DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Лабиринт без Минотавра

Бог лабиринта / The God of the Labyrinth (роман)

Автор: Колин Уилсон

Жанр: мистика, эротика, контркультура

Издательство: Art Design

Серия: Дельта Венеры

Год издания: 1994 (в оригинале — 1970)

Перевод: В. Небышинец

Похожие произведения:

  • Алистер Кроули «Развратный роман» (роман)
  • Колин Уилсон «Ritual in the Dark» (роман)
  • Колин Уилсон «Man without a Shadow» (роман)
  • Писатель Колин Уилсон, хотя и считается фантастом, никогда не замыкается в рамках художественного вымысла. Фантастические допущения и замысловатые сюжеты становятся для него своеобразным батискафом для погружения в неизведанные глубины философии. Уилсон забирается в такие дали, где редкий интеллектуал не потеряет ориентиры — кто еще из писателей сумеет настолько гармонично вплести в художественный текст сложные идеи Иммануила Канта или Эдмунда Гуссерля? Размышления о сути мироздания, предназначении человека, модусах бытия обычно отталкивают своей отстраненной абстрактностью, но Уилсон усиливает их притягательность при помощи эротики и мистицизма. Призрачное сияние страсти и таинственности притягивает даже умы, не склонные блуждать в сумерках философии. Роман «Бог лабиринта» связывает из безудержного воображения, чувственной откровенности и дерзких теорий тугой узел, только разрубив который получится разгадать тайну человеческого сознания.

    Книги Колина Уилсона в России издавались не так часто. Большинству отечественных читателей знаком взгляд на его творческое наследие только с одного ракурса — через сплетение нитей «Мира пауков». Сквозь витиеватые узоры еле заметно промелькнут паразиты сознания вкупе с космическими вампирами, но подлинный Колин Уилсон, не сводимый к жутким инопланетным тварям, остается для нас таинственным незнакомцем. Исследователь мистического опыта и сексуальных практик. Яркий представитель постмодернизма. Неординарный философ, провозгласивший создание «нового экзистенциализма». Эти столь различные ипостаси, где Уилсон взорвал фейерверк смелых идей и спорных мнений, нам еще только предстоит открыть. Ситуацию с изданием его произведений на русском языке хорошо отражает публикация романа «Бог лабиринта» — это заключительная часть трилогии о Джерарде Сорме, а первая и вторая книги до сих пор не переведены. Отсутствие предыстории не мешает сплавляться по течению сюжета, разве что отсылки к прошлому из конкретных указателей превращаются в размытые намеки.

    Роман «Бог лабиринта» пронизан дыханием постмодернизма. Уилсон устраивает этакую интеллектуальную оргию, где сводит самые неординарные теории реальных и вымышленных мыслителей. Иной раз сложно понять, чьи идеи больше похожи на безумную игру развратной фантазии — придуманного Эсмонда Донелли, постигающего мистический смысл мироздания через половой акт, или реального Вильгельма Райха, стремящегося разбить панцирь подавленных влечений. Одиозные теории не остаются лежать под стеклом как символ завидной эрудиции автора — Колин Уилсон собирает из них эклектичные конструкции, проводя неочевидные параллели и придумывая противоречивые вариации.

    Даже композицию романа Уилсон выстраивает по принципу полового акта. Сначала следуют предварительные ласки — долгие, изнуряющие, вызывающие желание поскорее перейти к сути дела. Писатель Джерард Сорм собирает материалы для книги об ирландском дворянине Эсмонде Донелли — мыслителе и распутнике, водившем знакомства с крупнейшими интеллектуалами своего времени. Поиск старинных рукописей, вдумчивое чтение редких книг, общение с отпрысками знатных родов… Череде событий, более привычных для серьезной интеллектуальной прозы — чего-нибудь в духе Умберто Эко, Уилсон придает пикантности за счет фривольных отрывков из архивных рукописей, откровенных диалогов, соблазнительных воспоминаний. Постепенно темп и интенсивность повествования нарастают. Тайные фетиши влиятельных людей и устаревшие советы по соблазнению девственниц уступают место вещам гораздо более сакральным — экспериментам по расширению сознания и запретным практикам тайных обществ. Загадочная Секта Феникса, стремящаяся поднять сладострастие до уровня религиозного чувства, после векового забвения расправляет крылья, а в Джерарде Сорме на время пробуждается Эсмонд Донелли со своими воспоминаниями, откровениями и сверхспособностями.

    О сексе написано немало книг, но все они сосредоточены на телесных и чувственных аспектах — говоря языком бульварного чтива, на том как «нефритовый стержень» проникает в «трепещущее лоно» и что к этому привело. Одни авторы сосредоточиваются на состояниях ума и сердца, другие — на темных, извращенных желаниях, третьи — на скучной обыденности, четвертые — на скрытой сакральности… Колина Уилсона взаимоотношения полов не интересуют. Он — вместе со своим автобиографичным персонажем Джерардом Сормом — пытается постичь глубинное значение секса как мистической практики, способной возвести человека на новые ступени познания, «исследовать внутренние саванны и небесные сферы нашего духовного мира». И разврат, способный озадачить самого де Сада, и конспирология, которой позавидовал бы Дэн Браун, в конечном счете служат ключами к тайнам человеческого разума — ведь именно сознание порождает все наши страхи, желания, сомнения, именно оно несет лодку человеческой судьбы наперекор течению.

    Писатель, музыкант и оккультист Гэри Лахман назвал роман «Бог лабиринта» «захватывающим философско-эротическим детективом, наполненным идеями, а также сексуальными и мистическими столкновениями, которые оставляют читателя с ощущением возросших возможностей жизни». По прошествии десятилетий с ним сложно согласиться. Действительно, в плане умения выстраивать четкие концепции из разрозненных фактов и демонстрировать безграничность человеческих возможностей Колин Уилсон способен преподать урок любому тренеру по личностному росту. Но вот назвать книгу увлекательной получится лишь с натяжкой. Избыток постельных сцен, обилие бессодержательных диалогов, тяжеловесные имитации рукописей XVIII века скорее делают роман занудным. Постоянные философствования эту проблему не решают — они сами порой балансируют на грани трюизма.

    Колин Уилсон вместе со своими персонажами считает жизнь битвой с богом лабиринта — зловещим существом, которое не дает вырваться в великолепную простоту природы. Роман пронизан неудержимой верой в способность человека вырваться за пределы земного бытия и покорить пространства, в сравнении с которыми земной мир покажется тесной комнатушкой. Такой зашкаливающий оптимизм настораживает: за пределами обыденного опыта есть риск не только обрести новые возможности, но и нарваться на неизвестные проблемы или просто обнаружить себя в еще более запутанном лабиринте с еще более злобным богом…

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)