DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Почерк одного режиссера в двух разных формах

Перевертыш / Skin Walker

Люксембург, Бельгия, 2019

Жанр: психологический триллер, драма

Режиссер: Кристиан Ньюман

Сценарий: Кристиан Ньюман

В ролях: Эмбер Андерсон, Удо Кир, Джефферсон Холл, Софи Мусель, Сара Ламеш и др.

Похожие фильмы:

«Перевертыш» Кристиана Ньюмана — нестандартный слоубернер, совмещающий черты нескольких жанров. В основном это психологический триллер, акценты которого сводятся к проблеме сложных семейных отношений. Интересно, что они поданы здесь не как сюжетная данность, которую можно изменить, а как условия, в рамках которых всегда будет развиваться и действовать переданный на экране конфликт (как бы его ни меняли). В этом смысле психологические трудности героев оказываются куда более масштабными, чем кажется поначалу, и оборачиваются психическими травмами. Их же решение режиссер дает нам через насилие, инструмент, свойственный больше слэшеру, нежели психологическому триллеру.

Мы не просто так использовали термин «слоубернер», так как фильм Ньюмана похож на другого представителя «медленного» ужаса. Речь идет о «Солнцестоянии» Ари Астера. В фильмах американского мастера (особенно в «Реинкарнации») акценты тоже расставлены на отношениях психически травмированных героев. Конфликт между ними, как правило, приобретает форму того же слэшера (размозженные головы и внутренности убитых животных). Но акцент на «психозе» в сюжетах Астера — сквозная линия, пронизывающая фильм от начала до конца, и слэшер на передний план не выходит. У Ньюмана же мы видим обратную картину: бельгийский режиссер использует астеровский метод, но при этом меняет форму своей истории.

Это легко проследить на примере камеры. В «каноничных» слоубернерах мы видим объекты и лица, которые медленно меняют свое положение в пространстве. Иногда они статичны и объектив долго фокусируется на конкретном взгляде, за счет чего напряжение нарастает постепенно. В работе Ньюмана техника картинки несколько иная. Переходы между кадрами резкие, что не дает глубоко погрузиться в атмосферу. Но тем не менее оторваться от фильма нельзя. Парадоксально, но, как и в «медленном» напряженном кадре, визуальная часть «Перевертыша» приковывает только за счет быстрой смены картинок.

Казалось бы, из-за одного такого технического нюанса «Перевертыш» не может считаться слоубернером. Но картина Ньюмана вписывается в его рамки за счет общей драматургии. Потому как сюжет фильма подан целиком в форме «медленного» хоррора. В основном его событийная канва — это не столько развитие конфликта, сколько попытка героев психологически вписаться в новую посттравматичную среду. Это бесконечная интерпретация уже произошедшего события, рефлексия на него, «танец по кругу». Разрешение же конфликта при таком подходе — это не убрать его, а смириться и принять то, о чем известно с самого начала просмотра.

На такой же модели выстроен «Перевертыш».

Основной конфликт фильма строится вокруг рождения в семье младшего сына и последовавшей за этим травмы его старшей сестры. Она не стала жертвой насилия со стороны взрослых, но узнала их истинные мотивы и шокирующие планы на ребенка. Современного ценителя жанра удивить такой завязкой сложно, так как сейчас снято много триллеров о семейных разборках. Однако мало картин, сюжет которых основывается полностью на этике. Тем более на пережитой ранее психической травме, которая требует выхода в виде выяснения отношений со старшими.

На сегодняшний день в таком ключе сняты лишь «Порочные игры» Пака Чхан-ука и упомянутая «Реинкарнация» Астера. К слову, с почерком последнего «Перевертыша» роднит не только форма и метод, через который раскрывается сюжет, но также и визуальная составляющая (говорим сейчас не о работе камеры). В фильме Ньюмана есть фольклорные образы, которые появляются в момент «слома» героини, когда она раскрывает свою ненормальность. Событийно это происходит во время бутафорского ритуала. Интересно, что такой же метод раскрытия психической травмы использовал Астер в «Солнцестоянии», повествующем о языческих культах. Оба режиссера словно выделили хтонический слой конфликта, уходящего в семейные проблемы.

С самого начала нам дают понять, что основной источник проблем — эгоистичный отец, который не желает признавать своего ребенка, потому что тот дефектен. Собственно, на фоне презрения родителя и случается травма героини. Затем следует лечение в психиатрической больнице, репутация сумасшедшей и вишенка на торте — непризнание девушки обществом. Такой горючий коктейль впоследствии заставляет ее замкнуться и сожалеть об участи отвергнутого братца, видя в нем родственную душу.

Но основная причина мыслей о втором ребенке коренится в том же горьком прошлом, которое требует принять себя и «переварить». Здесь наиболее полно раскрывается заимствование формы. Исполненный по астеровским лекалам, «Перевертыш» оправдывает свое название и раскрывает случившееся ранее преступление, расставляя акценты совсем иначе, чем это было в начале. Но делает это другими жанровыми средствами, характерными для слэшера, и к тому же используя прием, который редко оправдывается в финале. Конкретно, Ньюман выворачивает конфликт наизнанку простым средством — флешбэком.

Конечно, это взвинчивает динамику. И поначалу слоубернеровский фильм превращается в «мясной» триллер с физическим насилием. Такой слом заимствованной формы можно было воспринять как прием, если бы мы говорили о фильме состоявшегося жанрового мастера. Но Ньюман, к сожалению, до этого снимал только короткометражки. Возможно, поэтому он не выдержал градус, к которому обязывала форма слоубернера, и показал решение сюжетного конфликта принципиально неуместной подачей.

В итоге в период следования астеровским лекалам картина выглядела весьма забористо, усиливая свой накал. Пока не отошла от них, используя диаметрально противоположный слоубернеру поджанр. Так что «Перевертыш» во всех смыслах полностью оправдывает свое название: и по сюжету, и по форме.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)