DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Об атмосферности в тяжелой музыке

Тяжелая металлическая музыка имеет немало привлекательных качеств. Ее агрессия и воинственность входят в их число, но все же они отражают лишь самую внешнюю сторону этого жанра. Гораздо более интересным может представиться ее атмосферность. Она проявляется не во всех подстилях и далеко не у всех исполнителей, однако тенденция налицо, и любой, кто знаком с этой музыкой на протяжении более-менее продолжительного времени, здесь согласится.

Что понимается под атмосферностью? В психиатрии есть такое понятие, как агорафобия — боязнь открытых пространств. Если среди читателей этой статьи есть страдающие этим недугом, то им лучше прекратить чтение, так как атмосферность как раз подразумевает способность создавать своеобразное сенсорное ощущение присутствия на огромных открытых пространствах. Природные ландшафты: горы, моря, бескрайние долины, огромные заснеженные леса. Гигантские мертвые города. Ледяные космические бездны, далекие, чуждые человеку миры… В литературе в качестве примера атмосферности может служить произведение Лавкрафта «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата», особенно описания плато Ленг, способные глубоко увлечь читателя эффектом присутствия. Особенностью атмосферности в метале является ее мрачность, холодность и «темность» — иными словами, создаваемые этой музыкой звуковые миры лишены какой-либо благости и дружелюбия по отношению к человеку. Причины этого относятся к особенностям тяжелой музыки как жанра и выходят за пределы этой статьи.

Разумеется, не только в метале существуют произведения, обладающие атмосферностью. Ambient, etherial и множество других жанров также способны погрузить слушателя в иные измерения, но они не будут здесь рассматриваться.

Можно выделить два способа создания атмосферности в тяжелой музыке. Первый из них связан с использованием нетрадиционных для направления средств: инструментов симфонического оркестра, синтезаторов, электронных звуков. Второй из них связан с использованием только традиционных инструментов — гитар и ударной установки. Первым способом создать атмосферность, пожалуй, легче, чем вторым, так как сами тембры звучания нетрадиционных инструментов (например, синтезаторов) обладают очевидной объемностью и глубиной (на любом более-менее приличном синтезаторе можно найти большое количество инструментов с экзотическим, «космическим» звучанием). Так что можно создать нечто атмосферное, не обладая особым талантом; правда, «атмосферность» эта будет довольно плоской; тяжелая сцена переполнена такими группами. Примером группы, использующей синтезаторы и обладающей композиторским талантом, может послужить Summoning.

Второй способ, пожалуй, намного интереснее, так как для создания атмосферности с использованием одних лишь гитар и ударных нужен немалый композиторский талант. И атмосферность получается и более «тонкой», и более притягательной.

Рассмотрю в качестве примера три металлических альбома, обладающие этим качеством. Все они входят в число моих любимых. Многие из читателей смогут привести в качестве примера большое количество других альбомов, но все рассмотреть в рамках одной статьи невозможно.

Darkthrone «Soulside Journey» (1991)

Незаслуженно забытый альбом — в немалой степени из-за того, что сами музыканты всячески открещивались от него в своих интервью.

Но все же он выглядит довольно интересным. Сыгран на удивление технично; создается впечатление, что музыканты намеренны скрывают свою техничность на последующих блэковых альбомах с сырым и проникновенно злобным звучанием.

Этот же альбом, в отличие от последующих, отличается относительным спокойствием и неторопливостью. Обложка альбома способна дать представление о создаваемых музыкой образах; а текст песни «Neptune Towers» создан словно в качестве описания рисунка:

Landscapes of frozen methane

Vast fields of blue dust before my eyes

I was sent here to describe and tease

the minds of the fantasy kings (of my homeland)

On a ship of curiosity I sail

((oh) what treasure can be found here!)

And why must eyes face this

Unearthly show of morbid climate

Behind the Neptune hillsides

They say the towers stand tall

Built by hands dissimiliar to mine

And Brought alive

by hearts of ancient alien cultures

В целом музыка альбома вызывает ощущение прикосновения к течению Вечности — холодному, медленному, спокойному и опасному для того, кто отважится погрузиться в этот поток; к тому, что превосходит человеческие мерки и человеческие жизни.

Immortal «At The Heart Of Winter» (1999)

Тяжелое, резкое, но очень мелодичное вступление к альбому сразу же обрушивается на слушателя так же, как метель обрушивается на заснеженные поля.

Первые три песни альбома обладают отчетливым привкусом трагичности, обреченности и ожесточенности; должно быть, так себя чувствуют те, кто стоит на бескрайних просторах посреди разбушевавшейся природной стихии, в полном одиночестве. Этому весьма способствует музыка: мелодии отличаются своеобразным вьюжным, вихревым звучанием.

Остальные три песни отличаются от первых: трагичность сменяется воинственностью и торжественностью, но общая холодная и «метельная» атмосфера остается прежней.

Альбом посвящен воспеванию мистической страны Блэширк, существующей в воображении музыкантов, царства вечного холода и льда; наверное, его можно назвать своеобразным концентратом северной зимы и северной же ментальности.

Mayhem «De Mysteriis Dom Sathanas» (1994)

Альбом является классическим для блэк-метала; разумеется, в немалой степени из-за трагичных событий, происходивших вокруг этого альбома, но собственно музыкальную составляющую тоже нельзя упускать из виду, так как она — отменного качества.

Альбом представляет из себя серию коротких историй и образов, обладающих пронзительной мрачностью и способностью зачаровывать слушателей. Музыка словно погружает с каждой песней все глубже и глубже в некое чуждое человеку измерение ненависти, безумия, неуспокоенности и вечного Голода — запредельного, мистического, ненасыщаемого Голода. Интересен способ пения вокалиста — в некоторых местах его пение похоже на чтение заклинаний… Вероятно, этот альбом способен в чем-то изменить достаточно внимательного слушателя, оставляя в его подсознании неизгладимый темный отпечаток. Так что слушать его надо на свой страх и риск.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Sagrit 26-11-2020 18:12

    Подборка короткая, но очень точная. Сам считаю эти же 3 альбома чрезвычайно атмосферными и интересными для ознакомления с жанром. Ну а дальше, если зайдет, слушатель и сам разберется, ведь хорошего black-metal не так уж много, вполне можно переслушать всю классику.

    От себя только хочу добавить еще один альбом - Burzum "Filosofem"

    Учитываю...