DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Мы — властелины Багровых Рек

Багровые реки / Les Riviers Pourpres

Франция, 2000

Жанр: триллер

Режиссер: Матьё Кассовиц

Сценарий: Матьё Кассовиц, Жан-Кристоф Гранже

В ролях: Жан Рено, Венсан Кассель, Надя Фарес

Похожие фильмы:

  • «Семь» (1995)
  • «Девушка с татуировкой дракона» (2011)

Российские книгоиздатели обожают именовать Жана-Кристофа Гранже французским Стивеном Кингом, что к реальности не имеет никакого отношения. Любимая тема Короля – столкновение (условно) нормального человека с чем-то сверхъестественным. А вот у Гранже ни одного персонажа нельзя назвать нормальным даже условно: на страницах его книг откровенно отмороженные антигерои (в основном, продажные, пьющие и наркоманящие полицейские) идут по следу еще более отмороженных злодеев. Причем, несмотря на весь мрак и ужас, царящий в этих романах, сверхъестественного там минимум: аллюзии на демонов, тайные общества, черную магию и прочее мракобесие служат украшательством сюжета, а не его центром. За исключением условной дилогии из «Присягнувших тьме» и «Мизерере», пожалуй — вот уж где потусторонняя хтоническая дичь прет с каждой страницы. Но сегодня не о них.

«Багровые реки», вышедшие в 1998 году, — это второй роман Гранже, который и сделал его на несколько десятков лет писателем триллеров №1 во Франции. Успех истории про высланного из Парижа за излишнюю жестокость комиссара Пьера Ньеманса, вынужденного ловить изобретательного маньяка в мрачном альпийском университетском городке, был огромен настолько, что экранизация не заставила себя ждать. На нее выделили рекордные для тогдашнего французского кинематографа 14 миллионов долларов (которые картина умудрилась отбить четырехкратно) и, что главное, не пустили к рулю Люка Бессона. Превратившийся к началу нулевых во французскую версию Сарика Андреасяна великий режиссер приложил руку к сиквелу, «Багровые реки 2: Ангелы Апокалипсиса» – и чем меньше будет сказано об этом провале, тем лучше!

Итак, парижский комиссар Пьер Ньеманс (именно так звучит его фамилия в фильме, однако книжные переводчики упорно называют его Ньеманом) прибывает в университетский город Гернон, где местные жандармы столкнулись с чем-то необъяснимым: в горах, на высоте нескольких десятков метров, найден труп в позе зародыша. Опытный сыщик начинает расследование, быстро понимая, что все следы ведут в местный элитарный университет, а убийца действует по четкому плану и не остановится, пока не доведет его до конца.

Одновременно с этим, молодой и крутой лейтенант Макс Керкерьян из соседнего городка Сарзак сталкивается со странными совпадениями: кто-то надругался над могилой маленькой девочки на местном кладбище и вломился в школьный архив. И догадайтесь, какие документы пропали? Конечно же, связанные с той самой девочкой. Расследование Керкерьяна отправит его в логово местных скинхедов и удаленный женский монастырь, где слепая монашка утверждает, что ее дочь убили демоны. И в какой-то момент, естественно, две сюжетные линии должны сойтись воедино.

Сразу же нужно сказать, что фильм следует сюжету книги, при этом сильно меняя акценты в повествовании и, особенно, персонажей. Книжный Ньеманс – крайне жестокий и неприятный тип, которого с трудом терпит даже собственное начальство, и в Гернон он приезжает по одной простой причине: во время задержания он до полусмерти избивает подозреваемого, засветившись при этом в СМИ, так что начальство просто высылает его из Парижа, подальше от журналистов. Ньеманс киношный в исполнении Жана Рено по сравнению с ним – просто плюшевый мишка! Он знаменитый детектив, на хорошем счету, читает лекции в полицейских академиях, ироничный обаяшка, а его методы хоть и несколько неортодоксальны, и близко не стояли с той жестью, на которую способен Ньеманс из романа. То же самое касается и Макса Керкерьяна – часть жестокости книжного Ньеманса передалась этому персонажу, что несколько странно, ибо в оригинале он был дредастым арабом Абдуфом, законопослушность которого резко контрастировала с внешним видом.

Влияют ли такие отличия между персонажами на фильм? Практически нет, и как раз из-за смещения акцентов. Роман Гранже – максимально мрачный и жестокий полицейский триллер. Фильм Кассовица – столь же максимально стильный триллер киношный. Автора книги интересовал внутренний мир героев и природа жестокости (полицейской, психопатологической, идеологической). Режиссера – исключительно желание создать как можно более зрелищный и увлекательный кинематографический детектив. И Кассовица можно было бы за это поругать, если бы не одно «но»: он эффектно и эффективно справился с поставленной задачей.

Своим успехом он во многом обязан оператору Тьери Арбогасту, постоянному соавтору все того же Люка Бессона. Здесь хочется вспомнить две версии «Девушки с татуировкой дракона»: оригинальную скандинавскую и американскую. Первая – вполне крепкий детектив, увлекательный и неплохо снятый, но, что называется, «на троечку». А за вторую взялся Финчер, и его гениальная режиссура подняла исходный материал на новый качественный уровень. Вот и из «Багровых рек» мог получится просто качественный, но проходной детектив, из тех, что французский кинематограф снимал годами. Кассовиц и Арбогаст же сделали все, чтобы их творение стало запоминающимся и оригинальным.

Операторская работа здесь — это нечто. От захватывающих дух панорам гор и ледников до увлекательных погонь и жутких кадров с жертвами маньяка – «Багровые реки» предстают просто вызывающе стильным и эстетичным триллером. Причем для более спокойных и менее динамичных сцен это тоже справедливо – режиссер и оператор делают ставку именно на визуальное повествование, усиливая актерскую игру дополнительными штрихами. Взгляните не сцену, где Макс Керкерьян в исполнении Венсана Касселя заканчивает осмотр школы и уже собирается уходить. Вот он двигается к выходу, вот он останавливается – и камера начинает плавно кружить вокруг героя, что, вкупе со сменяющими друг друга эмоциями на лице лейтенанта, визуализирует вращающиеся в его голове шестеренки: «Стоп-стоп-стоп... А если?.. Да не, фигня... Хотя... Дай-ка попробую, чего я теряю?». И все это – за несколько секунд. Это вовлекает зрителя: даже понимая, куда движется сюжет, даже предугадывая его повороты, даже представляя, что ждет нас в следующую минуту, мы все равно приникаем к экрану, чувствуя сопричастность с происходящим. А уж сцена, где загадочный убийца в капюшоне поднимает «Беретту» Ньеманса и... Ух, до сих пор мурашки по спине!

Но не только операторской работой силен фильм. Кассовиц здорово покромсал роман, превращая его в сценарий для того, чтобы добиться максимально стремительного повествования. Темп — бешеный словно бурный поток горной реки, который тянет нас от одного события к другому. Линии Ньеманса и Керкерьяна удачно «склеены», почти каждая сцена заканчивается «клиффхенгером» на манер финала сериального эпизода, обрываясь на самом интересном и переключая фокус на другого персонажа, после чего фокус проворачивается вновь. Зритель не успевает задуматься, чтобы наковырять сюжетные дыры (а они там есть). Вот монашка шепчет: «Мою девочку забрали демоны той ночью», вот патологоанатом говорит: «В глазах жертвы следы кислотного дождя, но их не было здесь уже десятки лет». Нацисты, евгенические программы, разговоры о загадочных болезнях жителей гор — все это агрессивно завладевает нашим вниманием. Ну и чего уж греха таить, атмосфера получилась что надо! Она мрачная и гнетущая, маньяк изобретателен, а трупы отвратительны. Смотреть, как ни странно, одно удовольствие!

Третий ингредиент – актеры. Как уже говорилось выше, и Жан Рено, и Венсан Кассель довольно далеки от своих книжных прообразов. И это только работает в плюс. При этом оба вовсе не показывают чудеса актерской игры, достойные «Оскара» – нет, не сказать даже, что они похожи на настоящих людей. Это два довольно клишированных персонажа, которые, тем не менее, обладают необходимым набором «тараканов» и характерных черточек, чтобы за ними было интересно следить, а оживляют эту ходульность два чрезвычайно обаятельных актера. Получившиеся сыщики умны, остроумны... и просто офигительно круты! А чего еще надо для счастья? То же самое касается всех второстепенных персонажей: слепая монашка загадочная и нагоняет ужаса, злодеи неприятны, жандармы карикатурны. Образы стандартные, но идеально работают в контексте фильма.

Есть ли у «Багровых рек» минусы? Да, конечно. Их, по сути, два. Во-первых, в погоне за зрелищностью и Кассовиц, и Арбогаст временами все-таки перебарщивают, и особенно это очевидно в сцене со скинхедами. Смотрит зритель мрачный детектив про маньяка – и внезапно, ровно посреди фильма, его ждет невесть откуда взявшаяся сцена драки, стилизованная под аркадные файтинги, где полицейский и нацики начинают вдруг показывать чудеса кунг-фу под возгласы «Round 1 – Fight» и «KO». Поставлено все неплохо, но уж больно неуместно. Благо, остальные излишне художественные экзерсисы настолько повествование не ломают.

Во-вторых, как, опять же, говорилось выше, Кассовиц покромсал оригинальный роман в угоду динамике, но неможечко переборщил с результатами. Итоговая разгадка интриги у Гранже была довольно сложна, но оба сыщика к финалу добывали достаточно улик, чтобы в голове у читателя сложилась логичная картина, а все ниточки в результате сходились, не оставляя лишних вопросов. В фильме большинство элементов истории сохранено, и их достаточно, чтобы понять мотивы персонажей, но поданы они все в том же максимально быстром темпе. В результате зритель понимает, «что» происходит, не совсем понимает, «почему», и остается с большим количеством вопросов, начинающихся с «как». Не помогает и то, что в последние 15 минут «Багровые реки» вообще сбиваются на полную скороговорку, чтобы как можно быстрее привести зрителя к необходимому хэппи-энду. Который, откровенно говоря, тут шит белыми нитками, учитывая, что в финале романа в живых оставался лишь один из центральных персонажей.

Тем не менее, «Багровые реки» — это выдающийся пример европейского кинотриллера, страдающий, разве что, от преобладания стиля над содержанием. На одну ступеньку с фильмом «Семь», например, ему не дает встать практически полное отсутствие подтекста и идейного наполнения. Звучит довольно жестко, но... Блин, кого это волнует? Обаятельные Жан Рено и Венсан Кассель ловят безумного маньяка на фоне французских Альп – раз! Фильм потрясающие снят, он просто обалденно, безумно стилен – два! Любые вопросы к его содержанию появляются только после финала, потому что до этого зритель слишком увлечен головокружительным расследованием – три! «Багровые реки» однозначно заслуживают место в десятке самых лучших и увлекательных мейнстримных детективных триллеров за прошедшие двадцать с лишним лет. Если вы по какой-то причине еще не видели фильм и задаетесь вопросом: «А стоит ли смотреть?», ответ: да, однозначно стоит! Если уже видели – то наверняка пересмотрели не раз и не два, а эта статья станет просто поводом смахнуть пыль с «Багровых рек» еще раз.

P.S. А вот за что фильму сказать «спасибо» не получится – так это за порожденную волну евротриллеров по мотивам романов Гранже, ибо их было много. «Багровые реки 2», «Империя волков», «Братство камня», «Мизерере» – все они пытались имитировать неповторимый фильм Кассовица и все бездарно на этом поприще облажались. Так что, если «Багровые реки» разбудят в вас аппетит к подобному жанру – увы, утолить его практически нечем. Хотя… В «Империи волков» тоже есть Жан Рено, и жжот он там настолько не по-детски и таким напалмом... Но это, как говорится, совсем другая история.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)