Завещание доктора Мабузе / Das Testament des Dr. Mabuse
Германия, 1933
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Фриц Ланг
Сценарий: Теа фон Харбоу
В ролях: Рудольф Кляйн-Рогге, Томи Бурдель, Густав Диссль, Рудольф Шюндлер, Джим Жеральд, Оскар Хёкер
Похожие фильмы:
- «Дракула» (1931)
- «М убийца» (1931)
- «Месть доктора Мабузе» (1972)
«Завещание доктора Мабузе» – фильм, в котором сошлись сразу три легенды: персонаж доктор Мабузе, режиссер Фриц Ланг и сложная судьба самого фильма, который запрещали, переделывали, восстанавливали.
Вообще, подобная изменчивость судьбы фильма и его открытость разным интерпретациям выглядит даже символично для картины, преступником в которой оказывается «не тот слон».
Даже жанр фильма определить не так-то просто: по сути, перед нами приключенческий фильм о гениальном преступнике, а сам Мабузе – чисто «палповый» герой в духе Фантомаса или Фу Манчу. Но, тем не менее, особенности подачи материала, съемки, да и сами сюжетные ходы позволяют его отнести и к хоррору тоже. Собственно, некоторые последующие фильмы об этом персонаже были уже чистым хоррором, как, например, версия неутомимого и культового Хесуса Франко 1972 года.
В самом фильме Ланга, как ни крути, но психиатр, в больнице которого содержится опасный преступник, владеющий (кажется) мистическими силами – это заставляет вспомнить доктора Стюарта и маньяка Рейнфилда. Есть ощущение, что сцены с Томом Уэйтсом в «Дракуле» Копполы – дальнее эхо кадров «Завещания доктора Мабузе».
Или возьмите вступительную сцену: кто-то где-то прячется, явно испытывая едва ли не животный ужас, появляются его противники – и, опять-таки, мы не знаем, кто они, чего хотят. Не знаем, по большому счету, даже кто злодей, а кто герой в этой сцене. Но особенности ее съемки, напряжение, которое нагнетает режиссер, и давящее звуковое сопровождение таково, что, кажется, никто и не удивился бы, вломись в кадр Кожаное Лицо со всей своей семейкой. По большому счету, вступительная сцена фильма – сама по себе отличная хоррор-миниатюра. А ее сопровождение можно запросто издавать на альбоме какой-нибудь индустриальной группы, и мало кто заподозрит подвох.
При желании можно «засчитать» как элементы хоррора и появления призрака доктора Мабузе, но здесь не все так однозначно: фильм позволяет воспринимать эти сцены как чисто символические, а «призрака» – как отражение души самого персонажа. С другой стороны, даже если злодей действует под влиянием воображаемого призрака, а не реального, это еще не основание отказывать ленте в статусе «хоррора».
С позиции современного зрителя фильм интересен еще и тем, что эта картина 1933 года предвосхитила многие едва ли не артхаусные приемы, которые будут эксплуатировать десятилетия спустя модные авторы типа Дэвида Линча («Твин Пикс»). Вспомним, что звуковое кино, по большому счету, только начинает свой путь, всего пару лет назад снят первый звуковой хоррор, «Дракула» с Лугоши. А в фильме Ланга, где эстетика и приемы немого кино еще хорошо ощутимы, звук, тем не менее, используется весьма нетривиально. Режиссер сознательно выстраивает целую систему «ненадежных диалогов»: к примеру, разговор, возникающий на стыке двух сцен и поначалу понимаемый зрителем неверно. Да и само вышеупомянутое давящее звуковое сопровождение во вступительной сцене – схожим образом использовался звук в пресловутой «Необратимости» Ноэ. Причем, если убрать из нее этот звук, большая часть воздействия улетучиться, а с Лангом этот фокус не пройдет.
Что касается легендарной судьбы самого фильма, незадолго до премьеры он был запрещен в Германии, «Завещание доктора Мабузе» было показано на родине почти два десятка лет спустя и в порезанном виде. Правда, франкоязычная версия, снимавшаяся Лангом параллельно с немецкой, в Европе-таки была доступна и в перемонтированном и переозвученном виде демонстрировалась даже в США, но это был уже не совсем тот же фильм. Как бы то ни было, решение о запрете принимал лично Геббельс, которому не понравилось, что фильм можно интерпретировать, как критику нацистского режима. Как рассказывал сам Ланг, Геббельс вызвал его на встречу и, несмотря на запрет «Мабузе», предложил стать официальным кинорежиссером нацистов. Ланг, по его словам, спросил: «А ничего, что я отчасти еврей?». На что Геббельс отозвался: «Мы решаем, кто здесь еврей». После чего, вежливо распрощавшись, Ланг в ту же ночь бежал из Германии, бросив все имущество и деньги. Проверить, состоялся ли этот диалог, по понятным причинам, невозможно, но история про бегство – легенда: Ланг покинул Германию значительно позднее.
Ну и напоследок забавный факт: культовый и неоднократно цитированный шедевр Ланга тоже содержит скрытую отсылку к другому произведению и довольно забавную. Итак, (сейчас будет СПОЙЛЕР) наш злодей вещает из-за ширмы, а его фамилия… Баум. Никого не напоминает? Все верно «Удивительный волшебник из страны Оз», автором которой был Лаймен Фрэнк Баум. Прямых доказательств этой версии, кажется, нет, но многие считают, что это сознательная шуточка Ланга.
Комментариев: 0 RSS