DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Нечеловек разумный

Атомный пес / Atomic dog

США, 1997

Жанр: ужасы, фантастика, триллер, драма

Режиссер: Брайан Тренчард-Смит

Сценарий: Мигель Техада-Флорес

В ролях: Изабелла Хофманн, Мика Гарднер, Дэниел Хью Келли, Синди Пикетт, Кэти Стюарт

Похожие фильмы:

  • «Куджо» (1983)
  • «Лучший друг человека» (1993)

В любом жанре есть некоторые наборы условных «инструментов», которыми творцы пользуются, чтобы добиться желаемого эффекта. И хоррор в этом отношении отнюдь не исключение. Конечно же, пользоваться характерными приемами нужно осмотрительно, чтобы не забить свое произведение под завязку клише и банальностями. С другой же стороны, полностью их избегать тоже не стоит, ведь тогда можно нечаянно задействовать «инструменты», предназначенные для работ совсем в другом жанре… Творение все равно может выйти хорошим и интересным, только вот оно пролетит мимо заявленной цели. Что, как уже наверняка догадались читатели, и произошло с «Атомным псом».

Да, не дайте постеру и слогану ввести себя в заблуждение! От ужасов в «Атомном псе» есть, разве что, завязка сюжета. Она, кстати, довольно нетривиальна. На некоем заводе, занимающемся различными опасными делами, связанными с ядерной промышленностью, охранник заводит щенка. И добрая душа, презрев все возможные пункты по технике безопасности, притаскивает зверя на работу. Но в тот же день, как на зло, на заводе случается авария. Всех людей срочно эвакуируют, а щенок, испугавшись громкой сирены, прячется от своего хозяина и в результате так и остается жить в подвале предприятия, законсервированного на долгие годы.

Провести несколько лет среди «фонящего» оборудования и вырасти здоровым у щенка, само собой, шансов нет. И на этом этапе зрителей, ожидающих увидеть «мясной» ужастик о собаке-мутанте, ждет разочарование. Мутировать-то собачка мутирует, но совершенно не в ожидаемую сторону: ни дополнительных конечностей, ни нескольких голов, ни второго ряда зубов или третьего глаза у животного не появляется. Вместо эффектных атрибутов мутанта-убийцы он приобретает кое-что получше: недюжинную силу, невероятную выносливость и, самое главное, интеллект, сравнимый с человеческим. Вооружившись всем этим, уставший от одиночества атомный пес отправляется в мир людей, чтобы найти свою собачью семью…

Казалось бы, дальше все будет предельно просто и предсказуемо: не за горами первое убийство, потом и второе, третье и, вишенкой на торте, финальная бойня с участием множества людей, воплями ужаса и реками крови… Но собака-мутант в данном случае – это не одержимый жаждой крови монстр, а один из ключевых персонажей, которым движет собственная неплохо прописанная мотивация. И в этом-то, главным образом, кроется причина того, почему фильм «Атомный пес» никак нельзя назвать хоррором. В темном кинематографе, как уже говорилось в начале, есть определенные требования, которым должны соответствовать как антагонисты, так и протагонисты. И это не некие «стандарты жанра», сформулированные высоколобыми теоретиками и ими же объявленные обязательными! Требования предъявляет сама специфика снимаемого контента. Создатели же «Атомного пса» табу нарушили, причем не один раз.

Во-первых, предполагаемый злодей вышел куда колоритнее тех, кому полагается сочувствовать, то бишь, семьи, которую пес терроризирует. Возможно, конечно, что это лишь игра восприятия, искаженного просмотром множества хорроров, но стандартные для жанра отец, мать, сын-раздолбай и дочь со сложным характером сопереживания почти не вызывают. В отличие от пса, который сумел выжить в полном одиночестве на пропитанном радиацией заводе.

Во-вторых, зрителю заблаговременно и явно демонстрируют систему ценностей, которую выстроило для себя животное. Пес убивает, запугивает и калечит… но, черт возьми, он делает это не ради удовольствия! У зверя есть веская (на его собачий взгляд) причина для совершения каждого поступка. И если бы персонажи-люди нашли в себе силы на минуточку перестать носиться за животным с ружьями наперевес, они бы наверняка смогли понять, что происходит, и все разрешилось бы малой кровью. Но делать так, конечно, никто не станет.

Что же получилось на выходе? «Атомного пса» можно назвать фантастической драмой с изрядной долей притчевости. Или фильмом о восприятия мира. Или об отсутствии понимания, о человеческой жестокости, о человеческой безответственности и глупости, о страшных последствиях необдуманных поступков, о том, что люди не единоличные хозяева планеты и всего живущего на ней… Хорошим, глубоким, имеющим правильный посыл фильмом. Ни капельки, правда, не страшным.

При беглом прочтении всего вышесказанного может показаться, что рецензия вышла негативной. На самом же деле, это не так. «Атомного пса», пусть он и «обманывает» зрителя, лишь притворяясь фильмом ужасов, посмотреть стоит. В частности, его можно смело рекомендовать всем, кто ищет в темном кинематографе нечто большее, чем возможность полюбоваться на кроваво-кишечную массу. Умный и неоднозначный фильм, пусть и неверно позиционируемый его создателями, он все равно не оставит равнодушным никого из киноманов. Или, по крайней мере, тех из них, кто готов сопереживать борющемуся за свое счастье псу-мутанту.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)