнер Дэвид Яффе дал задание отрисовать концепт сурового антигероя, олицетворяющего безудержную мощь, что также идентифицируется с сущностью мифологического титана.

Первая же часть франшизы, вышедшая в далеком уже 2005 году на PS2, сразу представила Кратоса как трагического героя. Сильвия Хмелевски в книге «Antiquity in Popular Literature and Culture» говорит, что это гераклоподобный антигерой, за грехи попавший в услужение богам. Так же, как и Геракл, Кратос впадает в безумие и убивает собственную семью, притом в игре помутнение насылает Арес, за что, собственно, и расплачивается жизнью в концовке первой части. Способность убить бога герой получил благодаря Афине, богине справедливой войны, подсказавшей, что силу он найдет в Ящике Пандоры.

Сам Кратос первоначально является полководцем армии Спарты. И это одна из первых «ласточек» спартафилии в поп-культуре: буквально через пару лет после релиза игры в прокат выйдет фильм Зака Снайдера «300 спартанцев» — экранизация комикса Фрэнка Миллера «300» 1998 года. Вполне возможно, Кратос также впитал в себя образ спартанского царя Леонида, но про это игроделы, естественно, молчат.

Спустя два года, в 2007, выходит вторая часть «God of War». Кратос после убийства Ареса сам воцарился в качестве бога войны. У него складываются близкие отношения с Афиной, богиней мудрости, которая просит быть внимательнее и не слушаться Зевса, когда тот прикажет атаковать остров Родос. Вскоре Зевс начинает плести интриги против Кратоса. Оживив Колосса Родосского, верховный бог заставляет того драться с Кратосом, убеждая, чтобы последний заключил свою силу в Клинок Олимпа. Это ослабляет героя, делая его человеком. В итоге Кратос победил Колосса, но был смертельно ранен. Он отказывается от верности Зевсу, из-за чего тот добивает героя. Примечательно, что, попав в Аид после смерти, Кратос сражается с Тифоном, порождением Геи, который согласно мифологии должен был стать убийцей богов. То есть Тифон — это также один из прообразов Кратоса. Путь из Аида на Олимп герой преодолевает, убивая целую плеяду античного бестиария, попутно из жалости умертвив Прометея. Этим он освобождает титанов из Тартара и ведет их на уничтожение богов. Во второй части Кратос узнает от Афины, что Зевс не просто так хотел от него избавиться. Пророчество гласит, что сын Зевса уничтожит олимпийцев. Кратос хочет убить бога, но Афина спасает отца, жертвуя собой. Фигура Афины во всех частях франшизы является ключевой в качестве направляющего, впрочем, как и в мифах об Одиссее и Геракле.

В 2010-ом вышел мидквел первой и второй части «God of War: Ghost of Sparta», повествующий о разгадывании Кратосом тайн своего происхождения. Здесь раскрываются некоторые особенности и подоплеки сюжета. Например, у Кратоса был брат-близнец Деймос, которого по ошибке забрали Афина и Арес, думая, что это и есть губитель богов. После путешествия, связанного с гибелью Атлантиды, Кратос и встает на путь мести олимпийцам. «Ghost of Sparta» примечателен тем, что здесь отражен близнечный миф. Можно предположить, что в этом случае прообразами Деймоса и Кратоса послужили спартанские царевичи-близнецы Каст и Полидевк.

В 2010-ом же вышел долгожданный финал игрового эпоса о губителе богов «God of War III». Сюжет не слишком закрученный: Кратосу предстоит одного за другим уничтожить богов, титанов и другую мифическую живность, прежде чем он доберется до Зевса и Геи. С сюжетной точки зрения интересна именно финальная битва, где раскрывается главная интрига всех частей игры. Как оказывается, с самого начала Афина была зачинщицей и манипулятором Кратоса. После открытия Ящика Пандоры он не только получил силу убийцы богов, но и заразил олимпийцев негативной энергией. По словам самой Афины, она как богиня справедливой войны предвидела затаившийся мрак в сердцах олимпийцев, поэтому изначально, когда создавался Ящик, состоящий из несчастий, Афина втайне положила туда Надежду, единственное светлое качество. И Надежда досталась Кратосу. Теперь Афина требует, чтобы Кратос вернул ее ей. Но спартанец, пресытившийся тем, что им постоянно манипулировали, отказывается и совершает самопожертвование, в результате чего Надежда достается не Афине, а человечеству.

В заключение хочется добавить, что создатели франшизы постарались на славу, сделав не только качественный зубодробильный геймплей, но и достойнейший пера античных авторов эпос с глубокой драматургией и моральными ценностями. Не зря спустя 8 лет Кратос получил новое дыхание и пошел учинять Рагнарек на волне популярности скандинавской тематики. Уж не говоря о том, что стал отцом самого известного в мифологии губителя богов. Но это уже другая история.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)