DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Симфонии тьмы. Статьи

Продолжаем наше безнадежно-неминуемое погружение в холодные и мутные глубины удивительного явления, имя которому — темная музыка. Вот и настало время для почерневшей вишенки на изрядно подгнившем и пронизанном ядовитой плесенью торте… Дамы и господа — Святые девяностые! Как много в этих звуках для сердца DARKER’а слилось (да простит нас Александр Сергеевич Пушкин).

В 1988 году четверка совсем молодых товарищей из Норвегии собрала группу Darkthrone и выпустила свой первый релиз Land of Frost. Вскоре, найдя себе место под крылом лейбла Peaceville Records, они выпустили первый LP Soulside Journey. А через год Darkthrone явили миру три альбома, которые будут названы «Нечестивой троицей».

Блэк-метал остается одним из самых популярных экстремальных стилей музыки в андеграунде, порождая на свет тонны однотипных релизов и сотни или даже десятки действительно интересных работ. Исходя из опыта, если немного упростить, то ценителей BM (сокращение от black metal) можно поделить на две категории: вечно недовольные снобы, которые молятся на первопроходцев стиля, и просто любители сварт-метала, которые почти в каждом релизе находят для себя что-то приятное или интересное. Сегодня обратим свое внимание на конкретный подстиль в конкретной локации: российский атмосферный блэк-метал.

Восьмидесятые — сумасшедшее время революций! Пожалуй, стоит условно разделить это ярчайшее десятилетие на две половины. В первой почти безраздельно правят хэви-метал и глэм-метал (еще с конца семидесятых), но в подземных чертогах уже зарождается новое поколение бунтарей, явивших себя миру как раз во второй половине восьмидесятых.

Все мы знаем, что такое музыка, но глубина ее влияния на нас, история появления и истинное значение остаются загадкой даже для современных учёных. Появление музыки в жизни людей, скорее всего, носило исключительно ритуальный, культовый контекст, и лишь с развитием человечества она стала культурным явлением и массовым развлечением для большинства людей, проделав путь от «двух притопов, трех прихлопов» вокруг костра до классической музыки и хитроумных джазовых импровизаций. Но наша история не о музыке в целом, а о ее Темной половине! Как и откуда она появилась, и кто встал под ее знамена одними из первых? Вот об этом мы вам и расскажем…

Струн этого музыкального инструмента касается самых необычный музыкант, а звуки, которые из него извлекают, настолько причудливы, что кажутся голосами иных миров. Ему посвящали стихи и баллады, упоминали в романах и даже сравнивали с устройством живых существ, сквозь тела которых дуновением ветра протекает оживляющая энергия души. В завораживающих звуках инструмента слышится шелест ветра в скалах, плач и стенания призраков и торжествующая песня стихийных духов. Это самая древняя музыка, разносившаяся над землёй, когда мир ещё был совсем юным. Эолова арфа – удивительный музыкальный инструмент, не требующий участия музыканта из плоти и крови и звучащий так, словно его создали древние расы или инопланетные народы.

Музыка — одна из форм искусства, с помощью которой человек отражает свои чувства, мысли, жизненный опыт. Можно ли ограничить творчество и запретить индивиду использовать определенные паттерны? Формально да. Но внутренний запрет поставить не может никто, кроме самого автора, выстроив систему личных табу. Несмотря на это, огромное число творцов с головой уходят в процесс создания, чтобы выразить себя и обойти эти самые табу, сжечь своих духовных идолов и стражей личного королевства морали.

Австралийский дуэт, состоящий из певицы SKYND (от англ. «Skinned») и мультиинструменталиста и по совместительству продюсера Father вдохновляется реальными преступлениями, совершёнными самыми отъявленными негодяями, маньяками и психопатами. Это не просто мрачная электронная музыка, это путешествие по тёмным закоулкам человеческих душ.

Музыка как психотерапия, классический дэт, меланхолия прогрессива, религиозные местерии и цифровизация творчества, подобная работе нейросетей. Что здесь общего? А то, что это хорошо. Постоянный автор DARKER Дмитрий Маслов называет свой топ лучших музыкальных альбомов 2023 года.

Практически каждый успешный исполнитель дарк-эмбиента хоть раз обращался к космической и футуристической тематике, а некоторые даже создают целые проекты, посвященные музыке антиутопий будущего и холодной межзвездной бездны. Не стал исключением и Саймон Хит, основатель крупного эмбиент-лейбла Cryo Chamber.

9 января справил свой шестидесятилетний юбилей гуру, корифей и вообще пионер жанра дарк-эмбиент Брайан Уильямс (Brian Williams). «А кто это?» – возможно, спросите вы. О, у него много имен – Arecibo, Isolrubin BK, Terror Against Terror, но самое главное – Lustmord.

Единение с природой: с лесом вокруг, скалистыми горами, которые почти закрывают небо, и… с собой. Каскадиан — это уединение; уход и спокойствие в контексте пребывания в гармонии с собственной сутью, а не борьба.

Катарина Воронцова рассказывает об аудиоспектакле «Ничего не будет», в котором сама же принимала участие. Международный проект «БЕСПРОСВЕТИЕ» ломает четвертую стену, чтобы помочь слушателям лучше понять природу и внутренний механизм шизофрении.

Через призму блэк-метала каждый выражает то, что беспокоит его лично: религия, война, природа, любовь. Но доминирует в нем по-прежнему мрачная сторона бытия, а оккультизм — способ его познания. Используя принцип микро- и макрокосма с их разномасштабностью, некоторые группы стали творить музыку, которая ощущается как нечто большее, чем просто порыв эмоций. Дмитрий Маслов представил первую часть своего исследования, посвященного оккультной ипостаси блэк-метала.

Еще на заре существования лейбла Cryo Chamber несколько исполнителей положили начало концептуальному проекту под неформальным названием «Tomb Series». Его задумка — серия альбомов-антологий, в которых несколько соавторов-исполнителей раскрывают различные мистические темы. Более подробно об этом цикле — в новой статье Константина Волкичевского.

В 2023 году арт-рок-группе «Сурганова и Оркестр» исполнилось двадцать лет. Биография каждого творца неотделима от его произведений, ведь человека часто вдохновляет то, что его окружает. В своей статье Андрей Волков обратился к ранней биографии Светланы Сургановой и тому историческому контексту, в котором ей довелось начинать свой творческий путь.

В современной музыке тема грусти и тоски исследована с совершенно разных ракурсов. Музыкальная индустрия раскрывает перед нами огромнейший пласт жанров и стилей, каждый из которых может до бесконечности делиться на поджанры и подстили. Мотивы созерцательной грусти можно найти и в поп-музыке, и в классической, и в городских романсах, и даже в фольклорных жанрах. В данной статье Баязид Рзаев разбирался в тонкостях конкретного жанра — сэдкора.

Имидж группы Rammstein всегда вызывал крайне неоднозначные реакции — в основном из-за склонности ее участников к эпатажу и откровенной провокационности. Выражается это не только в умопомрачительных файер-шоу, ставших поистине легендарными, сценических образах музыкантов и зрелищных видеоклипах, но также в лирике, автором которой выступает бессменный фронтмен группы Тилль Линдеманн. Глеб Богомолов подверг скрупулезному анализу текстовую составляющую знаменитых немцев.

Редко встречаются продуктивные и умелые исполнители, которым удается создавать качественную музыку в самых разных жанрах. Том Мур — один из них. Практически любой слушатель найдет в его творчестве что-нибудь по душе, будь то психоделичная и безмятежная электроника Indigolab, авангардный пост-рок Understated Theory или же бесчисленные миры дарк-эмбиента Dead Melodies. О многогранном творчестве британского композитора рассказывает Константин Волкичевский.

Сублимация отрицательных эмоций в творчество — один из древнейших и наиболее эффективных защитных механизмов человеческой психики. Немудрено, что многие авторы, работающие в мрачных жанрах и как никто другой чувствующие темные оттенки мира, выражают в своем искусстве собственные тяжелые переживания. О творчестве дарк-эмбиент-проекта Flowers for Bodysnatchers, его концепции и недуге его основателя поведал Константин Волкичевский.