DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Притча о морали

Портрет Дориана Грея / The Picture of Dorian Gray

США, 1945

Жанр: триллер, драма

Режиссер: Альберт Левин

Сценарий: Альберт Левин

В ролях: Джордж Сэндерс, Херд Хэтфилд, Донна Рид, Анджела Лэнсбери, Питер Лоуфорд

Похожие фильмы:

  • «Сладкая жизнь» (1960)
  • «Темная половина» (1992)

Альберт Левин (1894—1968) работал штатным сценаристом MGM, со временем дослужившись до руководителя сценарного отдела. Также он был личным ассистентом руководителя студии Ирвинга Тальберга, после смерти которого перешел на другую крупную студию Paramount, где и начал режиссерскую карьеру.

Он снял немного фильмов, зато эти работы не забылись с годами, а составили важную прослойку классики 1940-х годов, и одна из его работ — «Портрет Дориана Грея» — классическая экранизация единственного романа Оскара Уайльда. В момент публикации (1890) книга вызвала скандал в консервативном английском обществе. Многие критики сочли произведение аморальным, на что писатель опубликовал ответ — знаменитое предисловие ко второму изданию, ставшее манифестом эстетизма. Уайльд отвергал мораль как некую условность и говорил, что искусство не должно быть связано ей, ибо мораль изменчива и зависит от времени и места жизни человека. Кроме того, произведение повествует о том, что бывает, когда убивают совесть, а потому претензии к нему с позиции морали — лицемерие.

Американское общество 40-х годов не было таким консервативным, как английское в конце XIX века. Помимо этого, еще не кончилась война. Нацисты были ярким примером людей, убивших совесть, о коих и повествует произведение Уайльда, к которому чаще всего обращаются режиссеры кино, как прямо, так и косвенно.

Альберт Левин перенес роман на экран близко к тексту, оттого любители экшена могут быть разочарованными: действие в фильме размеренное и неторопливое. Режиссер уделяет большое внимание передаче характеров героев, ведь тут сталкиваются разные влияния и мировоззрения. Главное из них — мировосприятие лорда Генри Уоттона, который считает, что цель жизни — получать удовольствие. Он ничем не занимается и просто прожигает жизнь, но сам лорд Уоттон был уверен, что низменные удовольствия — это и есть основа жизни. Дориан Грей, в силу молодости, легко подпадает под влияние лорда. Он не хочет стареть, и в итоге его желание чудесным образом исполняется: портрет начинает стареть за него и как бы становится зеркалом порочной души Дориана.

В фильме дается слабый намек на исполнение желания Грея богиней Египта, чья статуэтка была у художника в мастерской, но на деле, как в любом хорошем мистическом произведении, причинно-следственные связи не так важны. Ведь необъяснимые явления уже по своей природе являются нарушением логики. Главное, что автору экранизации удалось передать скрытый смысл романа, создав притчу о том, как человек, изначально прекрасный, в течение жизни губит свою душу, именно благодаря принятию такой философии, которую исповедует Генри Уоттон, доведя ее до логического завершения. Сам лорд был слишком ленив, чтобы причинить кому-то вред, и окружающим казался безобидным чудаком. Они не принимали его всерьез и смеялись над его «глубокоумными» изречениями.

Дориан Грей оказался слишком податливым для своего окружения, делая то, что было принято в обществе. Он всячески убеждал себя, что не виноват, хотя портрет на его глазах менялся, превращался в чудовище, так что Дориан даже спрятал его, чтобы никто не видел. Оскар Уайльд был индивидуалистом, а потому видел опасность в конформизме, когда люди считают плохим и хорошим то, что считает большинство. Роман в какой-то степени был и сатирой на светскую жизнь, лишенную всякого смысла, что неудивительно для литературы конца XIX века, когда ощущение краха прежнего мира выливалось в «прощание с иллюзиями». Эту эпоху не просто так назвали декадансом.

Американское кино времен кодекса Хейса не очень было склонно обличать богатых, поскольку высшее общество являлось носителем морали, которую этот кодекс воплощал. В то же время нельзя не заметить, что экранный Дориан Грей — плоть от плоти своего окружения. Он вырос в среде, где не требовалось трудиться с утра до ночи, а можно было кутить и развлекаться, как и советовал лорд Уоттон. Благой помысел жениться на актрисе из варьете разбился все той же философией высшего круга, из которой следовало, что девушки из низшего круга, тем более певицы, легкодоступны для мужчин с деньгами и положением. Роль девушки в фильме исполнила знаменитая Анджела Лэнсбери, чья карьера успешно длится уже более 70 лет.

Вообще постановщик собрал по-настоящему звездный ансамбль, включая Джорджа Сэндерса, Донну Рид и Лоуэлла Гилмора. Само собой, уровень актерской игры очень высокий, хотя на «Оскара» номинировалась лишь Анджела Лэнсбери. Также образ Дориана Грея, созданный не очень известным лицедеем Хердом Хэтфилдом, заслуженно был признан Американским институтом киноискусства каноническим.

Подводя итог, можно сказать, что перед нами классика из тех времен, когда большое значение уделяли не спецэффектам, которых здесь практически нет, а сценарию и режиссуре. Несмотря на свою продолжительность в 01:44, фильм совсем не кажется затянутым, а двигателем сюжета является постепенное осознание Дорианом порочности своего образа жизни. Оказалось, что лорд Уоттон был неправ. Есть что-то выше временного наслаждения, ибо оно конечно, как и человеческая жизнь. И каждый порок непременно будет наказан, ибо от мук совести не застрахован даже самый отъявленный злодей.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)