Жуть / Eerie
Филиппины, Сингапур, 2018
Жанр: ужасы
Режиссер: Михаил Ред
Сценарий: Михаил Ред, Рае Ред, Марая Реодика
В ролях: Беа Алонсо, Чаро Сантос-Консио, Джиллиан Висенсио
Похожие фильмы:
- «Пансион» (2018)
- «История двух сестер» (2003)
- «Темные воды» (2001)
Сюжетно «Жуть» – это не более чем калька одновременно со многих западных фильмов и книг в жанре хоррора, повествующих о закрытых учебных заведениях, и азиатских городских легенд. В частности, без труда можно проследить связь с байкой о Туалетной Танако, с которой знаком, кажется, вообще каждый пользователь Интернета. Согласно сюжету, учениц закрытой католической школы преследует некое зло, а именно призрак девочки, некоторое время назад повесившейся в дальней кабинке школьного туалета. Обязательные для такой истории элементы на месте: монахини злы и строги, руководство школы ни за что не хочет признавать разгул потусторонних сил… Есть и персонаж, стремящийся помочь сразу всем: и живым, и мертвым. В данном случае это молодая добросердечная женщина, школьный психолог.
Казалось бы, как можно при таких исходных данных снять нечто, способное вызвать интерес у избалованного зрителя? Ведь все это мы видели уже не раз и не два. Однако, как показала практика, можно! Достаточно лишь взглянуть на происходящее через призму восприятия людей, воспитанных в традициях другой культуры, чтобы клишированный донельзя сюжет заиграл свежими красками.
И самый яркий пример такого «взгляда со стороны» – это сам призрак. Призрак в «Жути» стопроцентно азиатский. Неупокоенная душа предстает перед зрителем не в виде белесой дымки или полупрозрачного силуэта. Она вполне материальна, способна взаимодействовать с предметами реального мира и внешне мало чем отличается от обычного человека. Когда же приходит время беспокойному духу мстить живым, несчастная мертвая девочка превращается… в чертовски уродливую и злую мертвую девочку. Словом, все по канонам японских страшилок старой школы. И, довольно неожиданно, именно такой призрак отлично вписывается в декорации картины! Чудовище с серым лицом и огромными черными синяками под глазами смотрится на фоне крестов и икон очень гармонично и уместно.
Плюс необычное смешение культурных традиций дает очень необычную атмосферу. Тягучую, липкую, холодную атмосферу. Простенький сюжет вроде бы легко читается, все твисты угадываются заранее, да и в целом с самого начала можно догадаться, к чему все идет… Но к тому моменту, когда могло бы возникнуть желание выключить фильм и поискать что-то более загадочное, человек перед экраном уже туго спеленут мрачным очарованием происходящего.
Отдельно хочется отметить работу оператора и монтаж ленты. Хорошо подобранные ракурсы, вполне традиционные для азиатского хоррора, но в то же время удачно подчеркивающие камерность происходящего… и стремительная, мгновенная смена планов! Зритель наблюдает происходящее то глазами жертвы, то глазами духа, а то словно застывает между ними. Затем еще одна вспышка – и снова человек перед экраном наблюдает узкие пыльные коридоры, тесные комнатки, гулкие залы, в которых, кажется, даже воздух пропитан чувством ожидания новой встречи с неведомым…
А вот что печально, так это игра актеров. Они как будто сами не до конца уверены, что правильно отыгрывают доверенных им персонажей. Возможно, сказывается не вполне привычная атмосфера, либо причина кроется в чем-то другом. Но, как бы то ни было, время от времени люди на экране выглядят не вполне убедительно.
И все же, подводя черту, хочется оценить «Жуть» положительно. Крайне любопытное смешение культур, которые традиционно считаются далекими друг от друга, не позволяет назвать ленту очередным проходняком. Атмосфера завораживает, призрак в меру страшен, а история кажется хотя и предсказуемой, но вполне стройной и достоверной, насколько это возможно в хорроре. Словом, «Жуть» едва ли станет нетленной классикой кинематографа, но просмотра эта картина определенно достойна.
Комментариев: 0 RSS