DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Ослепший мир

The Last of Us Part II

Дата выпуска: 19 июня 2020

Страна: США

Жанр: стелс-экшен

Разработчик: Naughty Dog

Издатель: Sony Interactive Entertainment

Платформы: PlayStation 4

Похожие игры:

  • Серия «Uncharted» (2007-2017)
  • Серия «Metro» (2010-2019)
  • Серия «Tomb Raider» (перезапуск) (2013-2018)
  • Страшно подумать, но первая часть «The Last of Us» вышла аж 7 лет назад и была фактически лебединой песнью PlayStation 3. Команда Naughty Dog в 2013 году задала новый стандарт повествования в крупнобюджетных играх. Само собой, TLoU ждали десятки, если не сотни, различных номинаций, громкие статусы в духе «Игра десятилетия!», лидерство в международных чартах и многомиллионные продажи. И в 2016 году под бурные овации случился анонс сиквела.

    Так как мы обозреваем исключительно игру, то обойдем стороной рассказ о многочисленных скандалах, сливах ключевых сюжетных моментов, массовом занижении рейтингов от пользователей и прочих информационных бумах.

    Для тех, кто мало в курсе игры и вселенной, дадим небольшую вводную со спойлером к финалу первой части. Около 20 лет назад (на момент сиквела 24-25 лет) мир оказался поражен грибковой инфекцией, которая постепенно превращает людей в крайне агрессивных зомби. Болезнь имеет несколько стадий, зараженные проходят путь от привычных нам быстрых и агрессивных варваров до грибоподобных слепых существ, ориентирующихся по эхолокации.

    Инфекция быстро поразила около 60% человечества, что очевидно привело к развалу привычного общества, уничтожению инфраструктуры, разрушению крупных городов. Тем не менее социум стал постепенно восстанавливаться, люди адаптировались к новым условиям. Плюс-минус как в «Ходячих мертвецах». Во всем этом декадансе мы берем под контроль контрабандиста Джоэла, которому необходимо сопроводить иммунную девочку Элли до лаборатории одной из группировок, дабы там могли изучить образец прекратившего развитие гриба в ее мозге и, вероятно, заняться разработкой лекарства. За время путешествия Джоэл и Элли сроднились, как отец с дочерью, столкнулись с трагическими обстоятельствами, обрели новые ценности. Игра шла по максимально безопасному пути повествования. Эдакий вариант роуд-муви про формирующиеся отношения родителей и детей, потери и приобретения, про слегка размытые границы того, что хорошо, а что плохо. Темы прозрачные и понятные для большинства, не вызывающие сильных противоречий. И самым спорным с моральной точки зрения моментом во всем этом оказался действительно сильный финал, который натолкнул на мысль о неоднозначности границ морали у главных героев. Именно отсюда произрастает сценарий второй части.

    Писать что-то конкретное о сюжете сиквела равносильно бесстыжему размахиванию спойлерами, поэтому ограничимся общим описанием и отдельными моментами. События начинаются спустя 4 года после финала первой части. Герои оригинала осели в городе Джексон, которым управляет брат Джоэла со своей супругой. Элли же, контроль над которой игрок возьмет в большей части игры, переживает знакомые многим эмоциональные кризисы: любовные отношения, полезность для общества, спорное прошлое. А Джоэл не может найти общий язык со своей приемной дочерью, что совсем неудивительно. Тем не менее жизнь идет сравнительно спокойно, насколько это возможно в постапокалиптических реалиях.

    Помимо Джексона, на континенте есть еще множество других развитых поселений. Эбби, вторая играбельная героиня, является членом Вашингтонского Освободительного Фронта (ВОФ) — милитаризированной общины. У нее, как и у многих персонажей игры, судьба сложилась весьма скверным образом, из-за чего она несет на себе грызущую ее гору ненависти. Это даже находит отражение во внешнем виде Эбби. Да, ее чрезмерно накачанное тело, породившее огромное число нелицеприятных обсуждений, является метафорой душевного состояния героини. Ее история и характер раскрываются по ходу игры, поэтому большего мы тут рассказать не можем.

    Не самый радужный тон задается уже в самом начале, и, в отличие от первой части, он будет сохраняться на протяжении всего прохождения. Сценарий стал более "взрослым" в каком-то смысле. Если первая часть все же выдвигала простые и понятные лейтмотивы, которыми легко проникнуться, то сиквел отметает это. Во-первых, темой, целиком пропитывающей вторую часть, стала месть. Во-вторых, у каждого поступка любого персонажа здесь есть вполне четкая мотивация. Да, их действия могут вызывать гнев, отвращение, неприятие или, наоборот, поддержку. Но самое ценное здесь — понимание причины.

    Что нарративно сделано хуже, так это сама подача истории. Задумка разработчиков, в частности сценариста и постановщика Нила Дракманна, понятна, но вот реализация не везде проходит гладко. Многие режиссерские приемы вписаны достаточно топорно или оказываются не к месту, что либо рушит погружение, либо не позволяет некоторым сценам работать так хорошо, как они могли бы. Зато те, что сделаны грамотно, смогут засесть в памяти надолго.

    Помимо этого, игра иногда в чересчур провокационной манере поднимает актуальные для современной западной аудитории гендерные и сексуальные вопросы. И из-за вырванных из контекста сцен может сложиться впечатление, что вся игра работает в угоду этой «повестке». Без сомнения, в некоторых местах здесь есть такой посыл, но даже близко не в тех масштабах, в каких ведутся обсуждения. К тому же это обставлено и подано достаточно органично и в угоду общему сценарию. Не стоит забывать, что даже в первой «The Last of Us» подобное уже было.

    По поводу чего споров возникать не будет уж точно, так это техническая составляющая. Сейчас «The Last of Us 2», кажется, самая графически навороченная игра PlayStation 4, выжимающая из консоли все соки. Сразу бросается в глаза детализация лиц персонажей и моделей тел в целом. Схожий восторг был, наверное, только при появлении релиза «Heavy Rain» на еще прошлом поколении консолей. Каждая морщинка, волос, микромимика, шрамы, игра света в глазах, пигментация на коже — каждая такая визуальная деталь отлично проработана. Окружение из поросших городов, брошенных автомобилей, гниющих тел, ржавых блокпостов, потрескавшегося асфальта, витающих в мрачных подвалах грибковых спор сделано на максимальном уровне осязаемости. Вдобавок к этому - отлично проработанные анимации и великолепная работа со светом. И это только на поверхности, техническая часть «The Last of Us 2» - просто феерия работы лучших специалистов Naughty Dog, заслуживающая отдельного большого материала.

    Отдельно хочется хвалить и звук. Помимо прекрасного саундтрека бессменного Густаво Сантаолалья, создающего львиную долю атмосферы, все остальные звуки в игре технически выполнены отлично. Стрельба, перезарядка, шаги, шорохи, открытие рюкзака, бульканье зараженных, пение птиц создают весьма убедительную обстановку. Да и с позиционированием звука проблем никаких нет. Для демонстрации уровня дотошности проработки приведем пример: разбивающееся оконное стекло разлетается на осколки, каждый из которых является отдельным физическим объектом и издает свой звук при ударе о пол.

    Геймплей тоже подрос, хотя и не так заметно. Несмотря на то, что имеются два новых играбельных персонажа, Элли и Эбби, каких-то кардинально новых механик здесь не появилось, и игровой цикл сводится к поиску ресурсов, крафту, попаданию на арену, устранению врагов (тут можно активно включить фантазию и экспериментировать с боевкой), продвижению к следующей арене. Но есть и свои нюансы. Общая динамика игры показалась немного рваной, сама боевая система стала сочнее и разнообразнее, но, похоже, чуть менее удобной. То ли управление стало более вязким, то ли противники стали более жестко и агрессивно реагировать на поведение игрока. Вдобавок, при игре за Эбби разработчики не выкатывают ни новых трудностей, ни каких-то уникальных фишек персонажа. Да, ощущается она в управлении немного иначе, чувствуется более агрессивный геймплей, и даже ее боязнь высоты нашла место в игровом процессе. Но этого недостаточно для полноценного ощущения контроля другим персонажем с другими физическими способностями и знаниями. И так получается, что фактически игра и ее сложность топчутся на месте спустя пару часов от старта и до самых титров.

    При этом появились и новые интересные фишки: персонажи могут теперь ложиться, чтобы прятаться в траве или под машинами, совершать отскоки. Добавили новых интересных зараженных, а также собак, способных учуять игрока по следам. Что интересно: этих собак в «The Last of Us 2» несколько, у каждой есть своя кличка, а люди очень живо реагируют на нанесение урона или их убийство. Однозначно прокачался рукопашный бой и само ощущение контактной схватки (хруст костей и вылетающие из врагов зубы просто услада), стало больше своеобразных схваток с боссами. Противники в лице людей обзавелись улучшенным искусственным интеллектом, обменом информацией о местоположении игрока, различными тактическими особенностями. Будто этого мало, разработчики тоже дали многим врагам имена и десятки уникальных реплик для создания ощущения, что игрок борется не с болванчиками, а личностями.

    А вот знаменитый левелдизайн Naughty Dog достиг странной сингулярности. Локации теперь, конечно, крайне красивые и обширные и предоставляют больше тактического разнообразия. Но с другой стороны, точно так же они расфокусируют внимание игрока, и можно не заметить противника, подошедшего сзади, что частенько рушит тихое и нефатальное прохождение. Также из-за очень большого количества деталей в окружении очень часто возникает вопрос «куда идти?», несмотря на визуальные маркеры, которые разработчики очень грамотно расставляют в своих играх.

    Как-то финализировать итоговое мнение о «The Last of Us 2» довольно сложно. Технически это, бесспорно, одно из лучших творений в индустрии. Геймплей хоть и стал более глубоким, но далеко не идеален. Сценарий вызывает сильные споры, но, судя по всему, такой и была задумка разработчиков. «Повестка» присутствует, но явно переоценена сообществом. Можно сказать, что игра не стала апогеем всей индустрии, но, пожалуй, это лучший финал для прощания с эпохой PlayStation 4, с которым все же стоит познакомиться лично.

    Око за око — и весь мир ослепнет.

    Махатма Ганди

    Комментариев: 8 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Мельник 07-08-2020 20:19

      Что тут сказать? Игра супер, пусть есть и спорные моменты. Может, не шедевр 10 из 10, но добротный высокобюджетный проект, это уж точно. Сам прошёл её дважды, чтобы выбить платину. Если на PS5 выпустят ремастер, то ещё раз пройду smile

      Учитываю...
    • 2 yarkova 21-07-2020 01:58

      Мне казалось, на эту игру написать идеальную рецензию невозможно) Но, кажется, это она - без перегибов в восторги или чрезмерную критику каких-то элементов.

      Учитываю...
      • 3 AlonZo 21-07-2020 09:10

        yarkova, awww спасибо

        Учитываю...
    • 4 eucalypt 20-07-2020 11:01

      Собственно, да, копий сломано много, но сами создатели дали четкий ответ, что история рассказана так, как они хотели ее рассказать. И ничего случайного в этом рассказе нет.

      Учитываю...
      • 5 yarkova 21-07-2020 01:58

        eucalypt, ну а что им еще остается?) Сценаристы 8 сезона ИП заняли точно такую же позицию. За сюжетные решения оправдываться странно.

        Учитываю...
        • 6 eucalypt 21-07-2020 11:05

          yarkova, мне кажется, что в отличие от ИП, TLOU получилась логичнее и более связной. Хотя, признаюсь, я не играл, а только читал подробные описания сюжета. Короче, вот именно на уровне истории, мне все понравилось.

          Учитываю...
          • 7 yarkova 29-07-2020 09:16

            eucalypt, мне, как и автору обзора, показалось, что создатели не совсем справились именно с подачей истории. Тем, как в ходе игры воздействуют на чувства игрока. Получилось, что в какие-то моменты недожали и вместо того, чтобы испытывать, допустим, страх за твоего NPC-напарника, ты радуешься, что его застрелили. Ну, лично у меня так было и очевидно не только у меня.

            Учитываю...
            • 8 eucalypt 30-07-2020 22:29

              yarkova, спасибо, что рассказали. Даже думаю как-нибудь у друга одолжить приставку, может пройду.

              Учитываю...