Призрак кургана / Rörgast (роман)
Автор: Юхан Теорин
Жанр: триллер, детектив
Издательство: РИПОЛ классик
Серия: Остров призраков
Год издания: 2016 (в оригинале — 2013)
Перевод: С. Штерн
Похожие произведения:
Эта история началась в далеком 1930 году. В один чрезвычайно жаркий июньский день два брата пришли на кладбище проводить третьего в последний путь. Скупые слезы пролиты, траурные речи сказаны, и вот уже сухая земля с гулким звуком засыпает деревянный ящик: «бум-бум-бум». И, словно в ответ, изнутри, оттуда, где лежит неподвижное окоченевшее тело, доносится уверенное «тук-тук-тук». Так и началась эта история — со стука из гроба, который не дает покоя живым и десятилетия спустя.
«Призрак кургана» ¬— четвертый и заключительный роман из цикла «Эланд». Сразу стоит оговориться, что каждая книга серии — самостоятельная история, которую можно читать в отрыве от остальных. Стержень, на который все нанизано — место действия: холодный, суровый, но по-своему прекрасный Эланд, шведский остров в Балтийском море. Зимой здесь одиноко и тоскливо, лишь несколько старожилов сидят в укромных уголках, греясь в солнечных воспоминаниях своей жизни и наблюдая, как лютует непогода за окном. Зато летом Эланд оживает. Столичные жители выбираются из каменных джунглей навстречу свежему бризу дикого морского побережья. Кто-то здесь впервые и лишь для того, чтобы хорошенько оттянуться, а кто-то возвращается к себе на родину, проходя по улицам, словно призрак из давно забытой истории.
Помимо самого острова, есть один персонаж, который также является связующим звеном всех историй — старый рыбак Герлоф, доживающий свои дни в доме престарелых. Юхан Теорин рискнул, сделав ведущим героем цикла, основным движущим механизмом сюжета пенсионера, то и дело страдающего от ревматизма. Это вам не ловкий и самоуверенный Джеймс Бонд и даже не мозговитый Эркюль Пуаро. Просто старик, бывший трудяга, натерший не одну мозоль корабельным канатом, без особых талантов, но с сохранившейся даже в преклонном возрасте тягой к приключениям и загадкам. Стоять за спиной такого героя постоянно — дело, вероятно, утомительное, поэтому автор плетет повествование вокруг нескольких персонажей поочередно. Такого способа Теорин придерживается на протяжении всего цикла, и «Призрак кургана» ведет нас то за медлительным Герлофом, то за Лизой, молодой музыкантшей, приехавшей на Эланд подзаработать всеми известными ей способами, то за двенадцатилетним Юнасом, проводящим очередное лето в гостях у богатенького дяди. Линии всех персонажей неизбежно пересекутся, стягиваясь в тугую петлю на чьей-то шее.
Самое страшное, что есть в «Призраке кургана» — конечно же, изувеченные человеческие судьбы. Но автор не брезгует заигрывать с мистикой и ужасами. В четвертом романе реверанс в сторону темного жанра не так явно выражен, как в предыдущих книгах, но все же имеется. Теорин мастерски смешивает коктейль из реального и иррационального, объясняя то, что нужно, и оставляя на усмотрение читателя все остальное. Но «барменские» способности автора на этом не заканчиваются. Читателя ждет еще один микс из настоящего и прошлого. В романах Теорина корни бед нынешних зачастую скрываются на многолетней глубине, под утоптанной землей и прогнившей крышкой гроба. Так было в первом романе цикла «Мертвая зыбь». Второй том — «Ночной шторм» — автор удачно сдобрил наводящими жути ремарками вековой выдержки. Вот и в «Призраке кургана» он вновь прибегает к излюбленному приему, предлагая читателю историю в истории, сшивая их в общем финале в одной кровавой точке.
Если вас заинтересовала эта книга и вы не знакомы с предыдущим трио, то рекомендуем все же взяться за цикл с самого начала и провести на скалистом и таинственном Эланде полноценные четыре (недели) романа. Да, и не забудьте навестить Герлофа в доме престарелых. Поверьте, он знает много любопытных историй.
Комментариев: 0 RSS