Пожалуй, каждый из вас так или иначе слышал о «файлах смерти», «файлах 21» и просто нехороших видеоматериалах, в которых то двадцать пятый кадр воздействует на психику, то просто сам видеоряд в совокупности с музыкальным сопровождением настолько въедается в людей, что они еще долгое время отходят от увиденного.
Были в медиапространстве интересные эпизоды с такими файлами: взламывали телеканалы и на короткое время в эфир пускали невесть что, от чего удивленные зрители впадали в панику. Да уж, о чем тут говорить, если уже в этом году страхи людей становятся максимально видимыми. В Британии был случай, когда девушка девятнадцати лет просто не выдержала и покончила с собой из-за условий, которые поставил перед всем миром COVID-19.
К чему я все это говорю?
Дело в том, что, помимо проклятых видеофайлов, аудиозаписей и даже картин, особенно выделяется раздел видеоигр. Давайте не будем смотреть на компьютерные игры через призму отечественных телеканалов и скажем наконец о том, что они могу считаться полноценным видом синтетического искусства. Словно кино, видеоигры органически вплетают в себя многие виды человеческого творчества: от изобразительного до музыкального (не стоит забывать и про литературно-художественную часть).
Так вот, вопросом времени было, когда проклятия доберутся и до них. Честно сказать, как по мне, так ничего страшнее игр, выходивших в девяностые годы, на свете еще нет, но так ли это?.. В попытках разобраться, что же из себя представляют заимевшие дурную славу EXE-хорроры, я окунусь в самые (нет) неадекватные видеоигры.
По коням!
В начале поисков «проклятых видеоигр» первым делом перед вами будет мелькать небезызвестный «Sonic» от SEGA. «Еще бы!» – воскликнул я, вспоминая затопленные и наполненные лавой уровни.
Файл оказался небольшим (47.8 МБ), запустился быстро и без проблем. Первые пять секунд все как в нетленной классике, а дальше перегруженные частицами звуки и преображающийся Sonic. Свободного выбора персонажей нет – их всего три, и чтобы открыть следующего, сначала нужно умереть за предыдущего. Да, именно умереть, поскольку иного варианта у вас вроде как нет. Выбрав Майлза – нырнем с головой в игровой процесс.
Управление вперед-назад на стрелочках, прыжок – пробел. Бежим. Бежим. Потом бежим еще раз, и, наконец, в уровне начинают происходить изменения – вот сочные пиксельные пальмы украшены трупиками милых зверушек, которые, казалось, еще недавно бегали, весело перебирая ножками, а вот их внутренности гирляндой тянутся между деревьями, тогда как часть подсолнухов (всегда так считал) выцвели и сгнили.
Дальше нас встречает лично Соник и предлагает сыграть в игру.
Выбора нет.
Оказываемся в месте, что напоминает геенну огненную.
Бежим.
Бежим.
Появляется наш старый друг.
Снова бежим, но оторваться не можем, как бы ты ни стремился вперед, летящий еж – это в принципе быстрее.
Майлз плачет.
Умертвляемся.
Что ж, это было увлекательно, но у нас на очереди следующий персонаж – ехидна Наклз. Он боец и на клавишу «Х» может махать кулаком. Снова бежим… Находим Соника, который с помощью суперспособностей начинает прыгать от нас из стороны в сторону, и пытаемся доказать ему, что наше кунг-фу сильнее. Не получается, так как выносливость у Наклза не особенно хороша, устаем и умираем. Однако не отчаиваемся, поскольку дальше нам становится доступен третий персонаж – Доктор Эггман!
К сожалению, у него весь игровой процесс свели к максимальному примитивизму – игрок не может ни прыгнуть ради приличия, ни кулаком воздух наказать, лишь снова бежим, добегаем до главного прота-антагониста и под злобный смех и надписи на латинице заканчиваем игру.
– Хочешь раунд 2? – спрашивает приложение.
– Хочу! – отвечаю я.
Что ж.
Это был Sonic.EXE.
Существует целый фанатский сайт с многочисленными переделками этой игры и наполненными шок-контентом фан-артами. Я скачал из интереса еще одно небольшое приложение, которое было выполнено чуть более интересно, но по прохождению заняло у меня все те же пять минут. Но о чем-либо принципиально новом рассказать, ознакомившись с ним, я не могу.
Возникает вопрос: зачем?
Существует достаточно большое количество подобных игр, а это значит, что есть спрос. Действительно, заглянув в отдельные сегменты ютуба, пользователь найдет сотни видеороликов, посвященных либо прохождению самых разных EXE, либо разбору мифов и легенд, связанных с ними.
Так что же привлекает людей в «файлах 21» и подобных видеоиграх, которые можно назвать таковыми лишь с натяжкой? Есть качественные фильмы ужасов и немало игровых проектов, от которых волосы встают дыбом, и при этом они с технической точки зрения исполнены если уж и не совершенно, то в любом случае на уровень выше.
То, что легло в основу этой статьи, начало развиваться в девяностые годы, когда глобальные компьютерные сети стали массовым явлением, и на данный момент известно широкому кругу лиц под собирательным названием «крипипаста» (creepypasta). В каком-то роде это можно назвать современным фольклором, но без какой-либо морали или поучительной истории, разве что – «Не лезь, дебил, она сожрет тебя!».
Однако популярность подобного оправдана – стандартные видеоигры и кинофильмы не могут дать такой же уникальный опыт, когда главным героем истории по факту являешься ты сам. EXE-хорроры делают упор на то, чтобы сломать четвертую стену и попытаться воздействовать на сознание и действительность игрока, а того, в свою очередь, притягивает нечто особенное – потребность в иррациональном страхе, который взбодрит и вырвет его из рутины обыденной жизни, в которой он находится.
Когда ты наблюдаешь метаморфозы чего-то привычного – Соника, Марио, классического Пинбола с 8- и 16-битных приставок из детства, – то невольно начинаешь думать, что комфортная для тебя реальность в любой момент может принять самые пугающие образы, а единственное, что ты можешь сделать, – это просто наблюдать в попытках держать разум под контролем и не сойти с ума.
Сейчас, дописывая эту статью и уже трижды пройдя «Sonic.EXE», а также ознакомившись с рядом других представителей этого направления, например «PAST.EXE» и «Sally.EXE», я понимаю, что по голове это дело бьет неплохо: перегруженные звуки напрягают мозг, то доводя шум до максимума, то резко вбрасывая мертвую тишину. Впечатлительных людей подобное действительно может сильно задеть, а что уж говорить о тех, у кого есть явные психические проблемы?
Но люди продолжают играть.
И игры продолжают выходить.
Они не прокляты, но хотят казаться таковыми. Нет, скорее мы сами хотим, чтобы они таковыми являлись. Недаром Ульям Блейк, известный английский поэт, сказал: «Проклятие бодрит, благословение расслабляет».
Это действительно так.
Став частью нового темного фольклора, EXE-игры бодрят наш разум и привносят некоторую разрядку, которая, однако, имеет неприятное послевкусие. Вышедшая в 2017 году «Doki Doki Literature Club» вывела это явление на качественно новый уровень, расширила границы ужасов, которые играют с нашим сознанием, и, на мой взгляд, может являться эталоном данного направления в жанре.
В заключение не могу однозначно выразить мнение на этот счет, лучше пусть каждый сформулирует свое. История не раз показала нам, что проклятия не существуют обособленно от человека, а потребность в страхе является частью нашей природы, тем, что помогает выжить в резко меняющихся условиях.
Решив испытать себя, погрузившись в этот мрачный омут, не забывайте главного: «Не важно, насколько они могущественны, все проклятия могут быть разрушены».
Комментариев: 0 RSS