DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Роберт З’Дар – форменный маньяк

Наверняка большинство читателей смогут узнать героя нынешней статьи по фото, но едва ли многие с уверенностью назвали бы его имя без подсказок. Что поделаешь, есть такая категория лицедеев, которым попросту не суждено стать звездами первой величины, несмотря на редкий талант и запоминающуюся внешность.

Но мир хоррора, вечно балансирующего между общественным признанием и андерграундом, тем и хорош, что зачастую дарит возможность сколотить фан-базу не только признанным мастерам, но и тем, кто в основном снимался либо в треше, либо в ролях второго, если не третьего плана. И сегодня мы вспомним добрым словом Роберта З’Дара, приурочив статью о нем к 70-й годовщине со дня его рождения.

Талант под личиной мужлана

Родился герой сегодняшнего повествования 3 июня 1950 года в Чикаго, городе красивом, но во все времена криминальном. Настоящее имя будущего актера, продюсера и музыканта — Роберт Джеймс Здарский. Фамилия звучит непривычно для американцев, но легко объясняется его литовским происхождением. Им же объясняется и специфическая внешность Роберта. Очень характерная форма его лица — последствие болезни, известной как «херувизм». Более научно она зовется «семейно-наследственная фиброзная остеодисплазия», по сути – генетическая мутация, и довольно редкая, заставляющая утолщаться и расширяться костную ткань нижней челюсти.

Среди его родни не нашлось бы, насколько можно судить по скупой информации в открытых источниках, никого, сколь-нибудь близкого к искусству. Однако, к счастью, родители Роберта были не из тех, кто стал бы препятствовать сыну заниматься тем, что ему по душе.

Школу будущий З’Дар закончил уже в другом городке штата Иллинойс, носящем пасторальное название Хиллсайд. Насколько известно, в учебе он не блистал, но и среди последних учеников никогда не был. Зато еще в школе к нему прилепилась кличка Челюсть, которую потом использовали и некоторые взрослые знакомые актера.

В 1968 году, одолев школьный курс, Здарский поступил в Государственный университет Аризоны, где изучал не что-нибудь, а изобразительное искусство. В этой области он и получил звание бакалавра, на чем решил закончить формальное образование. Параллельно с учебой в университете Роберт много времени посвящал музыке, освоил, как минимум, гитару и клавишные, да еще и научился неплохо петь. С этим набором талантов Здарский без проблем нашел себе место в группе Nova Express. Музыкальной карьеры, правда, не сложилось. Максимум, чего смогли достичь талантливые ребята, — это выступления на разогреве у The Who и Jefferson Airplane.

Вскоре Роберт и вовсе забросил сцену. Имея за плечами опыт выступлений да диплом бакалавра в области изобразительных искусств, наш герой вернулся в Чикаго и устроился работать… в полицию. Сложно сказать, что подтолкнуло его надеть погоны, но карьера стража закона долго не продлилась. Уже в 1985 году Роберт З’Дар впервые засветился на экране. Роль была небольшой: всего лишь мелькнувший в эпизоде охранник, зато в известном сериале «Детективное агентство "Лунный свет"». После этого было еще несколько небольших ролей, а уже в 1987 году Роберт перебрался в Голливуд в поисках своей счастливой звезды.

Любопытно, кстати, что в ранний период Здарский пользовался несколькими псевдонимами: Вест, Дарси, Здар. Фамилия З’Дар, под которой он и стал известен, прочно закрепилась как раз в 1987-м.

Роли разные важны

За свою актерскую карьеру Роберт З’Дар снялся более чем в 100 фильмах. Так как он был актером, чаще всего занятым на вторых-третьих ролях, жанровое разнообразие этих работ велико, но преобладали среди них боевики и ужасы. Причиной тому, без сомнения, была своеобразная внешность героя этой статьи. Разумеется, рассказывать обо всех его работах подробно в рамках одной статьи нереально, так что лучше поступить иначе и вспомнить о самых запоминающихся появлениях Роберта на экране. Разумеется, оставив «на сладкое» его самую известную роль, принесшую актеру славу в хоррор-сообществе.

И первая лента с участием героя статьи, которая приходит на ум, — это, конечно, «Черри 2000». Сумбурная трешеватая комедия в постапокалиптических декорациях а-ля «Безумный Макс», повествующая о мужчине, пытающемся оживить свою жену-андроида Черри. Снята «Черри 2000» бодро, живо и порой больше напоминает приключенческий боевик, чем, собственно, комедию. Роль Роберту З’Дару в этой ленте досталась совсем крохотная, но он необъяснимым образом стал одним из самых запоминающихся персонажей.

Увы, повесть о любви к неодушевленной железке не очень популярна в России. Вышедший в 1988 году на экраны, этот фильм почему-то либо вовсе не добрался до того, что в то время принято было называть кинопрокатом на наших просторах, либо не снискал широкой известности. А вот «Танго и Кэш», лента всего на год младше, известна почти любому русскоговорящему зрителю, заставшему расцвет эпохи VHS-кассет.

В истории о соперничестве между двумя копами З’Дар снова сыграл персонажа в эпизоде и опять сумел чем-то запасть в душу зрителям. Не в меру агрессивный уголовник с очевидной кличкой запомнился очень многим, и, положа руку на сердце, порой кажется, что на месте одного из главных героев этот актер смотрелся бы даже брутальнее.

Впрочем, сейчас классический для тех времен криминальный боевик с крутыми копами, перестрелками и пафосными шутками стоит смотреть разве что ради того, что режиссировал его (хотя и не до конца) Андрей Кончаловский. А вот следующий фильм в списке достоин внимания уже по другим причинам.

Роберт З’Дар в фильме «Последний приказ»

«Последний приказ» — это… Сложно описать, что это такое. Это «Красная жара» на минималках. Это худшие работы Домогарова, но без Домогарова. Это развесистая клюква как она есть, за которую даже сердиться на заокеанских соседей не получается. В этом фильме, который вышел в 1990 году, плохо абсолютно все, и именно потому его и не хочется ругать, а даже тянет порекомендовать к просмотру.

Итак, согласно сюжету этой нетленки, ядерная война между СССР и США все же происходит, но мир так и остается биполярным, и сверхдержавы продолжают делить тесный земной шарик. Кидаться боеголовками, правда, больше никто не хочет — теперь судьбу выжившей части человечества предпочитают определять в кулачном поединке. Дерутся, само собой, не правители постапокалиптических государств, а бойцы спецназа. И солдата в красно-коммунистическом углу играет именно герой нашей статьи! Ну, и правда, каким еще может быть переживший ядерный ад русский, как не двухметровым верзилой с тяжелой челюстью и злым взглядом?..

Но фильм, повторимся, все же можно рекомендовать к просмотру. Ради З’Дара и хорошего настроения.

И кстати, «Последний приказ» — не единственная картина, в которой Роберту приходилось играть иностранцев. В вышедшем на год позже «Полицейском-самурае» он уже не менее уверенно исполнил роль японца. Вот что значит мастерство!

Боевики, в которых доводилось сниматься Роберту З’Дару, сложно назвать иначе, чем «треш», не только в хорошем, но и в плохом смысле этого слова. Зато куда лучше все обстоит с ужасами. Нет, конечно же, это тоже не были сплошь шедевры, но весьма крепкие фильмы, достойные просмотра уже без всяких шуток, среди них преобладали.

К примеру, в 1988 году свет увидел фильм «Ночной охотник». Мрачноватый, хотя и не лишенный комедийных элементов триллер о маньяке, открывшем настоящий сезон охоты на проституток. Противостоит жестокому палачу, как водится, детектив-алкоголик в паре с молодым болтуном-юмористом. Все предельно брутально, герои позвякивают… ну, всем, что должно позвякивать у крутых копов, и в целом кино можно было бы и не записывать в разряд «темного», если бы не З’Дар, усилиями которого антагонист стал не просто злодеем-картонкой, а рельефной и пугающей фигурой в ночи. Вообще говоря, порой создается впечатление, что благодаря именно этой роли Роберт позже и получил приглашение на съемки ленты, ставшей его визитной карточкой. Но об этом чуть позже.

А пока лучше вспомнить еще один достойный кровавый ужастик старой школы — «Гротеск». Тут сюжет чуть сложнее. Девушек, случайно попавших в неприятную ситуацию, преследует компания кровожадных панков, которые, сами того не зная, становятся объектом охоты кое-чего куда хуже, чем они сами. З’Дар играет в этом фильме как раз одного из панков, и надо сказать, что выглядит в этой роли неожиданно, но впечатляюще. Также хочется отметить, что именно «Гротеск» доказывает: Здарский далеко не актер одной роли, таскающий свое амплуа из ленты в ленту. Панк в этой картине максимально не похож ни на загадочного маньяка-оккультиста из «Ночного охотника», ни на отморозка-уголовника из «Танго и Кэша». И если актерское мастерство — это во многом о перевоплощении, то З’Дара с полным основанием можно назвать мастером своего дела!

Еще одним доказательством этому может служить его роль в фильме «Сборщик душ». Тут наш герой исполнил роль ангела смерти, задача которого — пленять души умирающих людей и доставлять их в мир иной. Ангелов смерти в этой ленте сразу несколько, но, положа руку на сердце, по-настоящему впечатляет только один из них — молчаливый, замкнутый, мрачный. И совсем не похожий на жаждущего крови и жестокого веселья панка. Даже жаль, что это снова оказалась роль второго плана — очень уж колоритно вышло!

Служить и защищать? Мстить и убивать!

Сейчас об этом уже даже странновато говорить, но главного фильма в карьере Роберта З’Дара вполне могло и не случиться. Дело в том, что Ларри Коэн, написавший сценарий породившего небольшую франшизу хоррора, долго не мог пристроить свое творение. Студии попросту отказывались экранизировать материал, казавшийся им слишком уж спорным и поднимающим чересчур острую социальную проблему — насилие со стороны полицейских. И их, в общем-то, несложно понять! Столько усилий было потрачено на создание положительного имиджа американского копа — и вдруг маньяк в форме, которая, вообще-то, должна вызывать исключительно положительные эмоции! Да и не оскорбятся ли силовики, увидев такой образ на экране?

Однако же в конце концов нашлись среди кинематографистов и те, кто решился пойти на риск. Бюджет первой части картины составлял немногим больше одного миллиона долларов, так что никто не питал особенной надежды на успех, и вскоре после выхода на экраны стало ясно, что этот пессимизм был вполне обоснованным. В прокате «Маньяк-полицейский» собрал чуть более половины суммы, затраченной на его производство. Сценарист, выступивший также продюсером своего детища, после еще не раз заявлял, что ему остались должны около четверти миллиона долларов. То есть работа не окупилась вообще.

Но деньги деньгами, а зрители (по крайней мере, фанаты хоррора) прониклись ужастиком о копе-убийце, что позволило спорной картине встать в один ряд с культовыми лентами о маньяках. Естественно, почуявшие запах денег дельцы от киноиндустрии живо среагировали и выпустили аж два продолжения, причем вторая и третья части франшизы снимались фактически одновременно.

Нельзя сказать, что сиквел и триквел качественно отличались от оригинала (третья часть вообще кажется довольно слабой), но можно уверенно заявлять, что «Маньяк-полицейский» — это отличный пример трилогии, выглядящей достаточно цельно. По крайней мере, рекомендовать к просмотру можно все три части без всяких оговорок.

Без сомнений, столь высоко ценятся эти картины в том числе и потому, что роль убийцы в форме неизменно играл Роберт З’Дар, имя которого теперь прочно ассоциируется с трилогией «Маньяк-полицейский».

* * *

Планы о возвращении немертвого копа на экраны до сих пор то и дело озвучиваются представителями то киностудий, то стриминговых сервисов. Но воз, как говорится, и ныне там. Возможно, оно и к лучшему, ведь сердце Роберта З’Дара перестало биться 30 марта 2015 года, когда актеру было всего 64 года. А без него «Маньяк-полицейский» будет уже совершенно другой картиной.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)