DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Многоголосый зов могил: цикл «Гробниц» Cryo Chamber

На сегодняшний день лейбл Cryo Chamber — один из самых крупных в индустрии дарк-эмбиента. Под его крылом собрались десятки исполнителей со всего света, и за десятилетнюю историю издательства между его участниками сформировались свои внутренние обычаи. Несомненно, самая известная из таких традиций — ежегодные лавкрафтианские коллаборации, в ходе которых множество композиторов работают над многочасовыми альбомами. Однако этим совместное творчество авторов Cryo не исчерпывается.

Еще на заре существования лейбла несколько исполнителей положили начало концептуальному проекту под неформальным названием «Tomb Series». Его задумка — серия альбомов-антологий, в которых несколько соавторов-исполнителей по-своему раскрывают различные мистические темы. За годы существования проекта его участниками были затронуты такие образы, как загробная жизнь, друидические традиции, ведовство, шумерская демонология — и это только несколько из задействованных в цикле концепций. Сейчас «Гробницы» насчитывают семь релизов, в которых в общей сложности поучаствовало более тридцати музыкантов.

Изначально предполагалось, что над каждым альбомом серии будут работать по четыре исполнителя, не больше и не меньше. Цикл задумывался как интересный способ приветствия новичков в издательстве. Однако со временем линейка разрослась в нечто большее. Сейчас над релизами «Гробниц» работают в среднем по восемь или девять участников, и среди приглашенных музыкантов начали появляться ветераны дарк-эмбиента с впечатляющими послужными списками, вне этого проекта с Cryo Chamber не сотрудничающие.

Рассматривая этот цикл, также стоит обратить внимание на отличие формата альбомов-антологий от привычных слушателям Cryo коллабораций. Если последние являются многочасовыми бесшовными звуковыми пейзажами, включающими в себя материал каждого из участников без индивидуального разграничения, то в сборниках «Гробниц», как и в литературных антологиях, исполнители вносят свою лепту в виде отдельных треков с четким порядком и указанием авторства.

Каждый альбом цикла неизменно выходит в цифре и на CD, за мастеринг и единое для серии визуальное оформление отвечает основатель лейбла Саймон Хит. Средний хронометраж релизов составляет около часа.

Первой главой «Гробниц» стал альбом «Tomb of Empires», увидевший свет 28 октября 2014 года. Над ним работала многонациональная команда из четырех исполнителей: голландец Юп Смалинг (Foundation Hope), иранец Мехди Салех (Alphaxone), калифорниец Максимилиан Оливье (Council of Nine) и калининградец Гурам Торуа (Coph’antae Tryr). Каждый из авторов написал для сборника по два трека; общей тематикой антологии стали цикличность истории, взлет и падение империй, эфемерность канувших в небытие цивилизаций.

Композиции альбома создают атмосферу величественного и грандиозного запустения, для большинства из них характерны акустический объем, гулкое эхо и густые шумовые фоны. Разумеется, каждый из авторов по-своему изобразил забытые цивилизации древности. В треках Council of Nine тревожные ноты перемежаются с чистыми и возвышенными тонами, в то время как Alphaxone использует обволакивающий резонанс и раскатистые шумы, похожие на рокот осыпающихся камней. Для композиций Coph’antae Tryr характерны множественные слои дроунов и ревербераций, а в номерах Foundation Hope выделяются инструментальные партии смычковых и мелодический свист.

Альбом был тепло принят аудиторией, и его успех заложил надежный фундамент для последующих релизов проекта. Впрочем, после выхода антологии карьеры участников разошлись в разных направлениях: если Council of Nine и Alphaxone начали тесно сотрудничать с Cryo Chamber, то Foundation Hope и Coph’antae Tryr, в свою очередь, в дискографии лейбла с тех пор ни разу не отметились.

На протяжении следующих трех лет в цикле «Гробниц» было затишье, которое было нарушено 7 февраля 2017 года. Второй альбом, «Tomb of Seers», придерживался схожей с первым структуры; новой темой стали оккультные традиции человечества сквозь века.

«Исследуйте исполинские мистические монументы и истоки оккультизма, — гласит описание альбома на Bandcamp. — Посетите тайные ордены и медитируйте перед осыпающимися каменными храмами. Откройте третий глаз и погрузитесь в древнее сердце ясновидения».

К работе над новым альбомом вернулись ветераны прошлого релиза Alphaxone и Council of Nine. Новоприбывшими участниками цикла стали бельгиец Кристиан Сан-Вито со своим соло-проектом Wolves And Horses, а также иранец Мохамадреза Говахи (Xerxes The Dark) — друг и соотечественник основателя Alphaxone.

Если Alphaxone и Council of Nine привнесли в альбом тяжелые и мрачные стены звука, то новички противопоставили им более спокойные, умиротворенные аудиопейзажи. Треки Xerxes The Dark выделяются умеренным использованием ненавязчивого дроуна и сэмплов звуков природы, а в композициях Wolves And Horses ярко выражены медитативные мелодии и неспешная ритмика.

После этого релиза Xerxes The Dark выпускался у Cryo Chamber в составе нескольких других коллабораций, Wolves And Horses продолжил свою карьеру под эгидой других издателей. Следующая «Гробница» не заставила себя долго ждать, и в новое путешествие слушателей взяли пять исполнителей, ранее в проекте не участвовавших.

Альбом «Tomb of Druids» увидел свет 17 октября 2017 года и ознаменовал первые отхождения от изначального формата антологий. Каждый из пяти участников сборника написал для релиза по одному треку, тематикой альбома были избраны тайны друидических практик. Страницу альбома на Bandcamp сопровождает художественная аннотация, позволяющая слушателю настроиться на нужный лад:

«Церемониальные напевы нарастают за стенами мокрого камня. Когда вы стоите на алом песке, ваши босые ноги выглядывают из-под затянутой разводами ткани балахона.

Среди колонн каменного круга качаются фигуры. Их песнь вихрем тянется к ночному небу.

Звезды движутся пульсирующими узорами и складываются в очертания птицы из чистого света. Она пикирует вниз из своего небесного дома и впивается когтями в красную почву, после чего пристально смотрит вам прямо в душу, прежде чем укрыть свою голову крылом и утонуть в песке. Когда голоса затихают, между колоннами эхом раздается звук крохотных пальцевых цимбал. Фигуры исчезли, на их месте остались лишь их опустевшие балахоны. Вы стоите в одиночестве под ночным небом, полностью черным и лишившимся всех звезд».

В этом релизе приняли участие украинцы Тимофей Шистка (Creation VI) и Саша Пузан (protoU), выделяющаяся своими насыщенными природными звуковыми пейзажами, а также хорватский проект Aegri Somnia, британец Том Мур с его проектом Dead Melodies и немец Томас Лангевер (Ager Sonus), известный своей работой со струнными и древнеегипетскими мотивами в творчестве.

Под стать тематике альбома в этой «Гробнице» использовано значительно больше сэмплов: открывающий трек «Eyes of the Shaman» за авторством protoU, например, начинается с гулкого раската грома. Стенам звука в этом релизе вторят щебетание птиц, шум дождя и ритуальные напевы. Любопытно, что Том Мур назвал свой насыщенный дроунами номер «Bryn Celli Ddu» в честь Брин-Келли-Ди, древнего валлийского кургана и памятника кельтской истории.

Все участники этого релиза тесно работали (и продолжают работать) с Cryo Chamber до и после его выхода. После «Tomb of Druids» проект больше не возвращался к изначальной модели и не ограничивал количество участников антологий.

Четвертая часть вышла 15 января 2019 года, в «Tomb of Ordeals» приняло участие восемь новых исполнителей. Тематика альбома — заточение, смерть в плену и призраки, обреченные населять стены векового узилища. Соавторы альбома — Штефан Сандберг (Oljus), Сифр Шраддха (Plamen Vecnosti), Олег Пузан (Dronny Darko), Роберт Козлецкий (Apocryphos) и Михал Польгар (Asath Reon), а также проекты Enmarta, Cut The Light и Ajna. Страница альбома на Bandcamp вновь снабжена красочной аннотацией:

«Эти стены из влажного камня стали твоей темницей и вечным пристанищем с тех пор, как тебя пленили. Запах крови и костного мозга наполняет твои легкие, пока твои пальцы выцарапывают путь наружу. Чем глубже ты погружаешься в свою будущую гробницу, тем сквернее становится воздух. Твой слух распознает доносящиеся издали крики, а во мгле скользят хлюпающие, причмокивающие звуки. Это — твое испытание. Станешь ли ты очередной душой, прикованной к этим камням?»

Если предыдущий релиз несколько отходил от темной стороны дарк-эмбиента в сторону племенной и природной атмосферы, то здесь авторы отыгрались сполна. По-настоящему жуткие треки альбома переполняют зловещий шелест, замогильный вой и меланхолические партии смычковых.

Открывающий номер «Hræsvelgr» включает в себя агрессивные и грозные племенные напевы с раздающимся на фоне протяжным хрипом, а следующий за ним номер «Geist» начинается с внезапной какофонии надрывных стонов. Общая тематика альбома, если не исполнение, весьма близки к раннему творчеству Atrium Carceri, флагмана Cryo Chamber, когда в рамках проекта Саймон Хит экспериментировал с жуткими сэмплами голосов и жуткими фильтрами для создания ощущения изоляции и одиночного заключения. Закрывающий номер «Deus Ex Caedem» за авторством Enmarta включает в себя впечатляющую скрипичную партию — отличное владение скрипкой исполнитель демонстрировал еще в сольных альбомах.

Вне антологии из ее участников с лейблом сотрудничали проекты Apocryphos, Enmarta и Dronny Darko; в качестве соавтора Dronny также эпизодически появлялся американец Ajna.

Пятый альбом цикла, «Tomb of Wights», вышел 9 февраля 2021 года. К нему приложили руку восемь музыкантов. Тематикой на этот раз стали умертвия, неприкаянные духи и нежить.

Помимо американца Apocryphos и украинца Dronny Darko к альбому присоединились ветераны Cryo Chamber — проекты Tineidae и Beyond The Ghost, а также новые лица лейбла Chaigidel, Polterngeist и Fractalyst (который впоследствии дебютировал на лейбле с сольным альбомом). Отдельно хотелось бы отметить участие Пэра Бострема (Cities Last Broadcast), ветерана дарк-эмбиента и давнего соавтора Саймона Хита.

«Исполинский каменный рот безмолвно разевается, затягивая тебя в свою утробу. В недрах этой первозданной тьмы лежат гробницы, тропы, ведущие в небытие. Огонь в твоих руках голодает, облизывая низкие своды потолка и оставляя метки копоти на истрескавшемся камне. А затем срывается шепот, но не с твоих уст, и вскоре ты понимаешь, что мертвые говорят, что они тянутся к тебе…»

Этот альбом особенно богат на фильтры шорохов, шумов и мягкого треска. Тон задается с эфемерного открывающего номера «Each Night» за авторством Cities Last Broadcast, в котором задействован знаковый для проекта эффект заезженной магнитной ленты. Tineidae привнес в альбом меланхолическую струнную партию композиции «The Mourning», а Dronny Darko, обычно плетущий паутину пугающих дроунов, сочинил для антологии удивительно чистый и «трезвый» трек «Ectoplasmic Threads» с монотонными нотами и вкрадчивым шепотом. Beyond The Ghost вновь продемонстрировал свое мастерство пианиста в номере «A Shroud of Secrets», оттенив размеренные клавиши ненавязчивыми сэмплами стука и шепота.

Закрывают альбом жуткие композиции новичков: трек «Spectral Watchers» автора Fractalyst сочетает шорох скребущихся о камень ногтей с хором тихих голосов, а в номере «Shadows Zone», представленном Polterngeist, слышится детский плач. Последний трек «Medivm» от Chaigidel представляет собой многослойный звуковой пейзаж из дроунов, шепотов и потустороннего женского вокала.

Предпоследний на сегодняшний день релиз в цикле «Гробниц», «Tomb of Primordials», вышел 3 мая 2022 года. Этот сборник смог по-настоящему впечатлить фанатов жанра и выделяется на фоне других антологий цикла.

Для работы над этим альбомом собралась настоящая старая гвардия дарк-эмбиента. Норвежцы Ян Роджер Петтерсен (Svartsinn) и Хаавард Элефсен (Mortiis), шведы Матиас Хенрикссон (LẼTUM) и Юхан Левин со своим легендарным проектом Desiderii Marginis — все они заявили о себе на поприще темной музыки еще в прошлом столетии. Стаж этих ветеранов превосходит даже стаж Саймона Хита, который, собственно, всех их собрал. Впечатляют также дискографии итальянца Габриэле Панчи (New Risen Throne) и поляка Карола Скжипца (Inner Vision Laboratory) — они дебютировали в начале нулевых.

Другие участники альбома — Dahlia’s Tear, ранее неоднократно издававшийся у Cryo Chamber и запомнившийся грандиозной мелодической составляющей своих номеров, а также Skadi — единственное новое лицо в этой антологии. Участие в «Tomb of Primordials» стало для проекта дебютом, и музыкант внес в альбом достойную лепту, стоя бок о бок с признанными мастерами жанра.

Концепцией сборника стала демонология древней Месопотамии. Трек-лист альбома насчитывает шесть треков, четыре из которых были написаны одними авторами, а еще два – дуэтами мастеров в соавторстве. Из этого следует, что сборник впервые для цикла «Гробниц» представляет собой не только антологию, но и коллаборацию.

«Темное исследование многогранных сущностей шумерской мифологии и многих темных мест, где они обитают, — гласит описание альбома на Bandcamp. — Вы приглашены в темные края Месопотамии, где более пяти тысяч лет назад зародилась цивилизация — как физическая, так и духовная».

Каждый из номеров альбома посвящен конкретному мрачному образу из шумерских мифов. При написании открывающего номера «Crystal Scars Beneath a Bleak Sky» Dahlia’s Tear вдохновлялся образом львиноголовой демоницы Ламашту, а зловещий и величественный трек «Seed of Pestilence» за авторством Skadi навеян образом Намтара, предвестника болезней и хворей.

Svartsinn и Letum объединили усилия для написания трека «One By One I Broke Their Wings», практически лишенного мелодичности и полного тревожных дроунов и хрипов. Этот номер посвящен крылатому владыке ветров Пазузу, возможно, самому известному из месопотамских демонов. Трек «Chants for Isimud», написанный соавторами New Risen Throne и Mortiis, включает в себя мощную нарастающую вокальную партию — молебен двуликому Исимуду.

В композиции «Vermin Wiped Clean», оде богу непогоды и стихийных бедствий Ададу, Inner Vision Laboratory создает стену звука из сэмплов шума воды и ветра. Закрывающий номер «Faceless Bringers of Pain» за авторством мэтра Desiderii Marginis посвящен демонам-галлу, охотникам преисподней, и представляет собой размеренную партию струнных под множеством призрачных и потусторонних фильтров.

Идеально сбалансировав концепцию, атмосферу и мелодичность, «Tomb of Primordials» стала апогеем проекта. В реалиях современного дарк-эмбиента сложно представить более впечатляющую по исполнению и авторскому составу антологию. Но заявлять об этом наверняка нельзя, поскольку авторы «Гробниц» не опускают рук и продолжают творить.

Последний на сегодняшний день альбом цикла, «Tomb of Witches», увидел свет 12 сентября 2023 года. Тематикой нового сборника стали обряды, мифология и история ведьм. Авторский состав новой антологии примечателен отсутствием новых лиц: над ней работало рекордное количество из девяти состоявшихся исполнителей, каждый из которых уже не раз публиковался на лейбле Cryo Chamber.

К ветеранам цикла Dahlia’s Tear, Apocryphos, protoU, Dead Melodies и Ager Sonus присоединились музыканты, ранее в «Гробницах» не участвовавшие: белорус Павел Малышкин с его проектом «Угасание», американцы Рэндал Кольер-Форд и Брайан Хильярд, издающиеся под собственными именами, и Морицио Ландини с соло-проектом Onasander.

Тематика и образы ведовства в этой антологии раскрываются преимущественно через звуковые пейзажи и атмосферу. Используя шумовые фоны и различные сэмплы звуков природы, авторы изображают захолустные чащи и замшелые хижины, ритуальные костры и алтари в сердце глухих топей. Подобный натуралистический подход наводит на мысли об антологии «Tomb of Druids», и это неудивительно — к работе над «Гробницей ведьм» вернулись практически все авторы того сборника за исключением Creation VI. В композиции «Forgotten Forest» можно услышать все те же гипнотические струнные партии Ager Sonus, а в «The Old Cabin» вновь заметен безупречный симбиоз дроунов с инструментальными партиями Dead Melodies.

***

Цикл «Гробниц» остается одним из самых стабильных и качественных межавторских проектов. Задумка обратить силы множества талантливых музыкантов на разностороннее раскрытие одной общей тематики каждый год приносит все новые плоды, и вместо того, чтобы изживать себя и уходить в пресное однообразие, релизы становятся только лучше и фактурнее. Новые сборники выходят с завидной регулярностью, к работе привлекаются все новые исполнители. И нет сомнений, что Cryo Chamber еще порадует слушателей новыми вдохновляющими и атмосферными альбомами цикла.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)