Человек-мотылек / The Mothman Prophecies
США, 2001
Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив
Режиссер: Марк Пеллингтон
Сценарий: Ричард Хатем, Джон А. Кил
В ролях: Ричард Гир, Лора Линни, Уилл Пэттон, Дэвид Эйгенберг, Дебра Мессинг
Похожие фильмы:
- «День сурка» (1993)
- «Белый шум» (2004)
Человек-мотылек – это такой американский аналог Несси и группы Дятлова, растиражированная желтой прессой «городская легенда», источник бесконечных споров и теорий заговора. В ноябре 1966 года несколько жителей города Пойнт-Плезант узрели жуткую тварюгу, похожую на гуманоида с горящими красными глазами и огромными крыльями как у бабочки. Непонятное существо продолжало «терроризировать» окрестности вплоть до декабря 1967, когда в том же населенном пункте рухнул мост, в результате чего погибли 46 человек. Неудивительно, что Пойнт-Плезант стал местом паломничества всевозможных уфологов, охотников за паранормальным и просто шизоидов. В 1975 году вышла книга «Пророчества человека-мотылька» писателя Джона Кила. Про этого персонажа можно написать отдельную статью – товарищ утверждал, что после Второй мировой работал на секретное парапсихологическое агентство правительства США, придумал термин «люди в черном» для описания спецагентов, расследующих (и скрывающих) правду о пришельцах и доказал существование НЛО и йети. В своей книге, Кил утверждал, что «человек-мотылек» пытался предупредить жителей Пойн-Плезант о грядущей катастрофе. Происхождение существа он, конечно же, увязывал с внеземной жизнью. И вот, через 35 лет после событий в Пойнт-Плезант, Голливуд решил обратить свое внимание на «человека-мотылька», и уделить ему целый фильм. Интересно, что же могло получиться из подобных ингридиентов?
Рано или поздно, вы задаете себе один вопрос: что важнее, найти доказательства своей правоты или остаться в живых?
К счастью, несмотря на то, что имя Кила светится в списке создателей, к одноименной книге «Пророчества человека-мотылька», как фильм называется в оригинале, он не имеет практически никакого отношения. Сюжет вращается вокруг журналиста Джона Кляйна, который при загадочных обстоятельствах оказывается в городке Пойнт-Плезант. Жителей последнего стращает титульный «человек-мотылек», которого видела (и рисовала) его жена, погибшая два года назад. Хозяин дома, куда Джон заглядывает за помощью, держит его на прицеле и требует убраться подальше. После беседы с подъехавшим офицером полиции Конни Миллс выясняется, что Джон третью ночь подряд стучится в этот дом. Окончательно запутавшийся журналист решает задержаться в Пойнт-Плезант и разобраться, почему жителям города мерещатся загадочные инфернальные существа и видятся пророческие сны.
«Человек-мотылек» аккуратно делится на две половины, качество которых разительно отличается друг от друга, оставляя смешанные впечатления от просмотра. Большинство плюсов, которые можно найти в фильме, относятся к его первому часу, большинство минусов – ко второму. И те, и другие относятся, в первую очередь, к сценарию.
– Перед смертью он звонил мне.
– Когда это было?
– Час назад.
– Джон, он мертв уже 8 часов.
Первая половина «Человека-мотылька» – это cборная солянка из довольно стандартных клише, которые, между тем, умудряются очень неплохо уживаются между собой. Атмосфера похожа на удачный эпизод «монстра недели» в «Секретных материалах» или «Сверхъестественном», для которого сценарист Ричард Хатем написал несколько серий, неизданный роман Стивена Кинга или, если можете себе такое представить, «День сурка», снятый в жанре мистического триллера вместо философской комедии.
Джон Кляйн оказывается в маленьком городке и постепенно начинает раскручивать историю загадочных видений. Таинственная тень с горящими красными глазами маячит в кадре нечасто (раз 6 за весь фильм, мельком), и это идет фильму на пользу. В какой-то момент, Гордону, хозяину дома, куда герой стучался в первую (а также, вторую и третью) ночь, начинает являться Индрид Колд – пугающая тень, которая знает то, что обыкновенному человеку неподвластно, читает мысли, предсказывает будущее и залезает в головы окружающим.
Фильм подкидывает разные варианты происхождения Индрида-мотылька: он может быть инопланетянином, пришельцем из параллельной реальности или даже самим Дьяволом. Реальность вокруг Кляйна начинает становиться все более «шизофреничной», но кто сходит с ума – только он, город Пойнт-Плезант (в котором даже самые здравомыслящие жители сталкиваются с чертовщиной) или весь мир – непонятно.
Это не голос, это какой-то электронный импульс. Что бы это ни было, человеческие голосовые связки не способны воспроизвести такие звуки
Атмосферу успешно создает качественная режиссерская и операторская работа, отлично чередующая достаточно спокойные сцены и нервные, дрожащие эпизоды столкновения со сверхъестественным. Режиссер Пеллингтон, озвучивший Колда, «подкладывает» свой голос на заднем плане любой сцены с телефонными разговорами, что делает каждый звонок неопределенно-жутковатым, словно загадочное существо всегда незримо присутствует в кадре и говорит устами собеседника.
Правильным получился сам Пойнт-Плезант. Авторы, конечно, не поехали в Западную Виргинию на место оригинальных событий, но обыкновенный маленький городок, снимавшийся на натуре в нескольких населенных пунктах штата Пенсильвания, предстает то вполне идилличным, то довольно зловещим.
Отлично вписываются и актеры. Ричард Гир пусть и играет с некоторой ленцой, но в образе журналиста из большого города, сталкивающегося с необъяснимым, он очень хорош. Лора Линни в роли помогающей ему поиске истины полицейской и Уилл Пэттон, играющий простого парня, постепенно съезжающего с катушек под воздействием откровений Индрида-мотылька, вообще сидят как влитые. Солидности добавляет матерый ветеран Алан Бэйтс, получивший небольшую роль специалиста по паранормальным явлениям, который, конечно же, просит Кляйна «не лезть в это дело».
Сценарий отлично держит темп, постоянно подкидывая необычные сюжетные повороты и маленькие детали (время на часах в момент пробуждения Кляйна в мотеле отсылает к цитате из Библии, отражение в зеркале неуловимо запаздывает на доли секунды), держащие зрителя в напряжении. Но все эти плюсы держаться при одном единственном условии – правильной развязке, которая могла бы связать всю чертовщину воедино и оставить зрителя с минимальным ощущением завершенности.
Я услышал странный вой, из раковины. А затем голос. Он сказал: «Не бойся. 99 погибнут. Денвер 9
И вот тут фильм начинает слегка спотыкаться – где-то в районе момента, когда Кляйн, на грани нервного срыва, пытается предотвратить гипотетическую химическую катастрофу и связаться с мертвой женой. Зритель начинает понимать, что ответов у создателей может не быть вовсе. Несмотря на мощную и дорогую сцену итоговой катастрофы (основанной на реальном обрушении моста), «Человек-мотылек» не столько заканчивается, сколько выдыхается. Атмосфера, цеплявшая всю первую половину фильма, в значительной мере рассеивается, многие вопросы остаются без ответа, а темп повествования заметно провисает. Видимо, сказывается «сериальное» воспитание сценариста Ричарда Хатема. Он способен отлично слепить загадочную головоломку на обязательные 45-50 минут (с учетом рекламы), но куда менее убедителен, когда дело доходит до двухчасового кинофильма и правильной трехактной структуры (завязка-развитие-развязка). В итоге вместо «разгона» событий зритель наблюдает постепенный спад активности, и это слегка портит общее впечатление.
– Она знала, что умрет.
– Что?
– Она рисовала ангелов.
Отчасти, это объяснимо эпохой, когда выпущен «Человек-мотылек». Начало 2000-х ознаменовало тупик в развитии жанра хоррора в кино – даже инъекция азиатчины повлекла за собой ровно один отличный фильм («Звонок» Вербински) и огромное количество скучных имитаторов. Собственно, где-то между 2002 и 2004 годами появилась любопытная тенденция: студия брала за основу интересный концепт, затухающую звезду из 80-х и 90-х и пыталась, смешав ингредиенты, получить хит проката. Так появился «Человек-мотылек» с Ричардом Гиром, «Стрекоза» с Кевином Костнером (похожесть сюжетных поворотов у этих двух произведений вообще пугает) и «Белый шум» с Майклом Китоном. Все фильмы объединяют отличная актерская игра, интригующие завязки, середины с эффективным нагнетанием атмосферы и отличными пугающими моментами – и практически полностью слитые концовки, на которые у авторов не хватает фантазии, поэтому заканчивать приходится первым, что приходит в голову.
Послушайте меня. Что-то страшное произойдет в Пойнт-Плезант. Не возвращайтесь. Держитесь подальше оттуда. Что бы не вело вас туда, оно ведет вас на смерть.
Итог неоднозначный. «Человек-мотылек» однозначно «перерастает» лежащую в своей основе бредовую легенду и «желтую» книжку, но при этом заметно спотыкается при попытке предоставить логичное завершение для мистического триллера. В попытке избежать банальной развязки с одним из возможных объяснений авторы лишаются развязки вообще, оставляя не впечатление недосказанности, а впечатление пустоты и бессмысленности. С учетом того, насколько многообещающим было начало – обидно. Стоит ли после всего вышеперечисленного смотреть «Человека-мотылька»? По крайней мере, стоит попробовать. Первая половина однозначно понравится любителям историй о загадочных маленьких городках, вторая – может увлечь зрителя, который ставит неопределенность и вариативность трактовок выше осмысленного объяснения. Конечно, лучше бы создателям удалось аккуратно «подружить» обе линии, но за неимением иного вполне можно довольствоваться хорошей картинкой и актерской игрой.
Комментариев: 0 RSS