Тишины хочу, тишины...
Нервы, что ли, обожжены?
Тишины...
(Андрей Вознесенский)
В двадцатом веке появились десятки музыкальных жанров, но при этом само слово «музыка» утратило свой лирическо-возвышенный контекст. С музыкальностью больше не связывают исключительно доброе, радостное и карамельное. Сегодня музыка — это оружие. Это способ выразить протест, выплеснуть агрессию, обозначить свой субкультурный статус, уйти в эскапизм... или пытать людей.
Музыка легко становится пыточным инструментом, когда вырывается из узкого круга своих почитателей и оказывается навязчивым достоянием невольного постороннего слушателя. Достаточно вспомнить несколько распространенных бытовых примеров: дети не выносят музыку отцов, отцы — музыку детей; пассажира маршрутки в Нижнем Новгороде подавляют среднеазиатские напевы, доносящиеся из кабины водителя; металлист вешается от рэпа, сотрясающего стены у подонков-соседей. Музыка раздражает и вызывает моральные страдания, когда не соответствует культурной, социальной или вкусовой позиции слушателя.
Этим пользуются спецслужбы.
В США
Наверняка у каждого есть такой знакомый, который, приняв на грудь, любит прослушивать на репите одну и ту же композицию. Для него это кайф, а для окружающих быстро становится головной болью. Таким методом пользовались ЦРУ во время допросов иракских террористов в начале нулевых годов.
По мнению администрации Джорджа Буша, сломать волю человека проще всего, если заставить его часами слушать повторяющиеся треки на максимальной громкости. Для пущего эффекта заключенного лишали сна, ставили в неудобную позу и включали в камере стробоскоп. В конечном итоге это приводило пленных к паническим состояниям, потере способности мыслить, дезориентации в пространстве и нередко к безумию. Такой способ психологического давления применяли в тюрьмах Абу-Грейб, Гуантанамо и Баграм.
Для пыток использовали композиции Эминема, Бритни Спирс, Брюса Спрингстина, Мэрилина Мэнсона, Queen, Nine Inch Nails, Red Hot Chili Peppers, AC/DC, Metallica, Drowning Pool и Deicide. В жанровом отношении предпочтение отдавали блэк- и дэт-металу. Ну а треки подбирали таким образом, чтобы максимально унизить чувства фанатичных мусульман. В пыточный хит-парад входили песни, которые содержали темы секса, богохульства или американского патриотизма.
На особенно «трудных» пленных надевали наушники и заставляли слушать по кругу навязчивые детские песенки или саундтреки к мюзиклам. Громкость проигрываемой музыки и ее аморальное для исламистов содержание — в сочетании с пытками светом и температурой, избиениями и изнасилованиями — нужный эффект давали быстро: от двух до пяти дней. После экзекуции обезволенные и внушаемые узники легко раскалывались и давали признательные показания — правдивые или нет.
После обнародования этих фактов многие музыканты высказались против применения их творчества и музыки в целом для психологического давления. Канадская группа Skinny Puppy даже подала в суд на Министерство обороны США за использование их композиций в Гуантанамо и потребовала компенсацию в 666 тысяч долларов. Однако некоторые музыканты одобрили тактику военных. Джеймс Хэтфилд из Metallica как-то пошутил: «Мы пытали нашей музыкой родителей и жен. Почему бы не пытать иракцев?»
Впрочем, армия США исследовала возможности музыкального насилия задолго до антитеррористической охоты на ведьм. Еще с 1950-х годов американских солдат учили противодействовать психологическим пыткам, в том числе с применением звука. Хард-рок и метал использовали и в военных операциях. Например, после вторжения США в Панаму в 1989-м году для свержения Мануэля Норьеги американские военные подразделения в течение нескольких дней включали Элиса Купера возле резиденции папского нунция, где скрывался диктатор. А во время битвы за Фаллуджу в Ираке в 2004-м году солдаты пытались спровоцировать ополченцев, громко включая на городских улицах AC/DC и Metallica. ФБР использовали похожий метод во время осады секты «Ветвь Давидова» в Техасе в 1993 году: из репродукторов на высокой громкости транслировали запись кошачьего мяуканья и песню Нэнси Синатры «These Boots».
Помимо пыток музыкой американцы разрабатывают и широко применяют различные звуковые пушки. Их используют для разгона демонстраций, подавления бунтов и во время спецопераций. Такие устройства способны дезориентировать человека или даже полностью лишить слуха.
В нацистской Германии
Во время Второй мировой войны музыкой вооружились эсэсовцы. Они разработали специальную систему громкоговорителей, которой оборудовали большинство концлагерей. Так, в Освенциме, когда заключенные уходили утром на каторгу или обессилевшие возвращались назад, по территории лагеря разливались веселые ритмы польки. Во время истязаний и расстрелов звучала громкая торжественная музыка. По свидетельству оставшихся в живых, музыкальный психологический террор в нацистских концлагерях был призван запугать и унизить, уничтожить моральный дух узников, перевоспитать в соответствии с арийскими идеалами.
В лагере Дахау музыка играла почти всегда — с раннего утра до поздней ночи заключенным включали идеологические фашистские марши, гимны, классику немецких композиторов и трансляции речей фюрера по радио. Громкоговорители располагались по периметру зданий, на крышах, в столовых и допросных комнатах. Постепенно музыка въедалась в мозг, вызывала страх и лишала любой надежды на освобождение. Во время допросов, избиений и садистских пыток громкость обычно увеличивали, чтобы заглушить крики мучеников, однако заключенным было и так понятно, что происходит. Кроме того, музыка стимулировала карателей на более изощренное и безжалостное насилие.
В Яновском лагере смерти, организованном нацистами в городе Львове в 1941 году, был даже собственный оркестр, состоящий из плененных еврейских музыкантов. Во время пыток оркестру приказывали играть энергичную и бодрую музыку — фокстрот, а во время казней — вальс Штрауса или главный хит лагеря «Танго смерти». В Яновском лагере музыка стала пыткой не только для слушателей, но и для музыкантов, вынужденных до изнеможения играть во время расстрелов, повешений и истязаний, а также для развлечения коменданта лагеря.
Незадолго до освобождения Львова лагерное руководство выстроило круг из музыкантов — около сорока человек — и приказало играть «Танго смерти». Затем по очереди был казнен каждый оркестрант: охранники выводили музыкантов в центр круга, приказывали класть свой инструмент на землю и раздеваться догола, после чего убивали выстрелом в голову. По рассказам свидетельницы, последним вывели руководителя оркестра профессора Штрикса — и перед смертью он запел на немецком языке старую польскую песню «Вам завтра будет хуже, чем нам сегодня».
В России
Кровавое дело нацистов и американцев с успехом продолжают и в России. Музыка остается удобным пыточным инструментом в российских тюрьмах, поскольку способна нанести глубокие психотравмы своим смысловым содержанием, громкостью или непрерывностью. Длительное воздействие громкой музыки угнетает нервную систему, вызывает мигрени и расстройства желудка, развивает депрессивные состояния и нарушает работу биологических ритмов, что в свою очередь ведет к сердечно-сосудистым и гормональным заболеваниям, но при этом не оставляет никаких внешних следов.
Так, в знаменитом Владимирском централе зэки пожаловались на постоянное музыкальное сопровождение в камерах. Репертуар состоит в основном из российской попсы, которая угнетает и без того тяжелое моральное состояние заключенных. Музыка играет настолько громко, что слышна даже за стенами колонии. Один из невольников централа Александр Филиппов в 2018 году даже подал в суд на тюремное руководство за встроенный в его камеру динамик и орущую даже по ночам музыку. По его словам, заключенных подвергают такой пытке, чтобы лишить возможности думать, общаться или готовиться к суду.
Бывший лидер ОПГ «Химмаш» Юрий Шорчев, отбывающий наказание в колонии Варнавино Нижегородской области, утверждал, что признания из него вытягивали посредством избиений и пыток музыкой. «Периодически меня выводили из камеры в коридор, голым ставили на «растяжку» и врубали на полную катушку Rammstein через динамик над головой. От такого сильного звука физически ужасно больно, из ушей шла кровь. Такая музыка могла свести с ума. Хотелось кричать!» — рассказывал Юрий.
Жалобы на музыкальные пытки поступали из исправительной колонии № 8 в Ярославской области и колоний в Копейске и Кыштыме в Челябинской области. По словам заключенных, воздействию громкой музыки подвергали всех, кто попадал в штрафной изолятор. Музыкальные экзекуции в сочетании с избиениями и издевательствами продолжались неделями. Чаще всего проигрывались песни из советских мультфильмов, «Голубая луна» Бориса Моисеева и «Дуся-агрегат» группы «Любэ», а в особых случаях — записи истошных криков. Цель таких пыток — принудить отказаться от жалоб на тюремную администрацию, заставить смириться с несправедливостью тюремной жизни и сформировать условный рефлекс у заключенных.
Однако музыкальная психическая атака широко применяется не только в казенных домах. Современный российский горожанин вынужден слушать музыку практически на каждом шагу своей жизни: в общественном транспорте, на улицах и в парках, в супермаркетах и торговых центрах, в кафе и ресторанах. Что это, если не способ заглушить мысли? Ведь под громкую веселую музыку так легко улыбаться, покупать ненужные вещи и пользоваться ненужными услугами. Когда играет музыка, не очень-то хочется думать о социальной несправедливости, решать неочевидные проблемы или общаться с другими людьми. А если музыка бесит — так даже лучше, думать еще сложнее.
Постепенно люди привыкают к бесконечному саундтреку собственной жизни и начинают чувствовать дискомфорт в тишине. Когда поблизости нет колонок или репродукторов, они достают наушники и с радостью продолжают навязанную пытку, уходя от мира все дальше.
Как видим, музыка далеко не так безобидна, как может показаться. Сильные мира сего — спецслужбы, маркетологи, военные — давно сделали из нее средство манипуляции людьми. Музыка усыпляет бдительность и ослабляет волю, а при правильном использовании способна свести с ума.
Вот вам совет: выключите домашнюю акустику, оставьте свои блютуз-колонки для загородных вечеринок, избавьтесь от радиоприемников и не злоупотребляйте наушниками. Ведь если сегодня вы невзначай испытываете чье-то терпение своей музыкой, то, вполне возможно, завтра будут испытывать вас.
Комментариев: 0 RSS