DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Наследие гения

Бархатная бензопила / Velvet Buzzsaw

США, 2019

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Дэн Гилрой

Сценарий: Дэн Гилрой

В ролях: Джейк Джилленхол, Рене Руссо, Тони Коллетт, Джон Малкович

Похожие фильмы:

Если мир искусства таков, каким его рисует Дэн Гилрой, то плакали ваши высокие чувства. Ценители прекрасного – это такие же циники, как и прожженные продажники, оценивающие живописные полотна и арт-инсталляции в долларовом эквиваленте. Их проводники к денежным шедеврам – художественные критики, который, в свою очередь, генерируют спрос за жирные гонорары от спонсоров. Все хотят денег, но массовая погоня за длинным долларом может обернуться горой трупов, а убийцей станет оскорбленная Муза.

Озорник Дэн Гилрой уже погружал нас в рабочие будни фотографов-стервятников в блестящем «Стрингере». И вот он вновь вернулся к иронично-жесткой стилистике специфической производственной кухни. Крови в арт-бизнесе не меньше, чем в криминальной хронике, просто она зашторена гламуром. И даже если бы в «Бархатной бензопиле» не было мистических кошмаров, это все равно было бы страшное кино. Ведь в конце концов какая разница, кто укокошил напыщенного журналиста или пронырливого консультанта в глянцевой среде? Хоть маньяк, хоть злобный дух – главное, что из-за жадности и подлости. А смерть, она всегда одинакового ужасна…

Поначалу мы созерцаем черноюморную эстетическую драму, в которой лощеные фрики улыбаются друг другу, держа кинжалы за пазухой. Внезапная кончина загадочного художника для них не трагедия, а шанс поживиться. Найденные полотна покойного ноунейма обладают мощной притягательностью. И если дозированно представлять и продавать их богатенькой публике, можно долгие годы купаться в золоте. Но чертов гений определенно проклял свои творения, так как корыстолюбцы начинают дико погибать один за другим.

По большому счету, жанр хоррора в его классическом понимании Гилрою не близок. До первого убийства пройдет добрая половина фильма, в которой режиссер от души глумится над миром «живописной» коммерции во всех его проявлениях. Забавно-противные персонажи увлекательно подбешивают, их змеюшник колоритен и просто просит кары небесной. И, в соответствии с законами шоу-бизнеса, герои будут умирать гротескно и пафосно. Фактически, ужасы здесь – это форма стеба, стилистически напоминающая франшизу «Пункт назначения». Эстетическая смерть в адских муках – насмешка дьявола, забирающего к себе высокопарных пустышек, которые сами не знали, для чего жили и почему скончались. Человек – тлен, а Искусство вечно, и лишь Избранные смогу его постичь, прежде чем отправятся на небеса. Но «Бархатная бензопила» явно не про таких…

Рекомендовать ленту можно любителям ядреного симбиоза прекрасного и ужасного, а-ля «Неоновый демон» или «Суспирия» под густым ироничным соусом. Отдельная жемчужина постановки – великолепный Джейк Джилленхол, у которого почти каждая роль – шедевр. Его жеманно-нервозный критический искусствовед Морф Вандевальт – реактивный двигатель истории и главная звезда проекта, при всем уважении к именитым Джону Малковичу, Тони Коллетт и Рене Руссо. Поклонникам Джейка, без сомнения, стоит обратить внимание на «Бензопилу», которая если и не понравится в целом, то точно порадует экстравагантным образом Джилленхола. Пусть в его карьере это не первый бисексуал и человек искусства, но сыгран он уникально, в полном отрыве от предыдущих образов актера.

При всей смешливости и кровавости, у творения Гилроя есть созидательный посыл. Фильм призывает с уважением относиться к творческим трудам и быть выше их меркантильного восприятия. Причем Гилрой был бы слабым режиссером, если бы подавал сию мысль в лоб и с убийственной серьезностью. А так, через иронию и вычурную жесть, идея работает гораздо лучше. При условии, что конкретный зритель готов проникнуться наполнением картины, а не просто повеселиться.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)