DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

«Рада & Терновник»: «Для нас альбом – живое существо»

«Рада & Терновник» — уникальная группа, постоянно меняющая стили, но остающаяся собой, звучащая на радио, но всегда совершенно независимая от любых форматов. А в наше непростое время, в разгар пандемии, музыканты умудрились записать новый альбом, который выйдет на CD, виниле и будет издан английским лейблом, специализирующимся на… классической музыке. Презентация планируется в Вене. Обо всем этом лидер и основатель группы Радислава Анчевская рассказала в эксклюзивном интервью журналу DARKER.

Группа «Рада & Терновник» известна своей изменчивостью: стилистика менялась от готик-рока и нео-фолка до трип-хопа... Как происходят подобные изменения? Это каждый раз осознанное решение «пойти вот этим курсом» или постепенный процесс накопления изменений в звучании?

Этот вопрос мне задают с завидным постоянством. Дело в том, что стилистику обозначают слушатели. Группа играет свою музыку, в которой сразу «прошита» возможность практически любого стилистического решения. Иными словами… сейчас то, что мы играем, наиболее гармонично назвать «психоделический рок», но…. это обозначение к музыке группы можно было приложить абсолютно всегда. Просто именно сейчас эта грань творчества высветилась ярче, чем остальные. Никуда не делась фолк-составляющая, поэтому есть песни вполне дарк-фолковые или фолк-роковые. «Вспомянешь» с Аленой Ка Бу (вокал) в нашем альбоме — абсолютно фолк-хит. А «Шаманы» с вокалом каргыраа (самый низкий стиль тувинского горлового пения) Альберта Кувезина — world-music как есть. А «Иван-дурак» — вполне себе нео-фолк.

«Пойти вот этим курсом» с группой получилось ровно один раз, когда мы писали осознанно и под заказ альбом «Любовь моя Печаль», практически сразу выкупленный и переизданный французской дарковой фирмой Prikosnovenie. Да, тогда мы сделали альбом условного трип-хопа, впрочем, в своем понимании этого жанра. Во всех остальных случаях музыку определяют музыканты (те, которые в данный момент играют в группе) и та музыка, которая звучит в пространстве. В каждый отрезок времени актуализируется своя музыка. Нынешнее время — время психоделии.

У разных групп понятие альбома различается: это может быть единое концептуальное произведение или просто сборник песен «за отчетный период». Как принимается решение «пора записать новый альбом» в «Рада & Терновник»?

Это либо новый состав группы, который привносит новое звучание и новые смыслы в мои песни, либо некое количество новых песен. Думаю, у всех точно так же. Это никогда не бывает только сборник песен — хотя бы потому, что песни приходят сами и тоже зависят от атмосферы в пространстве. Поэтому они приходят примерно в едином ключе, с единым запахом и цветом. И уже к этим новым песням притягивается некоторое количество старых. Для нас всегда альбом — это целостное произведение, некая Повесть со своим развитием, живое целостное существо.

Какой, на твой взгляд, сейчас вообще смысл выпускать диски? Насколько ты можешь судить, спрос на диски «Рады & Терновника» остался прежним или в какую-либо сторону изменился?

Все сложно. Мы создаем для того, чтобы это осталось в вечном пространстве. Поэтому, как ни странно, лучше заякорить музыку на физическом носителе. Это мистическое объяснение. Обычное — CD перешли в разряд сувенирной продукции, часто их уже и не слушают, но людям приятно иметь такой сувенир дома. Почему бы нет? Опять же, мы не будем останавливаться на выпуске CD в английской фирме A-RAM, специализирующейся на издании классической музыки. Мы намерены выпустить винил, пластинки снова набирают популярность.

Насколько я понимаю, ты никогда не выступала против выкладывания своих альбомов в Сеть. Теперь они и вовсе легально доступны на стриминговых сервисах. Как ты относишься к последним? На твой взгляд, это достаточно эффективное средство продвижения музыки?

Ну, я не столько думаю о продвижении музыки, сколько о том, чтобы она была доступна всем, кому необходима. Стриминговые сервисы — просто еще один вид сервисов, где можно нас услышать. Поэтому новый альбом благодаря «Союз-мьюзик» (они нас распространяют в электронном виде) выложен на всех платформах — и ITunes, и AppleMusic, и Spotify, и Bandcamp, и ЯндексМузыка, и ВК — я даже не все помню).

Пользуешься ли ты подобными сервисами сама? И если да, то, на твой взгляд, меняет ли стриминг восприятие музыки слушателем? В том числе и твоей музыки.

Я слушаю на ЯндексМузыке много. Конечно, меняет. Например, сложно оценить изысканность звучания, увы. Все слушают музыку в ма-а-а-аленьких наушниках, на бегу, ничего толком не слышат. Поэтому и слушают то, где просто музыка как фон для повседневной жизни или поездки в метро. Я все же надеваю очень хорошие наушники и слушаю музыку только дома.

Если бы понадобилось представить твой новый альбом в нескольких словах, как бы ты его описала?

Рассказ о переходе в новую эпоху в стихах и голосе. Визионерские пляски.

Первоначальный вариант сведения альбома «СныВидения», насколько мы понимаем, был отвергнут. Чем он отличался от итоговой версии? И есть ли у меломанов надежда когда-нибудь услышать отвергнутую версию, хотя бы из любопытства? В рамках какого-нибудь «архивного переиздания», например? Ведь, как ты говоришь, готовится виниловая версия, и там сведение тоже будет различаться. Чем именно и почему?

Первоначальный вариант выкладывать мы не будем. Он был интересен по концепции: сделать альбом как концертную запись. К сожалению, в этом концепте потерялись многие интересные музыкальные решения, к тому же были чисто технические погрешности, которые мы увидели далеко не сразу. Да, «гаражный» и «грязный» звук — это забавно, но для такого концепта мы лучше запишем именно концертную запись с таким звучанием. Для винила уже сделано отдельное сведение. Оно основывалось на том звуке, который есть на старых рок-винилах, выпущенных в Америке и Европе. Владимир Анчевский специально закупился рок-винилами тех времен и сделал приближенное к ним звучание. Звук на виниле и CD будет принципиально разным.

Почему было решено выпускать альбом именно в Англии и именно на этом лейбле, а презентацию его проводить именно в Вене? Каково это было вообще — работать над альбомом в пандемию?

К нам обратился лейбл, занимающийся только выпуском классики. Это очень почетно, когда твою музыку хотят выпустить люди, много лет работающие с классическими произведениями. Впрочем, мы и есть классикаsmile. Сразу была достигнута договоренность о выпуске CD и винила. Один из офисов лейбла находится в Вене. Кроме того, тираж CD был напечатан на немецком заводе (немцы очень хорошо печатают CD) и весь хранится сейчас тоже в Вене. Был запланирован европейский тур, посвященный выпуску «СныВидения» (DreamVisions), и начинаться он должен был из Вены. Альбом мы писали до пандемии, и все эти планы были разработаны тоже до наступления локдауна. На композицию «Кали-Юга» выходит клип режиссера Дмитрия Стасюка.

В записи альбома принимают участие приглашенные музыканты, включая Сергея Летова и Альберта Кувезина («Ят-Ха»), Андрея Жилина, Кирилла Паренчука, Алену Ка Бу. Эти песни изначально писались под их участие? Или идея пригласить их появилась позднее, в ходе работы? И как вообще возникло это сотрудничество? Ты уже играла с Летовым и Паренчуком, но Алена Ка Бу, Кувезин и Жилин, кажется, участвуют в ваших записях впервые?

Песни пишутся как пишутсяsmile. Не всегда даже понятно, станут они достоянием группы или я их буду петь только на своих акустических концертах. Но вот с «Вороненком» получилось забавно. Когда-то я только-только написала эту песню под сильным внутренним влиянием и как дань памяти Егору Летову. На дне рождения Сергея Летова, на берегу реки, я сыграла и спела эту свежую песню под гитару, и Сергей сразу сказал, что если я ее буду записывать, то обязательно с его саксофоном. Он уже знает, что он там сыграет. Через несколько лет мы так и сделали — я точно знала, что «Вороненок» будет записан непременно с саксофоном Сергея Летова. В песне «Шаманы» был просто необходим мужской низкий горловой вокал. Самый низкий голос на планете (и это зафиксировано книгой рекордов Гиннесса) — у Альберта Кувезина. К нему и обратились! Был необходим подземный рык, каргыраа, тот звук, которым шаман общается с духами Нижнего мира. Но Альберт спел и высоким горловым пением — так общаются с духами Верхнего мира. Поэтому «Шаманы» получились воистину шаманским призыванием. Альбом «СныВидения» включает в себя и заговор для привлечения драконов — в песне «Животное». Впрочем, «душа моя в теле животного белого» — тоже шаманский мотив. Шаманы могли бегать волком и летать орлом. С Андреем Жилиным (японская флейта сякухати) я давно хотела посотрудничать, и в акустической нео-фолк-песне «Иван-Дурак» мы совместили японскую флейту и индийский перкуссионный инструмент табла (Кирилл Паренчук). С Кириллом мы когда-то играли и записывались, он очень яркий музыкант. С Аленой Ка Бу мы несколько раз выступали вместе — например в цикле театрализованных представлений «Бегущая с волками», и ее чувственный голос мне очень нравится. Давно хотелось спеть двухголосие.

Если уж речь зашла о сотрудничестве: есть ли какие-то музыканты, с которыми «Рада & Терновник» с удовольствием посотрудничали бы, но пока не довелось? Какие и почему именно они?

Я не загадываю. Хочется больше спонтанных взаимодействий.

Насколько будут отличаться концертные версии композиций из альбома? Партии приглашенных участников планируется передоверить другим музыкантам? Может быть, другим инструментам? Или сами аранжировки поменяются?

Все же альбомная версия — это одно, а концерт — принципиально другое. Для альбома важно, чтобы эту музыку хотелось много раз переслушивать, находя в ней все новые интересные музыкальные решения. Все больше изысканных игр между гитарой и бас-гитарой, между барабанами и саксофоном и прочее. Для концерта самое важное — та энергия, которая непосредственно передается от музыкантов зрителю. К нам люди приходят изможденные будничными делами, и после концерта они уходят окрыленными, напитавшись нашей энергией и нашей музыкой. Мы открываем врата в иные пространства и соединяем мир будничный с миром небесным, с миром магическим. А вся энергия и магия — она идет с небес иных миров. Поэтому нет разницы на концерте, какие партии будут сыграны — мы очень много импровизируем. То, что музыкант видит и ощущает именно в этот день, именно для этой публики, то, чем он хочет поделиться именно в этом пространстве и именно с этими людьми, — вот это музыкант и играет. Главное — открыть врата и дать людям энергию.

В новый альбом вошла ранее уже известная композиция «Где-то сказки были» в новой аранжировке. Почему была выбрана именно она?

Мне нравится эта песня, а все предыдущие версии, которые были записаны и выпущены в разных альбомах, меня не удовлетворяли. Наконец-то мы ее записали правильно.

Планируете ли вы во время тура исполнять в рамках одной программы и песни с нового альбома, и прежние свои произведения? Если да, то будут ли последние переаранжированы в той же стилистике, что и новый альбом?

В рамках тура будут исполняться и песни из нового альбома, и, конечно, те, без которых нельзя представить концерт «Рада & Терновник». Это печальная «Ты будешь танцевать», яркая «Саламандра», фолк-рок-хит (на который снят чудесный клип под Архангельском) «А придет пора», импровизационная психоделическая «Этническая» (которую мы иногда на концерте играем минут двадцать, меняя ритмы и мелодии), баллада «Ангел мой светлый» и многие другие. Стилистику определяют музыканты, и сейчас очень много привнес бас-гитарист Николай Котовский, играющий с использованием разных примочек для бас-гитары так, что его инструмент порой звучит как орган. Сочетание бас-гитары с гитарой невероятно круто развивающегося гитариста Владимира Анчевского сейчас дает абсолютно уникальный стиль. Владимир очень много импровизирует, играет неожиданно, в своем узнаваемом стиле, с психоделикой и рок-н-роллом в одном флаконе, как будто на сцене Вудстока. У Терри Пратчетта в «Роковой музыке» («Soul Music») гитарист берет в руки гитару — и она поет сама. Вот так же и у Анчевского — все время кажется, что его гитары поют в его руках сами, призывая из пространства сам Дух рок-музыки.

Подробнее ознакомиться с творчеством коллектива можно в официальном сообществе ВК и на YouTube-канале. Автор всех использованных в интервью фотографий Борис Панкин.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)