DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Притча о добре и зле

Дом на краю кладбища / Quella villa accanto al cimitero

Италия, 1981

Жанр: ужасы, мистика

Режиссер: Лучио Фульчи

Сценарий: Дардано Саккетти, Джорджо Мриуццо, Лучио Фульчи

В ролях: Катриона МакКолл, Паоло Малко, Ания Пьерони, Джованни Фрезза, Сильвия Коллатина, Дагмар Лассандер

Похожие фильмы:

На рубеже 70-80-х годов прошлого века итальянский мастер Лучио Фульчи (1927—1996) снял свои лучшие хорроры: «Зомби» (1979), «Город живых мертвецов» (1981), «Седьмые врата ада» (1981) и «Дом на краю кладбища» (1981). Все эти фильмы объединены апокалиптической темой, мрачным предчувствием беды и близостью смерти.

До физической смерти мастера было еще далеко, однако сам Фульчи неслучайно говорил по поводу «Седьмых врат ада», что вдохновлялся современной жизнью человека в обществе. «Дом на краю кладбища» в этом плане самый лиричный во всей фильмографии Лучио Фульчи, если такое слово уместно в отношении кровавого хоррора. Режиссер по своему обыкновению творит вневременную фреску, смешивает времена, видения и реальность, а вопросы, возникающие по ходу просмотра у зрителя, предпочитает оставлять без ответов. Подобно Альфреду Хичкоку, мастер верил, что пугает только то, что не поддается логике. Поэтому кошмары Фульчи взяты из самых глубин сознания. Вдохновением для Лучио служили также литературные произведения - главным образом Эдгара По и Говарда Лавкрафта. К мифологии последнего он обращался снова и снова, словно желая постичь логику в хаосе лавкрафтовских ужасов.

«Дом на краю кладбища» — это и слэшер, и хоррор о нехорошем доме, но в тоже время и нечто большее. Ужасный злодей из прошлого, хирург-садист доктор Фредштайн мистически связан с сыном главного героя — историка, поселившегося в роковом доме. Сын видит маленькую девочку, дочь доктора Фредштайна, который жил сто лет назад.

Дихотомию добра и зла Фульчи понимает во вневременном ключе. Ничто не проходит бесследно, и давно прошедшие события оставляют свой мистический след, подобно сиянию Стивена Кинга. В то же время зло — это вовсе не бездны ада, а тьма человеческой души. Выглядящий как ангел, Джованни Фрезза являет собой как бы маленький островок добра в душе самого доктора — его в детстве. Потому и заканчивается фильм фразой: «Мы никогда не узнаем, являются ли дети чудовищами или чудовища — это дети».

Фульчи видит мир словно из пятимерного пространства, где прошлое, настоящее и будущее сосуществуют одновременно и постоянно пересекаются. Убивший когда-то свою семью доктор обречен вставать из могилы, которая находится прямо в доме, и утолять свою жажду смерти новой кровью. Не столько эксперименты свели доктора с ума, сколько гордыня и ощущение власти над другими людьми. Подобно христианскому апологету, Фульчи утверждает, что зло не имеет собственной природы, а проистекает из грехов людей. Лучио на протяжении долгих лет как художник пытался примириться с богом, существование которого как бы опровергает всеобщая ненависть, захватившая мир.

Финальный эпизод — это и намек на неистребимость живого начала, подобно живительному источнику Ингмара Бергмана из «Девичьего источника», и одновременно воскресение самого доктора, доброе начало которого уводит его семья, которая мертва в реальности XX века, но все еще жива в прошлом. И эта связь поколений, времен, уверенность в неистребимости добра наполняет кровавый хоррор непривычной лирикой, возвышая его на уровень философской притчи. В каждом чудовище живет ребенок, а в каждом ребенке — будущий монстр.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)