DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Симфонии тьмы. Статьи

Музыка — одна из форм искусства, с помощью которой человек отражает свои чувства, мысли, жизненный опыт. Можно ли ограничить творчество и запретить индивиду использовать определенные паттерны? Формально да. Но внутренний запрет поставить не может никто, кроме самого автора, выстроив систему личных табу. Несмотря на это, огромное число творцов с головой уходят в процесс создания, чтобы выразить себя и обойти эти самые табу, сжечь своих духовных идолов и стражей личного королевства морали.

Австралийский дуэт, состоящий из певицы SKYND (от англ. «Skinned») и мультиинструменталиста и по совместительству продюсера Father вдохновляется реальными преступлениями, совершёнными самыми отъявленными негодяями, маньяками и психопатами. Это не просто мрачная электронная музыка, это путешествие по тёмным закоулкам человеческих душ.

Музыка как психотерапия, классический дэт, меланхолия прогрессива, религиозные местерии и цифровизация творчества, подобная работе нейросетей. Что здесь общего? А то, что это хорошо. Постоянный автор DARKER Дмитрий Маслов называет свой топ лучших музыкальных альбомов 2023 года.

Практически каждый успешный исполнитель дарк-эмбиента хоть раз обращался к космической и футуристической тематике, а некоторые даже создают целые проекты, посвященные музыке антиутопий будущего и холодной межзвездной бездны. Не стал исключением и Саймон Хит, основатель крупного эмбиент-лейбла Cryo Chamber.

9 января справил свой шестидесятилетний юбилей гуру, корифей и вообще пионер жанра дарк-эмбиент Брайан Уильямс (Brian Williams). «А кто это?» – возможно, спросите вы. О, у него много имен – Arecibo, Isolrubin BK, Terror Against Terror, но самое главное – Lustmord.

Единение с природой: с лесом вокруг, скалистыми горами, которые почти закрывают небо, и… с собой. Каскадиан — это уединение; уход и спокойствие в контексте пребывания в гармонии с собственной сутью, а не борьба.

Катарина Воронцова рассказывает об аудиоспектакле «Ничего не будет», в котором сама же принимала участие. Международный проект «БЕСПРОСВЕТИЕ» ломает четвертую стену, чтобы помочь слушателям лучше понять природу и внутренний механизм шизофрении.

Через призму блэк-метала каждый выражает то, что беспокоит его лично: религия, война, природа, любовь. Но доминирует в нем по-прежнему мрачная сторона бытия, а оккультизм — способ его познания. Используя принцип микро- и макрокосма с их разномасштабностью, некоторые группы стали творить музыку, которая ощущается как нечто большее, чем просто порыв эмоций. Дмитрий Маслов представил первую часть своего исследования, посвященного оккультной ипостаси блэк-метала.

Еще на заре существования лейбла Cryo Chamber несколько исполнителей положили начало концептуальному проекту под неформальным названием «Tomb Series». Его задумка — серия альбомов-антологий, в которых несколько соавторов-исполнителей раскрывают различные мистические темы. Более подробно об этом цикле — в новой статье Константина Волкичевского.

В 2023 году арт-рок-группе «Сурганова и Оркестр» исполнилось двадцать лет. Биография каждого творца неотделима от его произведений, ведь человека часто вдохновляет то, что его окружает. В своей статье Андрей Волков обратился к ранней биографии Светланы Сургановой и тому историческому контексту, в котором ей довелось начинать свой творческий путь.

В современной музыке тема грусти и тоски исследована с совершенно разных ракурсов. Музыкальная индустрия раскрывает перед нами огромнейший пласт жанров и стилей, каждый из которых может до бесконечности делиться на поджанры и подстили. Мотивы созерцательной грусти можно найти и в поп-музыке, и в классической, и в городских романсах, и даже в фольклорных жанрах. В данной статье Баязид Рзаев разбирался в тонкостях конкретного жанра — сэдкора.

Имидж группы Rammstein всегда вызывал крайне неоднозначные реакции — в основном из-за склонности ее участников к эпатажу и откровенной провокационности. Выражается это не только в умопомрачительных файер-шоу, ставших поистине легендарными, сценических образах музыкантов и зрелищных видеоклипах, но также в лирике, автором которой выступает бессменный фронтмен группы Тилль Линдеманн. Глеб Богомолов подверг скрупулезному анализу текстовую составляющую знаменитых немцев.

Редко встречаются продуктивные и умелые исполнители, которым удается создавать качественную музыку в самых разных жанрах. Том Мур — один из них. Практически любой слушатель найдет в его творчестве что-нибудь по душе, будь то психоделичная и безмятежная электроника Indigolab, авангардный пост-рок Understated Theory или же бесчисленные миры дарк-эмбиента Dead Melodies. О многогранном творчестве британского композитора рассказывает Константин Волкичевский.

Сублимация отрицательных эмоций в творчество — один из древнейших и наиболее эффективных защитных механизмов человеческой психики. Немудрено, что многие авторы, работающие в мрачных жанрах и как никто другой чувствующие темные оттенки мира, выражают в своем искусстве собственные тяжелые переживания. О творчестве дарк-эмбиент-проекта Flowers for Bodysnatchers, его концепции и недуге его основателя поведал Константин Волкичевский.

Несмотря на некоторые общие черты в совершенно разных направлениях, начиная от джаза и заканчивая тяжелым металом, какого-то общефилософского представления о том, что именно присуще «темной» музыке, так и не возникло. Есть множество «темных» жанров: дарк-эмбиент, темная электронная и классическая музыка и другие. Однако они настолько далеки друг от друга, что найти что-то схожее на первый взгляд кажется совершенно невозможным. В тонкостях вопроса разбирался Глеб Богомолов.

Лейбл Cryo Chamber насчитывает более двухсот релизов, среди которых есть как соло-альбомы начинающих инди-коллективов, так и ежегодные многочасовые «лавкрафтианские» коллаборации. В рамках лейбла Саймон Хит (Atrium Carceri) записал немало совместных работ с другими известными авторами. Наиболее продуктивным было его сотрудничество с Пэром Бостремом (Kammarheit). Что вышло из этого сотрудничества, нам поведал Константин Волкичевский.

В конце восьмидесятых в мире рок-музыки, в ее самом жестком и экстремальном сегменте, на свет появляется новорожденный демоненок, имя которому блэк-метал. Его еще называют «второй волной» и «норвежским блэком», поскольку костяк направления сложился именно в Норвегии. У направления есть своя идеология, или философия. В ее смыслах разбирается Дмитрий Маслов.

Слово «ведьма» во все времена несло в себе сакральный смысл. Их гнали и ненавидели, их сжигали на кострах и плевали им вслед. Но к ним же ходили тайком за советами и заговорами, зельями и прорицаниями. В каждой местной культуре обязательно есть ведьмы или колдуньи. Так что неудивительно, что тема ведьм и колдовского шабаша воплотилась в произведениях классической музыки.

Post black metal — что он за зверь и с чем его едят? Само название недвусмысленно намекает, что здесь должна быть какая-то связь с блэк-металом, но так ли это на самом деле? И да, и нет. Разбирается эксперт в экстремальной музыке Дмитрий Маслов.

В этот раз, подводя итоги ушедшего года, мы не будем размышлять о музыке — выделять «десятки» или «пятерки» лучших музыкантов и альбомов. Вместо этого поговорим, как и чем все это время жил музыкальный раздел. 2022 год выдался предельно маразматическим, но музраздел не только остался на плаву, но и заметно преобразился. Рассказываем, что у нас нового и как этого удалось добиться.