Химмельстранд / Himmelstrand (роман)
Автор: Йон Айвиде Линдквист
Жанр: хоррор, триллер, мистика
Издательство: АСТ
Серия: Мастера ужасов
Цикл: Трилогия места
Год издания: 2019 (в оригинале — 2014)
Перевод: С. Штерн
Похожие произведения:
Кое-что произошло…
На стоянке в кемпинге. С жильцами четырех трейлеров, героями романа «Химмельстранд» Йона Айвиде Линдквиста. Они проснулись «не в своей тарелке»: в ином мире, на бескрайнем поле для гольфа, в новой среде. Идеально ровная трава во всех направлениях, пластмассово-синее небо — и ничего больше. Пустота.
Все исчезло: другие дома на колесах, люди, постройки.
Кое-что произошло… и с этим кое-чем надо что-то делать.
Беспроигрышный вариант для стартовой идеи. Идеальные декорации для самокопания. Линдквист начинает с места в карьер. Овладевает читательским интересом и «под шумок» начинает прописывать героев. Потерянных в зелено-голубой пустоте людей, в которых скрыты целые вселенные.
Контрапункт помогает параллельно следить за развитием событий глазами всех персонажей. У каждого — свои недостатки и слабости. Дефекты. Червоточины. Они делают нас людьми, двигают нами. Но куда толкает героев сюжет романа?
Небольшие главы и смена ракурса поначалу не дают заскучать, но интерес постепенно слабеет ввиду статичности сюжета и сухости повествования. Другой автор копнул бы поглубже, описал бы поярче, но тут, как говорится, на любителя. Присутствует ощущение некой пустоты, приглушенности, искусственности — будто одиночество зеленой равнины внедрилось в голос рассказчика. Яркость и глубина проявляются лишь в воспоминаниях героев, окуклившемся прошлом, незалеченных душевных травмах — и тогда картинка оживает. На время.
«Поле бесконечно». Непонимание героями другого места сменяется страхом. Но почему-то кажется, что Линдквист не стремится напугать читателя. Или ему не удается. Присутствующие элементы хоррора работают вхолостую. «Кто ты?» — спрашивает один из героев у той, кого считает своей дочерью. «Бурдюк с кровью», — отвечает странная девочка. Собственно, по-настоящему жутким видится только этот момент. Остальное хоррорное… не играет. Не пугает. Пусто, пусто, пусто… Мир остается плоским, и ужасы этого места вторят ему — двухмерные атрибуты, которым не хватает объема.
Сами герои остаются безучастны в своем страхе. Попытки что-либо сделать, понять — невыразительны и тщетны. Герои что-то находят, вяло исследуют и пробуют на зубок окружающую ирреальность. Копаются в себе. У каждого есть свой Случай. Точка совершенства. Точка ужаса. Что-то значимое из прошлого. Но попытки понять, как это связано с другим местом, растворяются в сюрреалистичной картине.
До самого финала, который не может похвастаться логичностью и завершенностью (ответы будут в следующих томах цикла «Трилогия места»?), не покидает ощущение: все понарошку. Это убивает страх, потому «понарошку» иного мира заложено на уровне визуализации, погружения в мир романа. В некую зарисовку. Клубок метафор.
Кое-что произошло…
Вот только — что?
Возможно, ответы есть в текстах песен композитора Петера Химмельстранда. Дело за малым: выучить шведский.
1 Пётр Перминов 20-12-2019 21:23
Согласен с Дмитрием. Не страшно. И герои какие-то неинтересные. Не тянет им сопереживать.