DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Пародия на пародию

Правила бойни / Slaughterhouse Rulez

Великобритания, 2018

Жанр: ужасы, комедия

Режиссер: Криспиан Миллс

Сценарий: Криспиан Миллс, Henry Fitzherbert, Люк Пассмор

В ролях: Финн Коул, Эйса Баттерфилд, Саймон Пегг, Гермиона Корфилд, Майкл Шин, Том Рис Харрис, Марго Робби, Ник Фрост

Похожие фильмы:

  • «Трилогия Корнетто» Эдгара Райта (2004,2007,2013)
  • «Чужие на районе» (2011)
  • «Одноклассницы 1 и 2» (2007)
  • «Одноклассницы и тайна пиратского золота» (2009)

Саймон Пегг и Ник Фрост, помимо того, что оба являются шикарными актерами и креативными творцами, в массовом сознании прочно ассоциируются с фильмами режиссера Эдгара Райта. Их отдельные самостоятельные проекты в массе своей не получали такого внимания критиков и любви зрителей как «Трилогия Корнетто» (хотя Пегг, конечно, зарекомендовал себя, и как отличный самостоятельный актер). Неудивительно, что именно по этому высокому стандарту киноманы будут оценивать первый фильм совместной продюсерской компании Пегга и Фроста – «Правила бойни».

Действие ленты происходит в шикарной частной школе Slaughterhouse (дословно переводится как «Бойня»). Туда попадает главный герой, простой парень из среднего класса Дон Уоллес. Теперь ему предстоит выжить в окружении социопатичного соседа по комнате, психопатичного школьного старосты, недоступной «богини» с женского факультета, снобизма других учеников… а вскоре и кровожадных подземных монстров, которых пробудило строительство в местном лесу газовой вышки.

Подозрения о качестве фильма начинают закрадываться с первой же сцены, где мама героя отправляет его в «Бойню». Если быть точным, то два абсолютно не смешных гэга (про приятеля протагониста и «фото с папой» в виде урны с прахом) не настраивают на позитивный лад. В следующие 15 минут на зрителя обрушивается столько шуток с игрой слов на тему крови, убийства и кошмара, что где-то после третьей уже хочется кричать: «Да, спасибо, я понял, вы типа подмигиваете и типа намекаете на грядущее мясо, а еще напоминаете, что школа – это ад и боль! Ха-ха, это было смешно! Может, хватит, прекратите уже!». Но «шутки» продолжаются. И чем дальше – тем более баланс плюсов и минусов «Правил бойни» склоняется в пользу последних, и тем яснее становиться, что, при всех отсылках к «Трилогии Корнетто» (в нее входят фильмы «Зомби по имени Шон» (2004), «Типа крутые легавые» (2007) и «Армагеддец» (2013) – прим. ред.), сегодняшний пациент ей и в подметки не годится.

Одно нужно сказать сразу: ни одна из будущих придирок не относится к актерам, ибо их состав – самая сильная сторона фильма, причем это в равной степени относится и к ветеранам, и к молодому поколению. Майкл Шин, как всегда, роскошен в роли «Летучего мыша» – директора школы со склонностью к развевающимся мантиям и нежной любовью к своему песику. Экранного времени у него не слишком много, и это расстраивает, так как «Бойня» бы только выиграла, если бы этому манерному аристократу дали возможность развернуться. Саймон Пегг тоже хорош – ему отлично удаются слегка неустроенные неловкие персонажи с геройскими задатками (см. «Зомби по имени Шон»). Тут он играет сильно пьющего учителя/воспитателя/завхоза, переживающего из-за гибели студента и отъезда любимой девушки в Африку (в роли девушки Марго Робби в самом бездарном камео за последние лет 10, но эта претензия к сценаристу, о чем мы поговорим позднее). Меньше всего пришлось напрягаться Нику Фросту. Он играл неопрятного и не вполне адекватного торгующего травкой оболтуса и в «Шоне», и в «Чужих на районе», но тут он тоже вышел колоритным в роли хиппующего эко-воина и энтузиаста расширения сознания с помощью мухоморов.

Из молодежи пальма первенства достается Эйсе Баттерфилду. Несмотря на недостатки сценария, он единственный, кто смог создать действительно цельный образ сложного и неоднозначного персонажа. Его Уиллоуби Блэйк – одновременно саркастичный социопат и ранимый социофоб. С ним связаны главные серьезные темы фильма – буллинга, принятия и роли человека в социуме. Развитие его дружбы с Уоллесом – самая сильная часть «Бойни». На почетном втором месте Том Рис Хэррис и его злобный староста, эдакая безумная помесь Драко Малфоя, полковника Курца из «Апокалипсиса сегодня» и любого стереотипа о злобном сержанте-наставнике из военных фильмов. Момент в середине фильма, когда ему «рвет кукуху», и он начинает бегать по школе с тесаком и в боевой раскраске – возможно, самая удачная шутка за все «Правила бойни». Остальные персонажи, включая Уоллеса, его девушку, ее лучшую подругу-шахматного гения и других учеников, присоединившихся к героям в борьбе с монстрами, получились довольно проходными, но ребята, которые их играют, постарались придать своим героям максимум обаяния, за счет чего все получились довольно симпатичными.

В чем проблемы фильма? Их можно, пожалуй, свести до одной – талант режиссера и сценариста Криспиана Миллса. Его первый фильм (все с тем же Саймоном Пеггом), «Невероятный страх перед всем», тоже пытался быть необычным гибридом ужасов и комедии, но получил негативные отзывы. И нельзя сказать, что Миллс сделал выводы из своего первого блина комом. Ибо два бича «Бойни» – ее неровный тон и вызывающая вторичность.

Со вторичностью все просто. Миллс нашпиговал свой фильм многочисленными отсылками к классическим и не очень произведениям. В начале учебного года один из старост прямо цитирует Дамблдора из «Гарри Поттера и философского камня». Дабы подчеркнуть трагичную и нонконформистскую натуру Уиллоуби, мы встречаем его с ружьем на фоне постера фильма «Если…» с Малкольмом Макдауэллом в главной роли – гораздо более удачной сатиры про жизнь в английской частной школе, с отчетливыми гомосексуальными мотивами. Отвратительно антисанитарная коматозная медсестра и карикатурные работники газовой вышки словно перенеслись в «Бойню» из игры Bully (только там была повариха, конечно). Сцена с «ой, какой миленькой зверушкой» вызывает в памяти аналогичный момент из «Эволюции» Айвана Райтмана. В нескольких моментах попытались вставить реактивные монтажные склейки а-ля Эдгар Райт (его вообще визуально цитируют регулярно, прямо и бесталанно, в том числе выбором крикетной биты в качестве оружия) и Гай Ричи. Один из персонажей громко кричит: «ЭТО СПАРТА!» (в данном случае, это отсылка к названию факультета). В какой-то момент в отрыве от контекста цитируется хит группы Muse. И так на каждом шагу. Проблема в том, что из этих отсылок шутки получаются так себе. Они служат напоминанием о том, как хороши были произведения, цитируемые сценаристом, и насколько они лучше, чем тот фильм, который мы смотрим сейчас.

С тоном та же история. Это комедия с минимумом удачных шуток и фильм ужасов с минимумом действительно страшных моментов. В какой-то момент начинает казаться, что «Бойня» – это какая-то странная неудачная пародия, то ли слишком умная, чтобы зритель мог понять шутки, то ли просто несмешная. Но ни одно интервью режиссера или продюсеров на пародийности не намекает.

Нет, пара удачных шуток в фильме есть – окупилась псевдоантичная оргия старшеклассников, к которой зрителя готовят мелкими шутками с самого начала. Пегг, Фрост и Шин выжимают максимум изо всех сцен со своими персонажами. Особенно хороша сцена вооружения группы выживших под руководством героя Пегга и побег директора с воплем «ВСЕ НА ШКОДУ». Ироничные диалоги тоже местами вызывают улыбку. Реально смешными получились реплики про «Я не хочу умирать…».

Но, в общем и целом, тональность фильма скачет от сцены к сцене. Первые 40 минут лента балансирует между сатирой на частную школу (с обязательной гипертрофированной «английскостью» всех акцентов имен и персонажей, снобизмом, униформой), пошлой подростковой комедией и достаточно мрачной подростковой же драмой. Но любую серьезность убивают невозможно карикатурные персонажи. В фильме нет ни одного однозначно положительного и симпатичного взрослого: что мямлящий директор, что наимерзейшие корпоративные бурильщики, что абсолютно идиотские хиппи. В какой-то момент начинает казаться, что Криспиан Миллс использовал возможность снять фильм о школе с целью отомстить всем людям, которые издевались над ним в его ученические (и взрослые) годы. Учитывая, что вымышленный Slaughterhouse снимался в одной из реальных школ, где Миллсу довелось учиться, данная теория становится вполне вероятной.

Попытки нагнать ужаса и таинственности с помощью музыки и туманных намеков на гибель учеников, суициды, портал в Ад, школьные катакомбы и средневековых легенд о чудовищах, в них обитающих, тоже успехом не увенчались. Во второй половине, с появлением монстров, «Бойня» набирает динамику и, местами, наконец-то начинает смотреться как довольно неплохой гибрид ужасов и комедии, пока герои испуганно бегают и задорно орут. Но фильм делает это недолго и опять впадает в серость и посредственность.

Школьный сеттинг не работает. Большую часть экранного времени герои убегают от монстров исключительно по окрестностям, лесам и катакомбам, не посещая больше здания школы. Разлетающиеся в разные стороны кровавые ошметки, вторичные монстры, смахивающие на тварей из франшизы «Пир», смачная британская матерщина и шутки на грани фола (появление монстра во время петтинга – это, скорее, мерзко, чем смешно) – на помощь «Бойне» призывается все, но даже в свои лучшие моменты «Правила» остаются просто забавными. В фильме невозможно выделить центральную тему. Школьная комедия, пародия, детектив, попытка скопировать неповторимый стиль Эдгара Райта, гей-драма о травле одноклассников и «монстр-муви» поочередно перетягивают одеяло на себя, создавая несъедобную кашу.

Так что же, «Правила бойни» фильм плохой? Нет, он не плохой, но это максимальная похвала, которую можно ему сделать. Его одновременно не хочется хвалить и особо не за что ругать (кроме сценария). Тот случай, когда зрительская оценка с основных киноманских сайтов идеально описывает ситуацию – 5 из 10, не больше. Не хорошо и не плохо. Посредственно. Единственные элементы, делающие фильм чуть больше, чем «проходняком» – это великолепные актеры и отличная картинка. Все остальное – удручающая недоделанность. «Правила бойни» пытались быть ужасами, пытались быть комедией, пытались затрагивать серьезные темы, пытались добавить сатиры – они много чего пытались, но результат так и остался никудышным. Возможно, их могли бы спасти вырезанные 20 минут и максимум одна-две сюжетных линии из имеющихся 5-6, но не спасли. С учетом странного тона и шикарнейшего актерского состава, у «Правил бойни» есть определенный шанс обрести культовый статус через пару лет (и, возможно, скрасить чей-то вечер), но гораздо более вероятно, что картина окажется досадным недоразумением в фильмографии создателей.

P.S. Возможно, не будь у фильма россыпи британских звезд и молодых талантов, не будь в нем Пегга и Фроста, которые напоминают нам о более удачных фильмах, и будь он просто непритязательной поделкой, выпущенной сразу на видео, о нем можно было бы говорить совсем в других тонах, даже с учетом проблем со сценарием. Однако для такого замаха и такого актерского состава это больше похоже на провал. Хотя, цитируя одного футболиста, «Ваши ожидания – это ваши проблемы».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)