DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Симфонии тьмы. Статьи

Многие из нас читали веселую и местами не в меру поучительную книжку Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», где советский мальчишка случайно выпускает из старинной лампы на волю смешного старичка возрастом чуть моложе, чем остатки жизнедеятельности мамонта, и переживает в его компании множество приключений, потому что старичок этот — самый настоящий джинн. Но изначально-то джинны — далеко не добрые старички. Дмитрий Иванов погружается в жуткие древние арабские легенды и показывает, как они отражаются в современной музыке.

Вопреки легендам, ковбои занимались не ежедневными перестрелками, а в основном перегоном скота. Они получали за это хорошие деньги и не боялись ничего... почти ничего. Если в облаках появлялось призрачное стадо коров, самый отпетый грешник в страхе вжимался в землю. Дмитрий Иванов рассказывает, как стаи жутких псов из древних поверий со временем превратились в коровьи стада и как это отразилось в музыке.

Многие рок-музыканты хотя бы время от времени тяготеют к «ковбойской» тематике. Однако мало кто зацикливается на ней так, как группа Dezperadoz, которая фактически изобрела новый поджанр тяжелой музыки — вестерн-метал. Прерии, салуны, перестрелки, герои и злодеи Дикого Запада — все это смешалось здесь в забористый коктейль, который легко опьяняет и вызывает зависимость. О творчестве команды — с 2000 года по сегодняшний день — рассказывает Алекс Лоренц.

Есть существа, которые редко упоминаются в музыке, но зато очень популярны в народной молве. Это кельтские банши, мексиканская Ла Йорона, английский призрак Анны Болейн, славянская полудница, японская юрэй. Музыкальные произведения, связанные с жуткими завывающими женщинами в белом, искал Дмитрий Иванов.

Одним из архетипических монстров современного хоррора, наряду с монстром Франкенштейна, Дракулой, безымянными зомби и не менее безымянными, но агрессивными и беспокойными мумиями, стал оборотень, или вервольф. Ведь хоррор опирается по большей части именно на европейскую мифологию и редко использует каких-нибудь кицуне, вершарков и прочую экзотику. Дмитрий Иванов рассказывает о тематике оборотничества в рок-музыке.

В наши дни едва ли кого-то может удивить любовь к блэк-металу. Выросший из молодежной контркультуры 1970-х, блэк-метал пережил становление и расцвет в восьмидесятые и девяностые, а ныне занял прочное место среди направлений тяжелого рока. Андрей Волков проводит обширный экскурс в историю направления, рассказывает о выдающейся шведской блэк-метал-команде Marduk и месте, которую она занимает на скандинавской блэк-сцене.

Вячеслав Бутусов — один из легендарных и, пожалуй, самых ярких представителей русского рока. Широкая публика знает его как лидера группы Nautilus Pompilius. Будучи немолодым, Вячеслав Геннадьевич по-прежнему не устает удивлять. Несколько лет назад мэтр основал новый коллектив — «Орден Славы». В творчестве команды преобладают религиозные мотивы, о которых подробно рассказывает Андрей Волков.

Ушедший год подарил нам множество отличных музыкальных новинок в жанрах хард-рока, разнообразного метала, эмбиента и прочих «темных» и «тяжелых» направлений. За двенадцать месяцев мы написали кучу интересных рецензий на десятки свежих релизов — от творений признанных мэтров до опусов малоизвестных исполнителей. Предлагаем вместе вспомнить и переслушать самые необычные из них.

Scorpions — не то, чем кажутся. Большинство знает «членистоногую» команду как авторов и исполнителей трогательных рок-баллад. Однако на самом деле это немецкие первопроходцы хард-рока и первые тевтонские рыцари хеви-метала. В их творчестве всегда есть место темным и даже мрачным мотивам. Представляем вашему вниманию вторую, заключительную часть статьи о раннем и самом темном во всех отношениях периоде истории группы.

Собака сопровождает человека едва ли не с первых веков оседлости. Конечно же, это не могло не отразиться в мифологии. Однако очень часто мифы и легенды о собаках мрачны: в них псы — не помощники, а предвестники больших бед. Дмитрий Иванов рассказывает о музыкальных произведениях, так или иначе посвященных мистическому псу — существу, которое носит разные имена: адская гончая, Гарм, Грим, Черный Шак.

Какие песни немецкого музыкального коллектива Scorpions вы слышали? Большинство ответит: «Still Loving You», «Wind of Change», «You and I» и прочие трогательные — а для кого-то нудные и сопливые — баллады. Максимум — заводные «Rock You Like a Hurricane» и «No One Like You». Алекс Лоренц рассказывает о тех «Скорпионах», о которых вы, скорее всего, не знали или знали очень мало.

Вампиры, оборотни, зомби… Массовая культура взяла на вооружение множество архетипических чудовищ, которые давно уже превратились из пугающих в развлекающие, и музыканты не могли пройти мимо столь благодатной темы. Наша новая статья — о вампирах в музыке. Дмитрий Иванов рассказывает о самых ярких проявлениях музыкального вампиризма на отечественной и зарубежной сцене.

«Ария» — бесспорно, одна из самых успешных российских хеви-метал-групп. «Наш ответ Iron Maiden» начал триумфальное шествие к вершинам если не музыкальных чартов, но уж точно фанатской любви, когда некоторых нынешних ярых поклонников этой команды и на свете не было. И в СССР — стране, которой уже тридцать лет как не существует, — коллектив стал одним из пионеров тяжелого рока, наряду с «Черным кофе». О советском периоде творчества ансамбля рассказывает Алексей Абросимов.

Тема мимолетности жизни и пребывания на бренной земле всегда стояла особняком в культуре. Находя свои корни в древних обрядах, она была актуальна и в античные времена, когда появился знаменитый девиз «Memento mori». Не потеряла она эту особенность и в Темные века — тогда жизнь была сложна и непредсказуема, могла оборваться в любой момент. Этот лейтмотив и лег в основу «Пляски Смерти», или по-другому — «Danse Macabre».

Представляем читателям заключительную статью цикла Дмитрия Иванова о самой традиционной, но вместе с тем крайне непредсказуемой музыке, без которой добрая половина современной «тяжелой» и «темной» сцены звучала бы совсем не так, как сейчас, — если бы вообще звучала. Блюз — голос свободы, и наши сегодняшние герои докажут это всеми доступными способами.

Мы продолжаем знакомить читателей с яркими и таинственными представителями самой темной музыки — классического негритянского блюза. Дмитрий Иванов разбирался в противоречивых сведениях о жизни и творчестве легендарных и неподражаемых блюзменов — Хаулина Вулфа, Санни Боя Уильямсона Второго и Вилли Диксона.

В 1970-х США испытали культурный шок: в большие города хлынули гости из Латинской Америки. Они принесли с собой свои религиозные обряды, свою музыку, но... не привезли денег. Этим они были похожи на местных чернокожих оборванцев, которые не имели ничего, кроме своей урбанизированной культуры и музыкального чутья. Объединив силы, эти два нищих слоя населения создали нечто доселе невиданное, из чего впоследствии развился хорроркор.

Когда речь заходит о мрачных и таинственных музыкальных направлениях, в первую очередь на ум приходит рок — дум- и блэк-метал, а то и вовсе что-нибудь неудобоваримое. Но большинство совершенно забывает о корнях всей рок-музыки. А корни ее в блюзе. Забытые легенды о черных блюзовых музыкантах воскрешает Дмитрий Иванов.

Мрачное и таинственное всегда волновало умы — и, разумеется, находило отражение в искусстве. Многие произведения — литературные и музыкальные — посвящены Смерти, что ходит за Жизнью по пятам. В музыке одного из самых оригинальных русских классиков — Модеста Петровича Мусоргского — живой интерес к этой теме особенно хорошо просматривается.

Среди всех направлений тяжелой музыки именно блэк считается самым одиозным. Это подтверждается поведением многих музыкантов, продавших за него свою душу. Наш постоянный исследователь «тяжести» Дмитрий Иванов расскажет о самых отмороженных и безумных представителях жанра.