DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Нечисть тоже любит сладкое

В странах, живущих по григорианскому календарю, уже отгремели новогодние салюты, все салаты подъели, хлопушки похлопали, а подарки вручили. Доброму Дедушке Морозу, Санта-Клаусу, Пэр-Ноэлю и Йоулупукки пора на заслуженных отдых до следующего новогоднего «чеса». Они смело могут отправлять в отпуск и своих оленей, эльфов, гномов и прочих собратьев-помощников. Казалось бы, никого не забыли…

А вот и нет.

Преддверье Нового года — рабочая пора для еще одного интересного персонажа.

По законам противодействия, все в нашем мире должно быть уравновешено, и у бородатого дедушки, раздающего подарки, должен быть свой антипод.

У него много имен: Клаубаф, рогатый Николай, Дикий Клаус, Клаус-Яген. Но большинству он известен как Крампус, и у него есть своя особенная, темная история. Первые упоминания о нем относятся к альпийскому фольклору и в разных источниках датируются в промежутке от XI до XV века. Сказания об этом персонаже были распространены на территории современной Австрии, Германии, Чехии, Венгрии, Хорватии, Словении, и Италии.

Имя «Крампус» (Krampus) происходит от старого немецкого слова «krampen», которое в переводе означает «коготь». Неизменно он предстает в демоническом образе: покрытый темной шерстью, с обезображенной головой, козлиными рогами и раздвоенными копытами, а из жуткой пасти торчит длиннющий заостренный язык. Подобный образ связан с отождествлением Крампуса с темными силами зла, бесами и самим дьяволом.

Его атрибутами, помимо Святого Николая, служат ржавые цепи, которыми он громыхает, издавая жуткие лязгающие звуки. Они символизируют «оковы дьявола» по христианским традициям. Иногда на них навешаны колокольчики разных форм и размеров — возможно, для масштабности издаваемых звуков, а может — дух празднества Крампусу не чужд. Никогда не расстается он и с еще двумя важными вещами — огромным мешком и розгами.

Розги нужны, чтобы хорошенько наказать непослушных детишек, а мешок — чтобы утащить особо провинившихся в уходящем году малышей к себе в логово и устроить знатный праздничный ужин. По некоторым поверьям, он забирал детей в свой замок и сбрасывал с высокой башни в море. Иногда розги заменяют хлыстом, а мешок — огромной лоханью. Подобные вариации зависят от местоположения.

В Западной Германии он путешествует в санях и держит в руках ружье, а в Штирии (на юго-востоке Австрии) оставляет на целый год в домах розги, окрашенные в золотистый цвет, напоминая юным хулиганам, что за проступки их ждет наказание. По одной из версий, он оставляет их, передавая тем самым право наказывать детей родителям. В некоторых поверьях образ Крампуса перекликается, а иногда и смешивается с другим мифическим персонажем — ведьмой Перхтен (в Италии — Бефана, у нас — Баба-Яга) — женским духом, следящим за соблюдением запретов и обычаев во время зимнего солнцестояния. В своем деле она также знала толк: трудолюбивым от ведьмы доставались серебряные монетки в награду, а ленивым она могла вскрыть животы и набить их соломой и камнями. В становлении ее истории также прослеживаются христианские мотивы. Первоначально ей отводилась роль доброй покровительницы, но позднее функции изменились, и ее уделом остались лишь наказания. Тогда к ее образу добавилась огромная «гусиная» нога, и ей частенько стали приписывать похищение «незащищенных» душ некрещеных детей.

В финских преданиях рождественский дедушка Йоулупукки представал как получеловек-полукозел. Само его имя в дословном переводе с финского означает «рождественский козел». Свой нынешний образ доброго деда с бородой он приобрел не так давно. Еще каких-то пару веков назад его изображали в звериной шкуре и частенько — с рогами.

Подобный «козлиный» культ прослеживался у славян на Коляду, у скандинавов на Йоль и у римлян на Сатурналии. Многие столетия люди рядились в шкуры, дабы предстать в дни зимнего солнцестояния перед призраками зимы в обличие их худших «карающих» представителей, обладающих бесовскими чертами, и прогнать их.

В преданиях разных стран Крампус в основном используется для устрашения младшего поколения, но есть и упоминания, что этот злодей был падок на нечестивых и легких на поведение дам.

Что он с ним делал, затаскивая в свою пещеру, при таком джентельменском наборе — рога, цепи, розги и злобный нрав — остается только догадываться.

Образ Крампуса оказался настолько ярким и впечатляющим, что против него не устоял и кинематограф.

Жадный до человечинки и жестокости, он появился в сериале «Гримм» (Grimm, 3 сезон, 8 серия), «Зов крови» (Lost Girl, 4 сезон, 8 серия), а совсем недавно на широкие экраны вышли один за другим фильмы «Рождественские страшилки» (A Christmas Horror Story, 2015), «Крампус: Расплата» (Krampus: The Reckoning, 2015) и одноименный «Крампус» (Krampus, 2015).

Встречался Крампус и в видеоиграх: «Fantasy Forest Story» и «Monster Legends».

По преданиям, он входит в свиту Святого Николая как своего рода «слуга», что в купе с его «демонической» внешностью встает вразрез с церковными устоями. Долгое время церковь запрещала празднования с участием ряженых, облаченных в рогатых существ и любое изображение Крампуса. После гражданской войны 1934 года австрийское правительство наложило запрет на традиционные гулянья, но к концу века старинные обряды вернули свое влияние и рогатый злодей вновь стал пугать маленьких детей, хоть и дискуссии на эту тему продолжались еще долгое время.

Несмотря на пугающую наружность, во многих странах образ Крампуса со временем претерпел изменения и стал более комичным, нежели устрашающим. Его стали изображать на почтовых марках, а затем появились и целые серии винтажных рождественских и новогодних открыток, которые ничего, кроме улыбки, не вызывают.

Но в городках Австрии, Италии и Германии по-прежнему отдают дань уважения этому темному порождению празднества. В первую неделю декабря, а особенно в ночь с 5 (День Крампуса — Крампуснахт) на 6 декабря (День Святого Николая) жители, преимущественно мужчины, облачаются в наряд Крампуса и бродят по улицам города, пугая детей грохотом цепей и колокольчиков. Но это далеко не самое главное в их образе, который составляют: одеяние из шкур и меха животных, искусно вырезанные маски, увенчанные рогами — кропотливая и дорогостоящая работа настоящих мастеров своего дела. Некоторые из таких «костюмов» годами хранятся в семьях и даже передаются по наследству.

Сейчас древний ритуал, с которым столь длительное время боролась церковь и не одобряли правительства, порой превращается в массовую гулянку с пьяным дебошем и хулиганствами. Молодые люди, примеряя на себя образ жуткого Крампуса, бродят по барам и домам, требуя выпивки и угощений, крайне негодуя в случае отказа, но, к счастью, подобные выходки редки. В основном же в странах Европы и Северной Америки, где праздник в последнее время набирает популярность среди немецкоязычного населения, шествие Крампусов на Крампуснахт проходит зрелищно, но «мирно», напоминая детишкам, что, если те плохо себя вели, то угольками от Святого Николая в рождественских носках под елкой или у камина они не отделаются. Да и взрослым тоже не стоит расслабляться.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)